Корабли «Мистраль»: потенциальный иск и общественное мнение

Корабли «Мистраль»: потенциальный иск и общественное мнение
Осенью прошлого года Франция должна была передать России первый из двух заказанных десантных кораблей типа Mistral. Выполнение этого контракта до определенного времени шло в полном соответствии с установленным графиком, однако позже ситуация изменилась. Французское руководство решило не передавать корабль в установленный срок, мотивируя это желанием надавить на Россию из-за ее позиции по украинскому кризису. В результате корабль до сих пор не передан заказчику, а какая-либо информация относительно сроков возможной передачи попросту отсутствует.

 

Официальный Париж за последние несколько месяцев неоднократно заявлял, что в настоящее время отсутствуют основания для передачи заказанных кораблей России. Российская сторона, в свою очередь, продолжает требовать передачу корабля, хотя готова рассмотреть возможность возвращения уплаченных денег. Такое противостояние продолжается уже несколько месяцев, и пока неизвестно, когда и чем оно завершится.

 

19 января информагентство «Интерфакс» опубликовало некоторые заявления неназванного военно-дипломатического источника. Источник рассказал, что имеющийся договор с Францией при необходимости позволяет продлить срок передачи первого корабля на три месяца, т.е. до конца января. В связи с этим российская сторона была готова ждать официальные объяснения от Франции до начала февраля. Далее планировалось начать разбирательство, в том числе с использованием штрафных санкций по отношению к недобросовестному поставщику.

 

Источник «Интерфакса» отметил, что французская позиция может стать основанием для появления иска в одном из международных судов. Передача корабля затягивается по политическим причинам, что не укладывается в условия имеющегося контракта и не может быть признано форс-мажором. В таком случае за Россией остается право на судебное разбирательство, целью которого будет расторжение договора и возврат уплаченных средств.

 

Необходимо отметить, еще 13 января стало известно, что Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству направила официальный запрос в адрес французского министерства обороны. От зарубежных военных потребовали представить официальный письменный ответ о дальнейшей судьбе выполняемого контракта. На основании этого ответа планируется строить дальнейшие планы. С момента отправки запроса прошло уже несколько недель, однако французское командование до сих пор не ответило на него. Когда Париж ответит и пояснит свою позицию – неизвестно.

 

В начале февраля ситуацию с десантными кораблями «Мистраль» прокомментировал председатель думского комитета по обороне Владимир Комоедов, ранее занимавший пост командующего Черноморским флотом. По его мнению, если Франция в ближайшее время не передаст заказанный корабль, Россия не будет обязана продолжать соблюдать условия контракта. В. Комоедов полагает, что российская сторона должна будет потребовать возврат оплаты по контракту, а также штраф за срыв выполнения контракта. Кроме того, депутат подчеркнул, что заказанные корабли не имеют существенного значения для ВМФ России, поскольку контракт подписывался по политическим причинам.

 

В планах российского министерства обороны действительно присутствует судебное разбирательство с недобросовестным поставщиком техники. Ранее глава военного ведомства Сергей Шойгу заявил, что в течение первого полугодия 2015 года Москва может подать иск против Парижа. Планируется взыскать уже переданные исполнителю деньги, а также компенсацию за неисполнение заказа в заданные сроки.

 

За строительство двух десантных кораблей, заказанных в 2011 году, Россия должна была заплатить около 1,2 миллиарда евро. Часть этой суммы уже была выплачена исполнителю заказа. В случае разрыва контракта французская сторона должна вернуть России уплаченные суммы. Кроме того, по некоторым данным, в контракте предусматривается неустойка за срыв его выполнения. Точные объемы неустойки неизвестны. По разным оценкам, штраф может составить от одного до 3-5 миллиардов евро.

 

Любопытной особенностью контракта, обсуждаемой в контексте прекращения сотрудничества, является подход к строительству корпусов двух кораблей. Кормовые части обоих «Мистралей» строились в России и пристыковывались к остальным агрегатам, построенным во Франции. Ранее неоднократно упоминалось, что в случае разрыва контракта Россия может потребовать вернуть эти агрегаты. Подобное требование только усложнит положение Франции.

 

Пока Минобороны России пытается выяснить и уточнить позицию официального Парижа, французская газета La Tribune решила изучить настроения в обществе. Для этого Французскому институту общественного мнения IFOP было поручено социологическое исследование, в ходе которого опросили 1001 человека в нескольких регионах Франции.

 

Большинство опрошенных (64%) полагают, что Франция должна передать корабли заказчику. Примечательно, что такое мнение главенствует независимо от политических взглядов участников опроса. Так, среди левых с продолжением выполнения контракта согласны 66%, среди правых – 71%.

 

По заявлениям французских руководителей, новый десантный корабль не передается России из-за ее позиции по украинскому кризису. Таким образом, корабль типа Mistral рассматривается в качестве некоего средства, при помощи которого планируется изменить политическую ситуацию вокруг конфликта. Однако французское население не склонно видеть в подобных шагах эффективный выход из кризиса. 75% опрошенных не считают, что отказ в передаче кораблей поможет изменить ситуацию. Сотрудники IFOP отмечают, что такое мнение пользуется особой популярностью среди граждан старше 35 лет.

 

Есть основания полагать, что большое количество сторонников передачи кораблей прямо связано с возможными негативными последствиями разрыва контракта. По данным IFOP, 77% опрошенных считают, что отказ от передачи десантных кораблей может стать причиной для ряда разнообразных проблем. При этом 72% населения считают, что отказ от выполнения контракта поставит под сомнение другие соглашения о военно-техническом сотрудничестве с зарубежными государствами. В частности, люди обеспокоены дальнейшей судьбой договора с Индией на поставку истребителей Dassault Rafale, переговоры по которому продолжаются уже три года. 69% опрошенных также полагают, что срыв контракта с Россией может быть полезен третьим странам, конкурирующим с Францией на рынке вооружений и военной техники. Наконец, 56% видят в подобном развитии событий удар по репутации страны в целом.

 

В результате складывается весьма интересная ситуация. Россия требует передать заказанные десантные корабли или вернуть деньги, а также желает получить официальные разъяснения по позиции Франции. Официальный Париж, в свою очередь, регулярно делает различные заявления, но не спешит отвечать на официальный запрос из Москвы. При этом обе стороны понимают, какие последствия могут иметь отказ от дальнейшего сотрудничества и разрыв контракта. Французское население тоже понимает возможные последствия и в большинстве своем выступает за выполнение контрактных обязательств.

 

Несмотря на очевидные негативные последствия, Франция пока придерживается странной позиции и не спешит передавать первый из построенных кораблей или даже делать официальные комментарии. Париж придерживается такой позиции, не желая портить отношения с Соединенными Штатами, которые достаточно давно требуют прекратить выполнение контракта. Такая ситуация продолжается уже несколько месяцев, однако в обозримом будущем она должна измениться. По словам российского министра обороны, Россия будет ждать лишь полгода, после чего подаст иск о разрыве контракта, возвращении уже уплаченных денег и выплате компенсации. Это означает, что у французского руководства остается все меньше времени, чтобы определить свои приоритеты и понять, с кем из партнеров следует сохранять хорошие отношения, а с кем можно ссориться.

 

 

По материалам сайтов:

http://rg.ru/

http://lenta.ru/

http://ria.ru/

http://inosmi.ru/

http://latribune.fr/