Слово как оружие

пиар

О том, что слово не только лечит, но и может убить, знают многие. Например, африканские колдуны именно словом и убивают. Говорят, своему соплеменнику, что он умрет, и авторитет его как колдуна и вера жертвы делают свое дело — человек идет, ложится и… умирает! Однако, есть и специальная наука о том, как действовать словом в чьих-то интересах. И называется эта наука (правда, ВАК — Высшая аттестационная комиссия РФ, наукой ее не считает) PR, «паблик рилейшнз», или «связи с общественностью», и сегодня этому обучают в университетах нашей страны.

Надо сказать, что сам этот термин появился очень давно, еще в 1807 году, а мероприятия ПР проводились всегда и везде, чуть не с Мафусаиловых времен, но отношения к ним было разным. Например, у нас в СССР ПР порицали. В 1985 году на Украине была даже защищена кандидатская диссертация на тему: «ПР на службе американского империализма» и это при том, что именно в СССР ПР-работа достигла просто грандиозных масштабов, начиная от первомайских парадов и демонстраций сильно загорелых юношей и девушек в белых трусах и майках и до пусков космических ракет к праздничным датам. Пиар был, и одновременно его не было вплоть до 1989 года. А потом пошло и поехало, с 1993 года его так и вовсе стали преподавать сначала в МГИМО, затем в ЛЭТИ, потом в 1995 году в Пензенском и Тамбовском госуниверситетах. А дальше уже началась прямо-таки цепная реакция, так что сегодня пиару у нас в России обучают более чем в 100 вузах! И опыт показывает, что специалистов в этой области по-прежнему не хватает.

Некоторые неправильно думают (и это следствие газетной пропаганды, ругающей ПР, а газетчики ругают ПР потому, что пиарщики им прямые конкуренты и вдобавок еще и кукловоды), что ПР — это всеобщий обман. На самом деле обман в пиаре — это удел пиарщиков-троечников, которых полным-полно в любой специальности. Настоящий пиарщик-профессионал врать никогда не будет, он помнит: «Единожды солгавши, кто тебе поверит!» То есть он говорит только правду, или вообще молчит… И всё, других инструментов в смысле вербальных коммуникаций у него просто нет. Конечно, можно играть цветом, звуком, количеством движений, много есть приемов того, как «повесить лапшу на уши», но только все это должно в идеале делаться без обмана. В этом истинный профессионализм пиарщика, его мастерство, и как раз за это ему и платят хорошие деньги.

О некоторых примерах эффективной работы пиарменов сегодня уже вполне можно рассказать.

Всем людям старшего поколения хорошо помнится 1991 год, август и «Лебединое озеро» на экранах телевизоров. И вот один пиарщик из провинциального города Энска решил, что ему ну никак нельзя оставаться в стороне от происходящих в стране событий. Но как это сделать? Ехать в Москву на баррикады сражаться против ГКЧП? Жаль подставлять голову под пули, тем более, что можно и не подставлять. Пошел он по городу: на одной площади митинг в поддержку ГКЧП, на другой против, и записывают добровольцев ехать в Москву. И тут он вспомнил, что есть в их городе станция телекса и телефакса, осуществляющая связь со всем миром. Это сейчас по мобильному телефону можно позвонить хоть в Техас, хоть в Австралию, а тогда на весь город был один-единственный телефакс!

И вот пошел он туда, спросил: прервана ли связь? Нет, не прервана! И начал отправлять своим знакомым (а тогда уже у многих граждан СССР были друзья и знакомые за границей, причем среди них были и научные сотрудники и известные профессора) послания соответствующего содержания: «В СССР антиконституционный переворот. Президент изолирован. Просьба написать в ваши местные и центральные СМИ, что истинные патриоты страны требуют, чтобы Горбачеву дали возможность обратиться к народу под международные гарантии безопасности. А также потребовать заморозить советские авуары в банках, не поставлять лекарства, продовольствие, запчасти к компьютерам. И оказать помощь этим людям, потому, что в случае победы ГКЧП им светит Сибирь!» Да, и прислать газеты с этими письмами… «для истории».

Потом этот человек позвонил знакомым в Москву, мол, как у вас? А ему: у нас газету к выпуску запретили, так ее уже тиражом в 300000 печатает «Юманите» в Париже. «Не один я такой умный», — решил этот человек. А дальше случилось то, что случилось. Но письма его друзей были опубликованы во многих газетах. Хотя особой роли этот «булавочный укол» не сыграл, в общем хоре это тоже прозвучало. Ну, а потом ему пришли газеты и… да, отлично тамошние «мастера слова» это обыграли! И помощь пришла! Так что одним выстрелом этот «специалист по СО» убил сразу же двух зайцев.

В период кардинальных реформ у этого человека не сложились отношения с местными коммунистами. Почему — понятно. Сам он был коммунист, лектор-пропагандист ОК КПСС, знал всю «кухню» изнутри, и было ему просто противно слушать все их призывы после того как… А тут выборы, почти побеждает Зюганов и… как вмешаться в выборный процесс? Подумал он и написал статью. Нет, называлась она не так, как другие («Голосуешь за коммунистов — купи еды в последний раз!» или «Голосуй сердцем и умом»). Это потому, что все местные газеты были переполнены такими статьями.

Статья называлась «Чтобы мы не вымерли, как динозавры». Невозможно пройти мимо такого заголовка, не так ли? А говорилось в ней о том, что ученый Стив Хокинг создал теорию путешествия во времени, а у нас в Москве в одном НИИ сделали «машину времени» «Ловондатр-7» (о чем в свое время писал журнала «Техника — молодёжи). Правда, во времени она перемещаться не могла, но время сжимала — факт, а раз так, то «я думаю», написал автор, что «Ловондатр-25» уж точно заработает как надо. А дальше: если будете голосовать за комми, то я поеду в этот НИИ, уговорю создателей машины отправиться в прошлое, в 1880 год, когда десятилетний Володя Ульянов купался на реке в селе Кокушкине, стал тонуть, но был спасен неким прохожим. Вот мы и узнаем, кем. А затем пригласим его пить пиво в ближайший трактир, и… Володя утонет! Не будет РСДРП, революции, и вас, уважаемые! Разделите вы судьбу динозавров!

Публикация наделала много шума. Некоторые требовали даже привлечь автора к ответственности «за покушение на жизнь вождя мирового пролетариата». Но только ничего из этого не вышло, а вот какое-то количество голосов она у тех, кто автору не нравился, точно отняла.
Затем уже после того, как в Энске начали тоже обучать студентов ПР, попал этот город в «красный пояс». То есть в Думу выбирали от него только «красных», и последствия этого были соответственные. «Надо с этим покончить!» — решил этот специалист, и перед очередными выборами силами студентов провел исследование общественного мнения. Вопрос интересовал опрашивающих только один: «Не пора ли Энску выйти из «красного пояса»?»

И репрезентативное по выборке количество граждан (большинство опрошенных) ответило: «Пора» А надо сказать, что перед этим пять различных агентств проводили соцопросы и выяснили, что основная масса жителей Энска по-прежнему будет голосовать за коммунистов. А тут такой результат? В чем дело? А дело в знании психологии! Чтобы опрос был на 100% достоверным, нужно проводить его в группах, количественно пропорциональных всем социальным стратам того или иного региона. И студентам это объяснили, и они сказали «да». Но это же студенты. А про них известно вот что: «Верю, верю всякому зверю, а студенту и ежу верить погожу!» Понятно, что они с пеной у рта доказывали, что опрашивали и в «спальных районах» и на улицах, но на самом деле они опросили своих друзей и знакомых. То есть определенную социальную группу. Но как проверить? Никак! К тому же людям нужно доверять… С кучей опросных листов с подписями этот пиарщик поехал на радио. Там усомнились в достоверности результатов, но где доказательства? «А как же пять фирм?» — спросили его, и он ответил: «А они подкуплены на золото партии!» И что можно было на это возразить? И вечерние новости вышли с сенсацией: «Энск выходит из «красного пояса». Затем ту же новость распространило местное ТВ, затем газеты и понеслось: «Не верите? Проверяйте!»

А что люди? Люди — они всегда люди. Еще в романе Болеслава Пруса «Фараон» было написано: «Народ что трава — клонится под ветром!» Поэтому дальше все случилось, так как и было задумано: многие, не желая отстать от других, проголосовали против одного из кандидатов от КПРФ. В итоге в Думу от Энска прошел только один коммунист, а жители города воочию убедились, кто прав, и что все пять фирм, проводивших свои опросы, были либо подкуплены, либо не умели это делать.

Все эти примеры, как видите, взяты из опыта пиар-работы в относительно небольшом губернском городе. Расходы на них были грошовые. А теперь представьте, что может сделать толковый пиармен — мастер своего дела, если ему дать в руки несколько миллионов рублей или долларов?