Рождение антикризисного плана. Поздний ребёнок в правительственной семье?

Рождение антикризисного плана. Поздний ребёнок в правительственной семье?
Накануне (28 января) правительство России опубликовало документ, носящий название «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», который ещё до своей официальной публикации получил более ёмкое и лаконичное название – «антикризисный план».

Разговоры о разработке такого плана ходили давно, однако до его публикации рассуждения относительного того, из каких же основных пунктов документ будет состояться, носили характер гадания на кофейной гуще. Теперь же правительственный план опубликован на официальном сайте российского кабинета министров, а потому появляется возможность обсудить этот документ, используя непосредственно первоисточник.

 

Из справки, приложенной к документу:

 

В 2015–2016 годах будут реализованы меры, направленные на активизацию структурных изменений в российской экономике, стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых отраслях и достижение сбалансированности рынка труда, снижение инфляции и смягчение последствий роста цен на социально значимые товары и услуги для семей с низким уровнем доходов, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе.

 

В этой же аналитической справке указываются семь основных направлений, которые, по мнению авторов плана, помогут российской экономике выправиться и начать рост. Первым направлением определяется курс на импортозамещение, причём и применительно к так называемым высокотехнологичным товарам. Правительство сообщает о том, что государство будет оказывать поддержку предприятиям и компаниям, которые ориентируют свою работу на создание отечественного продукта, обладающего конкурентными свойствами.

 

Безусловно, это большой плюс для тех компаний, которые изначально были ориентированы на работу с отечественным товаром (на его производство и реализацию). Однако при том уровне наполнения рынка импортными товарами, который проявлял себя до введения пресловутых санкций, процесс импортозамещения окажется явно болезненным для компаний, ориентировавших свой бизнес на работу с импортом. В правительстве заявляют, что речи о тотальном переводе бизнеса на отказ от обслуживания импорта, не идёт. Речь идёт о курсе на импортозамещении в тех отраслях, где у России достаточно собственных потенциалов и возможностей. Ведь в последние годы россияне и сами нередко задавались вопросом: почему при наличии огромных потенциалов, мы закупаем за рубежом всё то, что без особых проблем могли бы производить сами? Теперь возможность производить самим вроде бы предоставляется. Но насколько такая возможность является объективной? Об этом второй пункт. Касается он поддержки малого и среднего бизнеса.

 

В условиях ключевой ставки Центробанка на уровне 17% говорить о развитии малого и среднего бизнеса крайне сложно. Если допустить, что бизнесмен пойдёт в банк с целью получения кредита на реализацию своего проекта, то кредит (если его вообще дадут) обойдётся предпринимателю, мягко говоря, недёшево. Высокий процент по кредиту толкает предпринимателя на повышение цены продукции, которая будет изготовлена при использовании выделенных банком средств. Хотя здесь есть нюанс. Правительство заявляет, что оно поддержит тех предпринимателей, которые будут заниматься производством в рамках всё того же импортозамещения. Другими словами: берёшь кредит на создание своего продукта (будь то сельское хозяйство, металлургия, электроника и пр.) с документальным подтверждением целевого расходования средств, тогда государство готово выделять субсидии. Берёшь деньги для иных предпринимательских нужд – разбирайся сам. В принципе, здраво. Вариант отсеять спекуляции, которые в своё время существенно расширялись в связи со скачками курсов валют.

 

Хочется верить, что этот механизм действительно будет работать, и не сведётся к новым бюрократическим барьерам. Однако правительство утверждает, что бюрократии не будет (громкие слова!), прописывая в документе вариант поддержки предпринимателей по линии и административных издержек тоже.

 

Из документа:

 

Содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счёт снижения финансовых и административных издержек.

 

В документе говорится о том, что федеральный центр предоставляет право регионам снижать уровень процентной ставки с 6% до 1% для предпринимателей, пользующихся упрощённой системой налогообложения. Регионам также предоставляется право вдвое (с 1 млн. до 500 тыс. рублей) снижать максимальный размер потенциально возможного дохода ИП за год.

 

Антикризисный план предполагает 2-летние налоговые «каникулы» для всех тех предпринимателей, которые предполагают работу в сфере производственных и бытовых услуг.

