Россия стала лидером в области боевых роботов.

Россия вышла на лидирующие позиции в мире в ключевой области новейших вооружений — боевых наземных роботах. Об этом говорится в последнем номере влиятельного британского научного еженедельника «Нью Сайентист» (New Scientist)

Рассмотрим некоторые модели роботов для Российской армии:
«С созданием на «Ижевском радиозаводе» мобильного робототехнического комплекса (МРК) Россия, судя по всему, стала лидером в новой сфере автоматических оборонных систем», — отмечает еженедельник. Робот призван осуществлять охрану мест базирования стратегических баллистических ядерных ракет, передает ИТАР-ТАСС.

«Армия США построила аналогичную систему, известную как SWORDS, однако ее испытания в Ираке оказались неудачными — роботы в ряде случаев стреляли по собственным войскам, — отмечает еженедельник. — В результате Пентагон отказался от наземных роботов-автоматов, способных самостоятельно открывать огонь по целям». Российские специалисты оказались более удачливыми, создав робота, обладающего основами искусственного разума. Некоторые модели уже сейчас появляются в армии и на тестировании.Роботы Платформа-М
«Научно Исследовательский Технологический Институт (НИТИ) Прогресс» в Ижевске создал новейший роботизированный комплекс «Платформа-М» в интересах вооруженных сил России. Это бронированный робот, управляемый дистанционно, вооруженный гранатометом и пулеметной системой для ведения боя без непосредственного контакта с противником.

«Платформа-М» является универсальной боевой платформой, используется для ведения разведки, обнаружения и уничтожения стационарных и подвижных целей, огневой поддержки подразделений, патрулирования и охраны важных объектов. Комплекс имеет возможность наведения оружия, сопровождения и поражения целей в автоматическом и полуавтоматическом режимах управления, оснащен оптико-электронной и радиолокационной станциями разведки. Многие жители Калининграда могли уже видеть их на репетиции парада в этом городе,

В состав новейшего боевого комплекса входят средства дифференцированного бронирования шасси и оружейной платформы. Комплекс может обеспечить возможность ведения боевых действий в ночное время суток без демаскирующих факторов.

«Платформа-М» разрабатывалась в течение 4 лет, прошла испытания и первые серийные образцы уже поступили в вооруженные силы России.

Роботы типа МРК-27 – БТ
Специалистами МГТУ имени Н. Э. Баумана была создана боевая машина робот МРК-27 – БТ, основной задачей которой является ведение боевых действий на самых опасных участках, именно она должна заменить солдата в сложных ситуациях и сохранить ему жизнь.

На вооружении робота стоят два гранатомета, два огнемета «Шмель», пулемет «Печенег» и 100 патронов к нему, помимо этого для обеспечения собственной безопасности машина оснащена 6-ю дымовыми гранатами. Также на машину установлено несколько камер, при помощи которых оператор может эффективно управлять огнем. Ствол пулемета может опускаться вниз, что позволяет вести огонь со здания по земле.

Интересной особенностью является то, что машина робот обладает стандартным вооружением, в которое не было внесено никаких изменений, поэтому солдат может отдать свое оружие машине и она будет свободно его использовать. Оператор, управляющий этой роботизированной техникой может находиться на расстоянии 200-500 метров от машины. Российские специалисты установили особые гусеницы, дающие эффективное сцепление с поверхностью земли, при этом отдача при стрельбе из пулемета гораздо ниже, чем у зарубежных аналогов. К примеру боевой робот Swords (США) дает сильную отдачу во время стрельбы.

Робот под рабочим названием ДУМ
Боевой робот «ДУМ» активно тестируется. Весит около тонны, по размерам соответствует примерно половине автомобиля «Ока», оснащена пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм и способна действовать на расстоянии до 1,5 км от своих войск. В настоящее время опытный образец машины проходит испытания.

Управлением робота занимается оператор по радиоканалу. Канал связи говорят особо защищённый.

Эта разработка научно-производственного центра «Спецтехника», ОАО «НИТИ Прогресс» и ряда других закрытых предприятий Ижевска.
РБТК амфибийного типа

Разработки Государственного научного центра «Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики». Одной из представленных новинок стал Боевой роботизированный комплекс РБТК.

