Угрозы исламизма в Челябинской области

Исламист
Челябинская область – развитый промышленный центр, обладающий большим культурным и человеческим потенциалом. Кроме того, территория области, будучи перекрестком многих транспортных путей, имеет значение и с геополитической точки зрения. Кроме того, Челябинская область – один из наиболее многонациональных регионов Российской Федерации. На её территории проживают представители более 130 национальностей и этнических групп. Национальная политика в регионе признается специалистами достаточно успешной. Конфликты, возникающие на этнической и религиозной почве, носят лишь спорадический характер.

В этой обстановке наличие предпосылок для возникновения этнического конфликта, а также угроза экстремизма в Челябинской области признается немногими экспертами и общественными деятелями. Занимаясь данным вопросом на протяжении десяти лет и посещая конференции и другие мероприятия, посвященные данной проблематике, автор наталкивался на скепсис относительно актуальности данного вопроса. Многим представляется, что если проблема не стоит так остро как, например, в Южном федеральном округе, о ней и не стоит говорить.

 

Вместе с тем, данные, полученные в процессе изучение проблемы экстремизма в Челябинской области вообще и радикального исламизма в частности, позволяют заключить, что наиболее острые конфликты порождаются экстремистскими течениями ислама, привносимыми в область извне.

 

Сказанное позволяет обрисовать проблему: наличие в Челябинской области экстремистской угрозы и слабое осознание общественностью этих факторов.

 

Конкретные факты свидетельствуют, что на протяжении последних десяти лет в Челябинской области набирает обороты деятельность экстремистских течений ваххабизм и «Хизбут-Тахрир аль Ислами».

 

Благодатной почвой распространения радикального исламизма, в том числе в Челябинской области, стал раскол в российском исламе. На роль главенствующего среди российских мусульман претендуют несколько центров: Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) во главе с Талгатом Таджуддином, Духовное управление центральноевропейского региона России во главе с Равилем Гайнутдином и Духовное управление мусульман азиатской части России, возглавляемое Нафигуллой Ашировым.

 

Они представлены и в Челябинской области. В 1994 г. было создано Региональное духовное управление мусульман Челябинской и Курганской областей в составе ЦДУМ. Оно традиционно активно сотрудничает с органами государственной власти. Большинство мусульманских общин региона сегодня относятся к ЦДУМ. Но ситуация осложняется тем, что мусульманские общины в Челябинской области подчиняются сегодня 4 муфтиятам: помимо ЦДУМ, мусульмане попадают под юрисдикцию ДУМ АЧР, ДУМ ЕР, ДУМ «Ассоциация мечетей России». К «Ассоциации мечетей», две общины которой есть и в Челябинской области, относится скандально известное медресе в Бугуруслане, выпускники которого подозреваются в связях с ваххабитами. Не входящие в состав ЦДУМ мусульманские структуры часто дискредитируют себя отсутствием управляемости со стороны органов государственной власти, а также систематически возникающими конфликтами, связанными с их деятельностью.

 

По свидетельству Р. А. Силантьева основными центрами ваххабизма в Челябинской области являются Озерск, Чебаркуль и Аргаяшский район. Немало ваххабитов и в самом Челябинске. «Однако, в отличие от многих других российских регионов, – резюмирует исследователь, – в Челябинской области ведется системная борьба с этим течением, и традиционные мусульмане здесь себя чувствуют вполне уверенно. Чего не скажешь о Свердловской и Тюменской областях»[1].

 

В Аргаяшском районе большинство мечетей зарегистрированы в ЦДУМ, с которым руководство области имеет соглашение о сотрудничестве. Аязгуловская и Акбашевская мечети подчиняются Азиатскому духовному управлению. Специалисты утверждают, что именно мечети попадают под пристальное внимание пропагандистов ваххабизма. Это почувствовали и имамы Аргаяшского района. Имам Дербишевской мечети, рассказал, что по Маржинбаево, Дербишево, Илимбетово, Тугузбаево прошли пропагандисты. При этом занимались этой работой только вечером, в темное время суток. Председатель Кулуевской махалля тоже свидетельствовал об интересе со стороны экстремистов[2].

 

В 2001 году обычно тихая религиозная жизнь Челябинска омрачилась скандалом. Настоятель медресе при мечети Исмагила (Курчатовский район г. Челябинска) Салех Абдел Рахман Гази (гражданин Сирии, который, благодаря женитьбе, получил российское гражданство и обосновался в Челябинске) был заподозрен в пропаганде ваххабизма. Салех – первый казый Челябинской области от ДУМ АЧР. Казыят был образован на основе 15 челябинских общин, вышедших из состава Регионального ДУМ Челябинской и Курганской области.

