Китайские СМИ: Москва не сумела поставить на место американские соцсети

Вчерашний митинг в поддержку братьев Навальных, в кратчайшие сроки организованный с помощью Facebook, вновь продемонстрировал подрывную роль американских соцсетей, бросающих открытый вызов российскому правительству. К счастью, в Китае такое не пройдет: Пекин сумел заставить американцев уважать законы страны, пишут китайские журналисты.
Китайские СМИ: Москва не сумела поставить на место американские соцсети

30 декабря в Москве состоялся митинг в поддержку Алексея Навального, что «вызвало опасения у российского правительства и основной части общества». И самое главное, что во всем этом существенную роль сыграли американские социальные сети, именно они стали очагом для подготовки протестного движения, пишут в совместной статье китайские Global Times и People’s Daily.

Издания напоминают, что вынесение приговора по делу братьев Навальных, обвинявшихся в мошенничестве, первоначально было назначено на 15 января, но затем суд перенес его на 30 декабря. И, несмотря на нехватку времени, сторонники известного российского оппозиционера решили выйти на улицы с протестом, заранее договорившись в социальных сетях типа Facebook.
Согласно российскому законодательству социальные сайты обязаны удалять информацию, касающуюся подготовки оппозиционных демонстраций. И хотя изначально в Facebook следовали российским законам, позднее, под давлением основных американских СМИ, утверждавших, что это ущемляет «свободу слова», соцсеть отказались от сотрудничества с российским правительством.
Как пишут Global Times и People’s Daily, это невиданный пример настоящего «бунта» американских интернет-компаний против России, который пришелся на ключевой период подготовки протестного движения оппозиции.
По мнению авторов статьи, этот случай должен навести Китай на размышления. Стоит отметить, что в России нет «великого фаервола»*, как в Китае, и американские интернет-компании занимают куда большую долю рынка. Конечно, есть и российские аналоги Google и Facebook, но они важны лишь на местных рынках, в глобальном плане – играют очень незначительную роль. И существует опасность, что американские сети «забьют» свои российские аналоги, потому что в России у них много пользователей  – куда больше, чем в том же Китае.
Случай с митингом на Манеже в очередной раз подтвердил, насколько эффективны социальные сети для координации оппозиции, а также показал, насколько противоречиво можно трактовать законы. Поэтому единственное, что необходимо делать Китаю – отстаивать свою позицию силы, разрешив западным сетям действовать на своем рынке, но при этом четко обозначив законы.
«И если кто-то не будет соблюдать китайские законы, то следует принять меры не колеблясь, оправдывая их тем, что собственный интернет не слишком хорош, или опасаясь ответной реакции США и других западных стран», — утверждают авторы статьи.
И хотя у Москвы очень твердая позиция относительно Америки, как все могли заметить, этого недостаточно, пишут китайские издания. В условиях падения цен на нефть и «бунтовского сговора» американских соцсетей ответных рычагов Москвы «явно мало». «Быть грозным, но не показывать гнева» — один из важнейших принципов игр между великими державами, особенно когда в XXI веке активное участие в них принимают крупные корпорации.
Конечно, ситуации в России и Китае абсолютно разные, учитывая, что у Поднебесной есть чем ответить Западу. Однако Пекину необходимо «пристально следить за Москвой», ведь, возможно, то, что там сейчас происходит, США хотят устроить и в Китае.
* Некоторые западные сайты, включая Facebook и Google, в Китае заблокированы