Боевой роботизированный комплекс (РБТК) является сочетанием модернизированного вездехода Арго, вооруженного боевым модулем. Боевой модуль управляется дистанционно.

Разработка предназначена для разведки и патрулирования местности, поражения живой силы врага, а также небронированной или легкобронированной техники. Модернизированный вездеход АРГО обеспечен защищенным днищем, предельно низким центром тяжести, колесами со специальным протектором. Есть возможность использовать гусеницы.

Технические характеристики РБТК:

Полная снаряженная масса не превышает 1020 кг;
Максимальная скорость передвижения — 20 км/ч
по воде — до 2,5 узлов.
Максимальные габариты, мм: 3350x1850x1650;
Время непрерывной работы, ч — не менее 20;
Вооружение: Пулемет (7,62 мм) ПКТ (3 РПГ-26, РШГ — 2).
Во время морских десантных операций, дистанционно управляемая платформа способна обеспечить огневую поддержку десантно-штурмовым группам; вести разведку на побережье; доставлять грузы подразделениям ведущим бой на берег.

Мобильный ударно-разведывательный робототехнический комплекс для РВСН

Представляет собой управляемую по радиоканалу без экипажную боевую машину повышенной проходимости на гусеничном шасси. Комплекс предназначен для решения задач охраны объектов РВСН.

МРК представляет собой управляемую по радиоканалу безэкипажную боевую машину повышенной проходимости на гусеничном шасси. Комплекс предназначен для решения задач охраны объектов РВСН. Машина вооружена станковым пулеметом «Корд», танковым пулеметом Калашникова и 30-миллиметровым станковым автоматическим гранатометом.

В Серпуховском военном институте — филиале военной академии РВСН имени Петра Великого 21 апреля состоятся испытания опытного образца.

МРК оснащен техникой для ведения разведки, обнаружения и уничтожения стационарных и подвижных целей, огневой поддержки подразделений, патрулирования и охраны важных объектов в составе автоматизированных систем охраны. Комплекс планируется применять вместе с боевой противодиверсионной машиной «Тайфун-М», созданной на базе БТР.

Робот «SRX 3» двойного назначения

«SRX 3» — беспилотное транспортное средство повышенной проходимости. Предназначено для перемещения полезной нагрузки весом до 100 кг по грунтовым дорогам, пересечённой луговой и степной местности, расчищенным лесным просекам и тропинкам. По проходимости не уступает полноприводному бензиновому квадроциклу с объёмом двигателя 350−400 см³. Робот имеет гражданскую версию и специальную для нужд специальных служб государства и разведки.

Проезд по маршруту осуществляется в полностью автономном режиме, без участия оператора.

Маршрут движения робота может быть задан по карте или посредством тестового проезда. Во втором случае, первоначальный, тестовый проезд под управлением оператора позволяет сразу получить оптимальный маршрут и в дальнейшем практически не менять его, за исключением случаев возникновения непреодолимых препятствий. При автоматической прокладке первичного маршрута его оптимальность может быть достигнута лишь при многократных проездах, с возможностью некоторого отклонения от первоначально заданного пути следования, в случае повышенных затрат энергии на участке движения.

Система автоматического управления движением обрабатывает данные от трех подсистем: приёмника спутниковой навигационной системы, датчика курсового угла по изображению курсовой камеры, блока инерциальной навигационной системы, в комплексе с механическими одометрами, смонтированными на оси каждого из колес. Комплексирование данных от выше перечисленных систем, имеющих разную физическую природу получения информации, обеспечивает надежное определение местоположения, и как следствие, выбор истинного пути перемещения. Особенностью такого подхода является его высокая надёжность в условиях неустойчивого приёма сигналов от глобальной навигационной системы (например, при перемещении в лесу), — движение будет продолжено по показаниям видеосистемы. Для объезда препятствий используется блок стереокамер, который позволяет вычислить расстояние до них и определить размер. Конструкция колёсного робота выполнена на несущей пространственной раме. На ней смонтированы узлы и агрегаты. Для защиты от влаги и грязи конструкция защищена стеклопластиковым коконом. Крылья выполнены из листового ударопрочного пластика, обеспечивающего их не разрушение, в случае касательных столкновений с препятствиями (например, зацепление дерева при объезде).