 

В мечети Исмагила он организовал медресе, где стал обучать всех желающих арабскому языку, открыл кружок по изучению языка и в библиотеке имени Бабича (татаро-башкирская библиотека). На занятиях Салех подчеркивал, что имеет обширные связи в ближневосточных странах. Он организовал и поездку настоятеля Троицкой мечети Наиля Усманова на учебу в Ливию. Были также организованы стажировки нескольких южноуральских юношей и девушек в Тюмени и в Бугурусланском медресе. Помогал деньгами тем, кто желал совершить хадж в Мекку. Одним из наиболее серьезных фактов, подтверждающих его связи с экстремистами, является издание ваххабистской книги «Исламскаяакида – вероубеждение» при участии НафигуллыАшарова.

 

Деятельность Салеха спровоцировала несколько стычек между сторонниками ДУМ АЧР и ЦДУМ. В местных СМИ стали появляться статьи о распространении ваххабизма в Челябинске, Магнитогорске и других городах области. После публикации в газете «Возрождение Урала» статьи «Ваххабизм пришел на Урал?», Салех подал на автора статьи в суд. В исковом заявлении сказано, что она порочит честь, достоинство, деловую репутацию Салеха как преподавателя, а также наносит ущерб семейной жизни. Ответчик – автор статьи Асия Хамзина, на тот момент занимавшая пост председателя комитета по делам национальностей, религиозных и общественных организаций администрации Челябинской области.

 

Из 40 претензий к автору была подтверждена только одна[3]. Газета «Возрождение Урала» должна опубликовать опровержение о поджоге мечети. В остальных претензиях истцу отказано. Поскольку репутация Салеха и возглавляемой им организации была испорчена, а к проблеме ваххабизма было привлечено внимание общественности и власти, он отошел от дел.

 

К сожалению, с уходом Салеха, проблема ваххабизма в Челябинской области не только не снята, но и обостряется. Об этом свидетельствует хотя бы эпизод от 17 января 2013 в Богдановском сельском поселении Кизильского района Челябинской области: на месте будущего строительства церкви был сожжен православный крест. Поджег совершен днем, злоумышленники особо не скрывались. Сотрудниками органов внутренних дел Челябинской области и Республики Башкортостан по подозрению в совершении данного преступления задержаны двое жителей города Сибай. Оба из задержанных мужчин исповедуют ваххабизм.

 

Деятельность ваххабитов параллельно разворачивается и в сети Интернет. Челябинский исламовед М. Гуляева упоминает об одном из эпизодов информационной войны, развязанной экстремистами против традиционного ислама. В Интернете была растиражирована клевета на челябинского муфтия Рината Раева, о том, что он якобы призывал жителей села Арсланово найти могилу любого старого мусульманина, и каждый год поклоняться этой могиле и совершать к ней хадж. Когда информация стала известна жителям деревни, они, будучи дезориентированными, обратились за комментарием к «параллельному» муфтию от ДУМАЧР. Естественно, он подверг жесткой критике действия Рината Раева и призвал мусульман поклоняться одному только Аллаху. «Между тем, Ринат Раев никого не взывал поклоняться могилам, однако данная сплетня начала распространяться по сети Интернет, обрастая дополнительными «фактами»[4].

 

Все вышеописанные эпизоды свидетельствуют о том, что в области необходимо наладить системную работу по противодействию распространению ваххабизма. Причем существуют довольно четкие критерии, по которым можно распознать ваххабитскую деятельность. Р. А. Силантьев предлагает следующие индикаторы присутствия ваххабитов[5]:

 

• Юрисдикция исламской общины. Если община не входит в состав ЦДУМ, а подчиняется ДУМ АЧР, ДУМ ЕР, ДУМ «Ассоциации мечетей России», есть смысл внимательно к ней приглядеться.

• Место, где получал образование имам (Кувейт, Катар, Саудовская Аравия и др.). Появление в общине лица, получившего образование в традиционных центрах подготовки ваххабитов – тревожный сигнал для властей и правоохранительных органов.

 

• Наличие пришлых мигрантов, которые создают новые мечети или внедряются в традиционные мусульманские общины. Итогом является появление в регионе вместо одного, официального муфтия нескольких конкурирующих между собой.

• Информацию может дать также возраст, поскольку ваххабиты, как правило, молодые.

 

• Важным признаком может стать национальность подозреваемого лица. Если он мигрант с Ближнего Востока, принявшие ислам русский, еврей, цыган и др., есть основания заподозрить их в сочувствии ваххабизму.

 

• Мечеть, в которой молятся не моноэтническая паства, а люди многих национальностей и новообращенные, также является тревожным признаком (впрочем, как и покидание мечетей местными жителями, исповедующими традиционный ислам).