 

Отдельно говорится о предоставлении субсидий из федерального бюджета для сельскохозяйственного сектора.

 

Направление третье: привлечение инвестиций в значимые сектора экономики. Правительственные чиновники, являющиеся авторами документа, говорят о том, что для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов (что немаловажно – «с приемлемой стоимостью») будут создавать возможности. В качестве одного из важных направлений определяется гособоронзаказ.

 

Направление четвёртое: антикризисный план подразумевает компенсацию инфляционных издержек тем категориям граждан, которые являются наиболее уязвимыми в экономическом плане. Речь о пенсионерах, многодетных семьях и инвалидах. Индексации пенсий и иных пособий будут проводиться в течение указанного в документе периода с учётом инфляционных показателей. Стоит напомнить, что уровень инфляции по итогам 2014 составил (по официальным данным) около 10,5%, причём уровень потребительской инфляции (роста цен на социально значимые товары: продукты питания и медикаменты) превысил 16% (по самым скромным подсчётам правительственных экономистов). Если правительство готово выполнять свои обещания, то в текущем году индексация тех же пенсий должна быть проведена именно с учётом инфляционных проявлений в экономике. Казалось бы, пенсионерам вряд ли стоит рассчитывать на учёт правительством потребительской инфляции, которая выше инфляции обычной. Но в документе говорится о том, что с 1 февраля уровень индексации страховых частей пенсии в России будет равен значению, соответствующему уровню именно потребительского роста цен за 2014 год. То есть не будут усреднять те значения, на которые выросли цены на хлеб и, к примеру, на «непотребительские» бульдозеры, а станут (по крайней мере, по документам) исчислять инфляцию и, соответственно, индексацию пенсий по росту цен на продукты питания, медикаменты, коммунальные услуги. Хотелось бы верить и в это.

 

Направление пятое. Звучит оно так:

Снижение напряжённости на рынке труда и поддержка эффективной занятости.

 

Правительство сообщает о том, что из бюджета будут субсидироваться региональные программы, призванные снизить уровень безработицы.

 

При этом нужно не забывать о том, что на форуме в Давосе первый зампред правительства РФ Игорь Шувалов назвал вещи своими именами, заявив, что безработица в текущем году может стать наиболее негативным фактором в российской экономике. До начала очередного кризиса уровень безработицы в России находился на уровне 5,5%. Это один из самых низких показателей безработицы в Европе (для сравнения, в Испании – выше 17%). Какой она будет в текущем году? Всё зависит от того, насколько пятый пункт антикризисных мер окажется действенным.

 

Направление шестое. Именно оно является наиболее туманным.

 

Оптимизация бюджетных расходов за счёт выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств.

 

Казалось бы, сокращение неэффективных расходов и оптимизация – объективная необходимость в тех условиях, в которых российская экономика сейчас находится. Но дело в том, что там, где появляется слово «оптимизация», россияне (мы с вами) уже привыкли ждать худого. Если оптимизировать действительно будут исключительно неэффективные расходы (от сабантуев власть имущих за казённые средства до выплат членских взносов, например, в ПАСЕ, откуда Россию норовят вытурить), то это благо. А вот если под «неэффективными» будут пониматься расходы на строительство детских садов, спортивных комплексов, дорог и т.п., то тут – разочарование…

 

И, наконец, направление заключительное:

Повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций.

 

Здесь речь идёт о докапитализации наиболее крупных российских банков, которые (в основной массе) потеряли возможность кредитоваться на Западе, а также о наведении порядка, собственно, в банковском секторе, где в последнее время появилось немалое число контор типа «Рога и копыта», занимающихся прикрытием сомнительной деятельности – спекуляций, отмываения средств, полученных преступных путём.

 

В документе указаны и сроки, в рамках которых правительство должно получить, обсудить и принять конкретные межведомственные акты, подготовкой которых занимаются отдельные министерство. Сроки по разным категориям – от 2-3 дней до 2-х месяцев.

 

Что ж – можно пожелать правительству успешной работы и осознания того, что одно дело антикризисный план на бумаге, и совсем другое – в условиях внекабинетной реальности.

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: