О Турции сейчас много говорят. Она бросила прямой вызов Америке и Европе и не только не объявила санкции против России, но и углубила с ней торговые и иные связи. Президент Эрдоган намерен превратить страну в региональную сверхдержаву и не жалеет средств на грандиозные проекты.
Противники обвиняют президента Эрдогана в любви к мегапроектам. Одни, как тоннель под Босфором и президентский дворец в Анкаре, уже построены. Другие, как канал между Мраморным и Черным морями находятся на стадии проектов.
Президент за рулем поезда
Почти полтора километра 13-километрового тоннеля Мармарай проходят под дном Босфора. Тоннель открыли в торжественной обстановке осенью позапрошлого года, в день, когда турки отмечали 90-ю годовщину создания современной Турции.
Строительство Мармарая началось в 2004 году и должно было закончиться через 5 лет. Однако возникла неожиданная задержка – проходчики наткнулись на византийский порт Феодосию, в котором, кроме останков нескольких десятков средневековых кораблей, нашли развалины, датируемые археологами 7 тысячелетием до н.э.
Турецкие власти утверждают, что Мармарай способен выдержать сильное землетрясение, которое произойдет в Стамбуле, по прогнозам сейсмологов, в ближайшие три десятилетия. На открытии тоннеля министр транспорта Турции Бинали Йилдирим заявил, что в тоннеле появится совсем немного воды даже в результате землетрясения силой 9-10 баллов по шкале Рихтера.
Первому идея соединить восточную и западную части Стамбула под Босфором пришла в голову султану Абдул-Меджиду I (1839-61). Он заказал в 1860 году одному французскому архитектору проект строительства, но проект оказался трудновыполнимым, как в финансовом, так и в техническом отношениях.
«Сбылась полуторавековая мечта наших предков,- заявил Реджеп Эрдоган, который стоял за рулем первого поезда, прошедшего по тоннелю во время испытаний.- Нам довелось завершить ее».
Между двумя морями
Еще одним мегапроектом Реджепа Эрдогана является канал через Стамбул. Сам президент, очевидно, представляя всю сложность проекта, называет его «диким», а оппозиция – огромной и никому не нужной тратой государственных средств.
По плану длина канала составит 43 км, ширина – 400 м, а глубина – 25 м. Берега канала соединят 6 мостов, пишет Hurriyet.
Впервые о строительстве гигантского канала было объявлено в апреле 2011 года, но затем на 3,5 года наступила тишина. И вот сейчас о мегапроекте вновь вспомнили.
Главная задача канала – разгрузить Босфор, четвертую по загруженности водную артерию планеты. По каналу пойдут огромные суда, идущие из Мраморного в Черное море. На его берегах построят сотни шестиэтажных жилых домов, в которых расселят полмиллиона человек. Кроме домов, планируется разбить парки, построить бизнес-центры и третий аэропорт мегаполиса. Все здания решено строить в так называемом сельджукском стиле.3
По сообщениям турецких СМИ, предполагаемая смета проекта, конечно же, начальная превышает 10 млрд. долларов. На сколько она вырастет за время строительства, никто не знает.
«Версаль» султана Эрдогана
Президент Турции много думает о жителях Стамбула, но не забывает и о себе. Для него построили на окраине Анкары, кстати, в природоохраняемой зоне новый президентский дворец. Такой огромной и пышной резиденции нет ни у одного главы государства на планете.
Реджеп Эрдоган стал президентом Турции в августе прошлого года, а уже в конце месяца въехал в новую резиденцию. За преобладающий белый цвет ее называют Белым дворцом. Во дворце 1150 комнат, а его площадь составляет 280 тыс. м². Окончательная стоимость Белого дворца вдвое превысила первоначальную смету. Поскольку цифры озвучил министр финансов Турции Мехмет Симсек, противники президента Эрдогана считают, что реальная стоимость новой президентской резиденции гораздо выше.
Под резиденцией вырыт просторный подземный бункер, предусмотрены и другие меры безопасности. Белый дворец охраняет больше тысячи полицейских, примерно, по одному человеку на каждое помещение. Как сообщает сайт Today’s Zaman, для охраны президентского дворца были созданы два новых подразделения полиции. Для сравнения: старый дворец главы государства охраняли только 450 стражей порядка.