• Ваххабиты не любят суфиев и шиитов. Также они враждебны христианам и РПЦ. Суфийская литература свидетельствует, что перед нами как минимум не ваххабит.

 

• Если мечеть используется не по назначению – это явный признак экстремизма. Мечеть, которая открыта постоянно все 24 часа, и туда часто заходят молодые люди может сигнализировать о том, что это место сбора ваххабитов.

 

Помимо активизации деятельности ваххабитов, в Челябинской области набирает оборот деятельность экстремистской организации «Хизбут-Тахрир аль Ислами». С 2005 года правоохранительные органы Челябинской области начали борьбу с местной ячейкой данной организации, ранее особо не проявлявшей себя.

 

Поначалу организация ограничивалась распространением листовок. Листовки этой партии были найдены на улицах Магнитогорска и Челябинска, в торговых центрах и даже в здании областной администрации. Из рук в руки бумаги не передавались, а разбрасывались в местах большого скопления народа. Один из таких распространителей был задержан местной охраной в многолюдном торговом комплексе «КС» в Челябинске.

 

В 2006 г. в Магнитогорске в ходе оперативно-следственных действий, проведенных Управлением ФСБ РФ по Челябинской области совместно с прокуратурой Правобережного района и УВД города, задержаны трое участников городской ячейки «Хизбут-Тахрир». Задержанные занимались распространением литературы экстремистского толка, в которой содержались призывы создать на территории РФ исламское государство.

 

Последующие эпизоды говорят о том, что «Хизбут-Тахрир» уже не ограничиваются только лишь распространением литературы. В 2009 году предстали перед судом 4 участника данной организации. В ходе обыска у них были найдены боевые ручные гранаты РГД-5, брошюры с описанием взрывных устройств, правила конспирации при проведении терактов, а также фотографии объектов атаки – комплекс зданий ГУВД по Челябинской области, УФСБ РФ по Челябинской области, плотины Шершневского водохранилища. Эксперты-взрывотехники пришли к заключению, что обнаруженные взрывные устройства были готовы к применению.

 

Задержанные были осуждены в 2010 г., однако достаточных доказательств того, что на изъятых у членов ячейки фотографиях изображены места предполагаемых терактов, и что они были сделаны кем-то из подсудимых для их организации, следствие, по мнению суда, представить не смогло.

 

В октябре 2012 произошел еще один резонансный эпизод, связанный с деятельностью «Хизбут-Тахрир». В результате обыска в офисе внесистемной оппозиции, сотрудниками УФСБ в Челябинске были изъяты информационные материалы этой экстремистской организации. В офисе располагался челябинский региональный комитет по выборам в Координационное собрание несистемной оппозиции. По данным ФСБ, к работе офиса причастна женщина, которая вместе с мужем прошла обучение в Бугурусланском медресе «Институт Аль-Фуркан».

 

За короткое время ей удалось войти в доверие и заручиться поддержкой лидеров общероссийской несистемной оппозиции (в частности, Сергея Удальцова). Ее даже можно увидеть в эпизодах скандально известного фильма «Анатомия протеста-2»[6].

 

В августе 2012 г. сотрудники УФСБ по Челябинской области провели масштабную операцию, одновременно захватив пятерых главных вербовщиков ячейки «Хизбут-Тахрир» в Челябинской области. Следствием установлено, что задержанные активно воздействовали на сознание людей, члены организации навязывали определенные экстремистские убеждения, осуществляли призыв к вступлению в ряды своей партии, цель которой – изменение конституционного строя России. Традиционное толкование Ислама подсудимые в общении с прихожанами подменяли доктриной о создании всемирного исламского Халифата, предлагали для изучения экстремистские материалы и проводили по ним занятия.

 

Задержание актива ячейки не привело к ослаблению деятельности организации в области. 27 сентября 2013 г. пятничная молитва прихожан трех мечетей Челябинска была прервана спланированными действиями группы людей, которые с призывом защитить ислам от притеснений осуществили сброс листовок от имени «Хизбут-Тахрир», после чего скрылись из помещения молельных домов. В тот же день в нескольких многолюдных местах появились растяжки с текстом: «Ислам запрещен в России. Но нет бога, кроме Аллаха и Мухаммад его посланник!» и цитатами из Корана. В центральной части города молодые люди осуществляли одиночные пикеты, они несли в руках плакаты, повествующие о запрете Корана на территории России. Такие же акции состоялись в Москве и в Тюмени.

