Незаконно действующая Верховная рада Украины приняла закон об особом статусе ДНР и ЛНР, внесенный столь же незаконно избранным Петром Вальцманом (Порошенко).
Формально речь идет о реализации решений по итогам переговоров в Минске 5 сентября. Фактически – это двусмысленный документ, в котором не подтверждается желание пойти на компромисс с республиками Новороссии ни по одному из принципиальных вопросов – ни по статусу русского языка, ни по автономии, ни по амнистии ополченцев.
Подробности – в материале Накануне.RU.
“Согласно этому закону временно, на три года со дня вступления в силу настоящего закона, вводится особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, к которым относятся районы, города, посёлки, сёла, расположенные по состоянию на день вступления в силу настоящего закона в пределах района проведения АТО, определённого в соответствии с законом Украины “О борьбе с терроризмом”, – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Согласно закону, киевское бандеровское государство гарантирует “недопущение уголовного преследования, привлечения к уголовной, административной ответственности и наказания лиц-участников событий на территории Донецкой, Луганской областей”, кроме того “запрещается дискриминация, преследование и привлечение к ответственности лиц по поводу событий, имевших место в Донецкой, Луганской областях”.
Учитывая, что участники ополчения, которые уже почти полгода воюют против украинской армии и незаконных нацистских территориальных батальонов, нацгвардии, киевскими властями называются не иначе как “террористы”, появляется очень серьезное опасение относительно того, кто и как будет оценивать тяжесть совершенных преступлений и разделять преступников – террористов и “участников событий”.
Несмотря на слова об “особом статусе”, Киев так и не готов говорить о федерализации, которая была одним из основных требований регионов после госпереворота в феврале. Да и сам “особый статус” предназначается не для областей, и только для тех районов, где объявлена АТО, то есть, фактически там, где идет война. Вероятно, по мнению Киева, остальные районы право на “особость” не заслужили.
Но даже в этих вопросах Киев смотрит на Донбасс свысока, милостиво соглашаясь помочь в восстановлении экономики, которую активно разрушал все лето.
“Государственная поддержка заключается в введении отличного от общего экономического режима осуществления хозяйственной и инвестиционной деятельности, направленного на восстановление объектов промышленности, транспортной и социальной инфраструктуры, жилищного фонда, переориентацию промышленного потенциала, создание новых рабочих мест, привлечения инвестиций и кредитов для восстановления и развития объектов, расположенных в отдельных районах“, – говорится в проекте.
В заключение местным администрациям дается право формировать свою милицию “из граждан Украины”, а на 9 ноября назначаются внеочередные местные выборы.
При этом, лишь два дня назад советник Порошенко и председатель “Блока Порошенко” Юрий Луценко с телеэкрана заявил, что Донбасс следует изолировать стеной и “посоревноваться в уровне жизни”.
“Добровольцы оказываются вне закона. Ничего не говорится о границе, то есть по умолчанию предполагается, что граница мятежных республик должна быть взята под контроль Киевом. Даются общие гарантии по использованию русского языка, который в тексте закона почему-то не называется русским, а то российским, то руським. Да и сам проект закона на русском не опубликован, а только на украинском, это еще один знак явного нежелания Киева уважать своих оппонентов. Закон предполагается на 3 года. Ничего нет ни про федерализм на Украине, ни про государственный статус русского языка на Украине. Ничего нет про гарантии безопасности мятежных республик. Согласие жить по этому закону, по-моему, приведет рано или поздно к террористическому удару Киева по Донбассу по модели удара Хорватии по Сербской Краине (РСК была создана как ответ на действия хорватских республиканских властей, взявших курс на отделение от Югославии и выражала стремления сербского населения Хорватии остаться в составе Югославии, – прим. Накануне.RU), чего, собственно, в Киеве и не скрывают“, – пишет на своей страничке в Facebook политолог, член Общественной палаты РФ Сергей Марков.
Сегодня же состоялось и еще одно важное событие, к которому и шли “онижедети” на майдане, – Рада и Европарламент ратифицировали соглашение об ассоциации. Отказ Виктора Януковича подписать соглашение 10 месяцев назад и предложение отсрочить ратификацию и стали триггером всех последующих событий – майдана, переворота и гражданской войны, в ходе которой погибли десятки тысяч жителей Украины, а более миллиона стали беженцами.