Подвижность робота обеспечивают два высокомоментных вентильных электромотора. Моторы включены в трансмиссию раздельно для передней и для задней оси. Момент вращения на каждое колесо передается через привод, состоящий из двух шарниров равных угловых скоростей и вала. Независимая подвеска обеспечивает надёжный контакт с поверхностью и, тем самым, повышает проходимость колёсного робота. Кроме этого, снижает воздействие неровностей при их преодолении, обеспечивая плавность хода, необходимую для надёжной работы системы видеовождения.

Движение осуществляется при постоянно подключенном заднем приводе, причём в его конструкции дифференциал не используется. На труднопроходимых участках маршрута движения включается мотор переднего привода и подключается редуктор передней оси. Он обеспечивает тяговое усилие в случае пробуксовки колёс задней оси и в тоже время, при их надёжном сцеплении с грунтом, не приводит к увеличению сопротивления движению в повороте.

С целью повышения маневренности робота при малой ширине колеи и как следствие ограниченных углах поворотах ШРУСов, обе оси выполнены поворотными. Их вращение осуществляется независимыми приводами. Передняя ось обеспечивает поворот при всех требуемых углах, задняя подключается при углах свыше 18 градусов.

Для уменьшения давления на грунт и облегчения преодоления колейности используются шины низкого давления разработанные для утилитарных квадроциклов. Сочетание вышеперечисленных инженерных решений позволяет достичь высоких внедорожных качеств при малых энергетических затратах.

Энергетическая установка робота построена по гибридной схеме, состоит из блока железо-фосфатных аккумуляторных батарей и бензинового генератора. Движение осуществляется от электрической энергии, запасённой в аккумуляторных батареях, при их истощении, в случае длительного движения или преодоления энергетически затратного препятствия (например: затяжного подъёма или заболоченного участка), включается бензиновый генератор и заряжает аккумуляторы.

Выбор гибридной энергетической системы позволяет не резервировать избыточные мощности мотора для преодоления сложных участков, как в случае привода от бензинового двигателя. В тоже время, не требует аккумуляторных батарей большой ёмкости для преодоления редких, но крайне энергозатратных сложных участков маршрута движения, ввиду того, что затраченная энергия может быть быстро восстановлена от бензинового генератора. Правильно подобранный баланс мощностей и высокие зарядные токи железо-фосфатных аккумуляторных батарей позволяют осуществлять 60% зарядку в течение часа. Электрическая мощность бензинового генератора может быть использована для питания транспортируемого оборудования, ёмкость бензобака обеспечивает его непрерывную работу в течение 8 часов.

Запас хода колёсного робота определяется физическими свойствами пути перемещения, погодными и климатическими условиями, даже уже на многократно пройденном маршруте, в зависимости от названных причин, может отличаться в разы. Использование бензинового генератора для подзарядки аккумуляторных батарей, позволяет нивелировать эту существенную разницу, и избежать риска остаться с разряженными аккумуляторными батареями, не завершив маршрут. При этом, масса перемещаемого резервного топлива несущественна по отношению к полной массе робота.

Немаловажным преимуществом применяемого электрического хода является его фактическая бесшумность, а использование малошумного бензинового мотора делает работу робота комфортной для окружающих, и в режиме зарядки аккумуляторных батарей и питания полезной нагрузки.

Транспортировка полезной нагрузки может осуществляется двумя способами. Посредством размещения на борту робота, её вес ограничен 100 кг, или в буксируемом колёсном прицепе, в этом случае её вес может быть увеличен вдвое.

Дистанционный робот «Стрелок»

По сути, это пулемет, установленный на миниатюрном гусеничном шасси. Устройством можно управлять на дистанции до 20 км, три камеры обеспечивают обзор оператору.

«Эта машина может ползать по лестницам, проезжать в дверные проемы, она достаточно миниатюрна и может применяться для контртеррористической деятельности», — пояснил директор компании-разработчика «Специальная строительная техника» Дмитрий Малинин.

взято http://zonatex.ru/blog/bot/1683.html