 

В рамках расследования уголовного дела по данному эпизоду были проведены следственные действия на территории Челябинска и населенных пунктов области. В ходе обысков изъято 223 брошюры и 63 книги религиозного содержания, 39 дисков, журналы и электронные носители, признанные экстремистскими: «Политическая концепция «Хизб-ут-Тахрир аль Ислами», «Как был уничтожен Халифат», «Идея» и другие[7]. Шестеро лиц привлечены к уголовной ответственности.

 

2 октября 2014 г. в Челябинске сотрудники областного УФСБ России задержали еще четверых приверженцев «Хизбут-Тахрир», которые, активно участвовали в незаконной деятельности местной ячейки. При обысках по месту жительства задержанных изъяты оргтехника, литература и электронные носители с материалами экстремистского содержания, которые направлены на экспертизу, а также флаги с изображением символики «Хизбут-Тахрир аль-Ислами». Трое из ныне задержанных непосредственно участвовали во всероссийской акции протеста 27 сентября 2013 года.

 

Как мы видим, представления о том, что угроза радикального исламизма не касается Челябинской области, не соответствуют действительности. Начиная с 2000-х годов, мы видим неуклонное нарастание деятельности экстремистов.

 

Вполне естественно заключить, что необходимо усилить меры по предотвращению распространения радикального ислама в Челябинской области. По мнению Р. А. Силантьева, наиболее действенным средством в борьбе с религиозным экстремизмом является пропаганда идей традиционного ислама. И в этом пункте традиционный ислам проигрывает экстремистам. Особенно это касается сети Интернет. Занимающаяся религиозным самообразованием молодёжь именно там получает первичную информацию об исламе, однако, если в видеопоисковике популярных социальных сетей попытаться найти информацию об исламе, мы выйдем, прежде всего, на информацию экстремистского содержания. Соответственно, требует усиления информационный компонент борьбы с радикальными исламистскими группировками и пропаганды традиционного ислама.

 

Еще один способ борьбы с эстремизмом – заключение соглашений между органами государственной власти и исламскими религиозными объединениями, практикующими традиционный ислам и конструктивно сотрудничающими с представителями власти. Так, между губернатором Челябинской области и верховным муфтием России Талгатом Таджуддином в разные годы заключено насколько соглашений. В декабре 2010 года подписано «Соглашение о социальном партнерстве между Правительством Челябинской области Российской Федерации и Центральным духовным управлением мусульман России». В это соглашение были включены пункты об укреплении безопасности и стабильности общества, стороны обязались разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на профилактику и противодействие проявлениям экстремизма на этнорелигиозной почве.

 

Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что постоянная эскалация напряжения, вызванного деятельностью радикальных исламистов в Челябинской области, свидетельствует о том, что эта проблема настолько серьезна, что пора более серьезно доводить ее до сведения широкой общественности. Дальнейшее игнорирование этого вопроса большей частью общества грозит дестабилизацией всему региону. Для борьбы с радикальным исламом также необходимы скоординированные усилия всего общества.

 

[1]Филичкин В. Экстремисты от ислама // Челябинск сегодня : интернет-сайт. 2011. 25 января. URL: http://cheltoday.ru/articles/obshchestvo/ekstremisty_ot_islama/ (дата обращения: 15.10.2014);

 

[2]Хибатуллина Р. Ваххабизм… Угроза реальна // БезФормата : интернет-сайт. URL: http://argayash.bezformata.ru/listnews/vahhabizm-ugroza-realna/372336/ (дата обращения: 15.10.2014);

 

[3]Чистосердова Н. В иске отказано // Mediazavod : интернет-сайт. 2011. 12 июля. URL: http://mediazavod.ru/articles/4119 (дата обращения: 15.10.2014);

 

[4]Ордынский В. Ваххабизм в России: вопросы исламского образования // Этнорелигиозные исследования в Поволжье : интернет-сайт. 2012. 18 апреля. URL: http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/14/217/ (дата обращения: 15.10.2014);

 

[5] Из личного архива записей материалов, привезенных со Второй Всероссийской научно-практической конференции «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России», 4 – 15 МАЯ 2013, г.Троицк, Челябинская обл.

 

[6] ФСБ обыскала офис оппозиции в Челябинске в рамках дела об экстремизме // Ведомости : интернет-сайт. 2012. 22 октября. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/5247131/fsb_obyskala_ofis_oppozicii_v_chelyabinske_v_ramkah_dela_ob (дата обращения: 15.10.2014);

 

[7]Батовкина Д. Установлены 12 сторонников «Хизбут-Тахрир», которые могли распространять листовки в Челябинске // Первый Областной : интернет-сайт. 2013. 23 октября. URL: http://www.1obl.ru/news/eto-interesno/ustanovleny-12-storonnikov-khizb-ut-takhrir-kotorye-mogli-rasprostranyat-listovki-v-chelyabinske/ (дата обращения: 15.10.2014).