Валюту отберут только у своих

ЦБ и правительство введут валютный контроль для госкомпаний
KMO_130113_00026_2_t218_230514
На совещаниях в Кремле и Белом доме 16-17 декабря сформулирована программа стабилизации финансового рынка, разработанная Банком России и правительством,— ключевые ее положения может обнародовать сегодня Владимир Путин, а затем ее представят на встрече президента с бизнесом 19 декабря. Обсуждаемые меры — элементы валютного контроля исключительно в отношении госкомпаний, выкуп части валютного долга компаний на средства ФНБ, предоставление правительству доступа к внутренней отчетности компаний и информации об экспортных операциях, повышение доходности рублевых депозитов. Кроме того, предлагается обязать госкомпании продать запасы валюты, сделанные после 1 октября 2014 года.
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/2635644
После двух дней паники на валютном рынке (см. “Ъ” от 15, 16 декабря) основной политический вопрос, который интересовал рынок,— кто будет формулировать краткосрочную программу смягчения неизбежной реакции экономики уже в первом квартале 2015 года на двукратную девальвацию рубля; по тому, как и кем будут обсуждаться будущие меры и какими они будут, можно было бы предполагать и будущие кадровые решения. Впрочем, совещания в правительстве 16 и 17 декабря обсуждали в основном программу действий, предложенных командой главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной и дополненных правительством,— вчера это подтвердил глава правительства Дмитрий Медведев.
Существуют и другие инициативы. Так, секретарь Совета безопасности Николай Патрушев вчера в Петрозаводске заявил, что Совбез выработал предложения о “нормализации” и направил их Владимиру Путину, он рекомендовал направить их в Белый дом, ЦБ и Минфин.

По данным “Ъ” из источников в правительстве, вечером 17 декабря представители правительства, ЦБ и крупных экспортеров после совещания у Дмитрия Медведева переместились к Владимиру Путину — часть мер будущего пакета, как предполагается, обнародует сам президент 18 декабря на пресс-конференции. Собеседники “Ъ” в корпоративном секторе вчера сообщили, что 19 декабря предполагается встреча господина Путина с представителями бизнеса на эту же тему — пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков не подтвердил и не опроверг “Ъ” эту информацию. Источники “Ъ” сообщили об основных мерах пакета ЦБ и правительства, обсуждавшихся вчера у президента, отдельные меры из него вчера публично и неофициально оглашались представителями правительства.
Пакет можно поделить на две части: это введение полуофициального контроля над выручкой крупнейших экспортеров и давление на госАО с требованием снизить корпоративные валютные резервы, а также масштабная докапитализация банковской системы с повышением привлекательности рублевых активов для населения (см. стр. 1).

Решение ввести “мониторинг” реализации валютной выручки компаниями премьер-министр Дмитрий Медведев обнародовал уже вчера днем: первый вице-премьер Игорь Шувалов “во взаимодействии” с ЦБ и Росфинмониторингом будет вести его в ежедневном режиме. Тема “мониторинга” обсуждалась не только с госАО (на встрече у премьер-министра были главы “Роснефти”, “Газпрома”, “Башнефти” и АЛРОСА), но и с частными компаниями (“Сургутнефтегаз”, ЛУКОЙЛ, НОВАТЭК, “Татнефть”, “Норникель”, “Северсталь” также представлены на встречах первыми лицами). Компании вчера отказывались комментировать суть “мониторинга”. Собеседник “Ъ” в аппарате Белого дома подтвердил, что все крупные экспортеры поставлены перед необходимостью ежедневно предоставлять сведения из систем управленческой отчетности в аппарат первого вице-премьера — он, судя по всему, как и в 2008 году, станет “оперативным антикризисным штабом” Белого дома. Информацию о трансграничных платежах компаний также имеют в оперативном режиме ЦБ и Росфинмониторинг. “Если данные из нескольких источников не будут сходиться, собственно, это и будет “неритмичностью” продажи валютной выручки, которую потребовал исключить премьер-министр”,— говорит собеседник “Ъ”.
По данным “Ъ”, согласованные с Минфином предложения ЦБ в отношении госАО еще жестче (они на совещании 16 декабря не оглашались). В частности, предлагается уже в 2014 году инициировать собрания советов директоров крупных госкомпаний, на которых поставить вопрос о снижении по согласованному с ЦБ графику к 1 марта 2015 года чистых валютных активов госкомпаний-экспортеров до уровня 1 октября 2014 года без возможности дальнейшего увеличения. В данном случае речь идет де-факто о введении элементов валютного контроля для госсектора. Впрочем, неизвестно, утверждено ли это предложение президентом, неизвестен точно список госАО и госкорпораций, которые могут подпасть под этот режим,— по состоянию на 17 декабря, по данным “Ъ”, в качестве объектов ограничений предполагались в том числе “Роснефть”, “Газпром”, “Зарубежнефть”, АЛРОСА и их дочерние структуры. Речь идет и о разработке “графика продажи валютной выручки”, по исполнению которого ЦБ и правительство будут получать регулярные отчеты. Напомним, ранее даже по госАО внутренняя корпоративная отчетность официально была доступна Белому дому лишь в ограниченных масштабах.

Среди инициатив пакета также прямой выкуп валютных облигаций российских эмитентов, причем не только на первичном, но и на вторичном рынке, на средства Фонда национального благосостояния и дальнейшее расширение ЦБ валютного фондирования банковской системы — по словам Эльвиры Набиуллиной 16 декабря, с пропорциональными изменениями в программах предоставления рублевой ликвидности.

Напомним, основная идея пакета — большая, чем сейчас, интеграция госкомпаний в систему исполнительной власти — звучала уже в послании Владимира Путина федеральному собранию 4 декабря — валютные ограничения для госАО вполне соответствуют этому тренду. Впрочем, речь, очевидно, не идет о том, что в интересах госбанков правительство решило поступиться интересами госкомпаний: “выкуп” из средств ФНБ части валютного долга компаний во многом аналогичен “количественному смягчению” ФРС США 2012-2014 годов, но и корпоративная, и банковская части госсектора получат более существенную поддержку государства, чем негосударственный сектор.

Между тем прямой целью пакета, в который в ближайшие дни могут вноситься коррективы, является не столько предотвращение валютного кризиса, сколько дополнительная страховка от его перерастания в банковский кризис и в обвал экономического роста. Исходя из будущего предела “выкупа” банковской системы путем наращивания госдолга (до 1 трлн руб. в 2015 году), Белый дом заранее готовит меры реагирования на более серьезное снижение ВВП, чем ранее представленные в стресс-сценариях ЦБ варианты с его падением в 2015 году на 4,7%. При этом собеседники “Ъ” в Белом доме не ждут, что Кремль будет готовиться к кризису кадровыми перестановками в ЦБ, правительстве и администрации президента, однако исключать кадровых новостей по-прежнему никто не берется.

источник