Вопрос: Как Вы оцениваете этот законопроект об особом статусе районов Донбасса, соответствует ли он тем договоренностям, которые были озвучены в Минске?
Ростислав Ищенко: Проблема не в том, соответствует или не соответствует он минским договоренностям, потому что договоренности двумя сторонами толковались по-разному. Единого текста соглашения, который бы всех удовлетворял, не было. Были только разговоры о намерениях. Проблема в том, что этот законопроект не соответствует позиции, собственно, представителей Донбасса. Если вы хотите сохранить мир с людьми, то надо каким-то образом учитывать их позицию. От того, что “за” или “против” этого законопроекта проголосует Верховная рада, находящаяся в Киеве, в Донецке ничего не поменяется.
Вопрос: Многие уже называют законопроект ультиматумом. На Ваш взгляд, можно ли говорить о том, что переговоры по мирному решению вопроса приведут к конкретному результату, когда Киев говорит на языке ультиматумов?
Ростислав Ищенко: Я давно говорил, что переговоры не могут привести к результату, потому что обеим сторонам – и Порошенко и Донбассу – нужна военная победа. На сегодня ситуация на фронтах не такая, чтобы одна из сторон могла считать себя однозначно победившей и могла бы на этом основании диктовать условия. Поэтому, Киев не может согласиться на те условия, которые ему выдвигает Донбасс, Донбасс не может согласиться на те условия, которые бы удовлетворили Киев. А поскольку согласиться не могут, в том числе, и вооруженные люди, которые представляют вооруженные силы Киева и те, которые представляют вооруженные силы Донбасса, то политики ограничены в своем маневре – они не могут пойти против воли собственной армии, потому что сейчас вся легитимность властей Киева и Донбасса опирается только на вооруженную силу. Поэтому, с этой вооруженной силой необходимо считаться.
Вопрос: На фоне заявлений о перемирии и переговоров советник Порошенко Юрий Луценко заявляет, что “Донбасс надо изолировать стеной”. Вот в таких репликах озвучивается позиция Киева или это некая самодеятельность?
Вопрос: Помимо Луценко еще выделяются Тымчук и Шкиряк, которые “числятся” советниками министров – насколько такие “советники” характерны для киевской хунты?
Ростислав Ищенко: Украинская политика – это политика пиара, потому что нельзя в здравом уме и твердой памяти несколько лет подряд считать, что Соглашение об ассоциации с Евросоюзом принесет пользу Украине. Нельзя, будучи адекватным, считать, что “сейчас прогоним Януковича – единственного плохого человека на Украине, и к власти сразу придут хорошие, и потекут молочные реки и кисельные берега”. Для того, чтобы убеждать население в том, чего нет, необходимы пиарщики. Именно поэтому большая часть заявлений политиков не имеет никакого отношения к действительности, а большая часть их команд – люди, которые не всегда даже могут написать толковую статью, но зато могут ее разместить. Поэтому, тут ничего удивительного нет – спрос порождает предложение. Если мне нужны пиарщики или, скажем, экономисты, значит, они у меня будут.
Вопрос: Возвращаясь к военной победе и перемирию, которое якобы идет, но де-факто столкновения продолжаются, как долго это состояние продлится?
Ростислав Ищенко: Думаю, что Порошенко может протянуть это максимум до парламентских выборов (назначены на 26 октября, – прим. Накануне.RU), хотя думается, что оно будет сорвано раньше. В принципе, его могут признать не состоявшимся. Действительно, фактически военные действия не прекращаются, только снизилась их интенсивность, но она снизилась бы и без всяких договоренностей, потому что к тому моменту, когда заключалось соглашение о перемирии, ополченцы исчерпали свои наступательные возможности, а Киев уже не мог обороняться. Поэтому, по большому счету, без соглашения, скорее всего, велись бы позиционные бои, были отдельные перестрелки, и от этого соглашения, по большому счету, ничего не зависит.
Ростислав Ищенко: Не думаю, что эти вещи связаны, разве что только в том, что оба – элементы государственного пиара. В целом, мы прекрасно понимаем, что если бы бои в Новороссии не прекратились, Соглашение об ассоциации все равно было бы ратифицировано. Более того, они и не прекратились. То, что сейчас происходит на Юго-Востоке, перемирием назвать трудно и в любой момент любая политическая сила может заявить, что в связи с действиями своих оппонентов они считают перемирие законченным и обязательства не считают нужным выполнять.