Вопросы современного образования в России

Хочу представить вашему вниманию небольшую заметку – всех сегодня волнует ситуация с современным образованием. мы видим, как в братском государстве 23 года закрывания глаз привели к катастрофическим последствиям. Может быть приведенная ниже информация покажется кому-то полезной.

Часто можно слышать мнение о том, что те или иные вузовские или школьные дисциплины могут не пригодиться (в явном виде редко пригождаются), зря тратил время и прочее, прочее, прочее. Попробую привести свою точку зрения, построенную на личном педагогическом опыте, а также материале, который довольно уже продолжительное время хранится в моей памяти и постепенно выстраивается в некую картину, приближенно описывающую реальный расклад дел. Итак, традиционная схема образования, что школьного, что высшего подразумевает изучение довольно большого спектра разноплановых дисциплин (математика, физика, химия, рисование, пение, география, литература и т.д.). Я являюсь сторонником классического советского образования по одной простой причине – только такой формат позволяет создать полноценную личность. Громкие слова? Отнюдь. Для этого утверждения можно привести несколько убойных доказательств.


Всю жизнь в мозге человека формируется система знаний об окружающей действительности – поскольку сам мозг является сверхсложной системой, развитие подобной системы, пусть во многом и приближенно описывающей все то, что вокруг нас, является действием вполне реальным. Что представляет собой эта система – взаимосвязанный набор фактов, представлений, ощущений, понятий, описывающих окружающую реальность. Смею полагать, что в полной мере именно системная структура начинает формироваться в детстве, когда ребенок задает вполне конкретный вопрос – почему? Это тот самый вопрос, который является лакмусовой бумажкой начала создания и полноценного системного развития структуры реального знания. В природе, окружающей нас, не существует математики отдельно от физики, а биологии отдельно от математики, химии и литературы с историей . Следовательно, мы постоянно должны ощущать, распознавать наличие системных связей между элементами сверхсложной мозаики, окружающей нас. Классическое образование как раз и призвано делать это самым фундаментальным образом. Если у человека сформирована полноценная, мощная и нормально функционирующая система представлений, знаний, то ее функциональность не вызывает никаких сомнений – любая новая информация, поступающая в наш мозг, подвергается системному анализу и в зависимости от возможности встраивания в имеющуюся систему делается вывод о ее надобности. Грубо говоря, человек с развитым системным знанием, мышлением, не попадется в руки сектантов, поскольку те элементы, которые они пытаются внедрить в сознание пострадавшего, в своей системной сложности уступают системе знаний и представлений нормально развитого и системно функционирующего разума.
Немаловажными в поддержку классического образования являются некоторые медицинские факты. Известно, например, что мозг обладает выборочным кровообращением, т.е. занимаясь спортом в более активном режиме снабжаются кровью те области мозга, которые отвечают за координацию, работу сердечно-сосудистой системы, обмена веществ. Решая математическую задачу, вовлекаются другие области. Занимаясь поэзией и рисованием – третьи и четвертые. Области, не вовлеченные в работу, постепенно деградируют из-за недостатка кровоснабжения. Этим объясняется невозможность получения некоторых навыков пожилыми людьми. Т.е. хочешь полноценно здоровый мозг – развивай его разнопланово. Это медицинский факт. Другой стороной медали является то, что перегруженные нейроны(перегрузка заключается в том, что не успевают выводиться продукты жизнедеятельности клетки) также перестают нормально выполнять свои функции (равномерная, постепенная учеба в течении семестра, а не в последний день перед экзаменом, никак не навредит нейронам). Как мне кажется, довольно убедительная информация о пользе классической многоплановой схемы образования.


Теперь немного о медицинских аспектах мотивации – как ни прискорбно об этом писать, по крайней мере до определенного возраста, вся наша мотивационная суть сводится к трем вещам (в тех или иных проявлениях) – еда, размножение, доминирование. Мозг гораздо охотнее снабжает кровью те области мозга, которые отвечают за реализацию этих функций. Энергетическая концепция говорит о том, что в момент активной умственной деятельности мозг потребляет до 25 % всех ресурсов организма. Естественно то, что он очень не хочет тратить столько энергии на сомнительные с его точки зрения мероприятия. По большому счету он работает по принципу суперэвм – включается в активную фазу в момент наибольшей необходимости. Нейробиологи утверждают, что в фоновом режиме показатели нашего мозга не особо отличаются от представителей фауны (чуть не написал – флоры). Т.е. главный вопрос образования, мотивация, сводится в таком случае к алгоритму обмана собственного мозга. Обмануть, чтобы заставить поработать. Может ли иметь человек цели, выше трех озвученных ранее необходимостей? Может (от животных мы все-таки в большинстве своем отличаемся), но далеко не каждый на это способен. Возможно ли обучаемому создать мотивацию, не привязанную к опять-таки трем инстинктам? Боюсь, что в рамках сегодняшнего общественного формата это задача сверхсложная.

автор текста Христофор Багдасаров