ВЕРТОЛЁТ РАДИОЛОКАЦИОННОГО ДОЗОРА Ка-31

Ка-31
Вертолет радиолокационного дозора Ка-31 создан на базе Ка-29, первоначально имел обозначение Ка-29 РЛД. Вертолет корабельного базирования Ка-31 предназначен для защиты от ударов с воздуха соединений боевых кораблей, действующих вне зоны действия береговых РЛС и самолетов ДРЛО. Необходимость в таких вертолетах особенно ярко проявилась во время англо-аргентинского вооруженного конфликта в районе Фолклендских (Мальвинских) островов, когда отсутствие в составе английских экспедиционных сил самолетов или вертолетов ДРЛО не позволило своевременно осуществлять поиск, обнаружение и перехват низколетящих самолетов противника. Использование же в качестве средства ДРЛО эскадренных миноносцев привело к потере двух таких миноносцев («Шеффилд» и «Ковентри»).

Задание на разработку вертолета ОКБ им. Н.И. Камова получило в 1985 году, первый полет опытного образца состоялся в 1987 году, после длительных испытаний и доводки вертолет был принят на вооружение авиации ВМФ России в 1995 году. Серийное производство вертолета подготовлено на вертолетном заводе в г. Кумертау.

При разработке Ка-31 за основу были взяты планер, силовая установка и несущая система транспортно-боевого вертолета Ка-29. Наибольшая сложность при этом заключалась в сопряжении мощной радиолокационной станции с остальным пилотажно-навигационным оборудованием вертолета и обеспечение достаточной стабильности полета вертолета при вращающейся антенне РЛС.

На вертолете установлена система ДРЛО Е-801 «Око», разработанная в нижегородском НИИ радиотехники. Система способна обнаружить цели типа истребителя на дальности 100—150км, обеспечивая сопровождение одновременно до 20 целей. Надводные корабли могут быть обнаружены на дальности 250км. Радиолокационная станция системы работает в дециметровом диапазоне, ее вращающаяся антенна массой 200кг имеет длину 5.75м и площадь 6м2. Время полного оборота антенны составляет 10 секунд. В транспортном положении антенна прилегает к нижней поверхности фюзеляжа, создавая при этом минимальное аэродинамическое сопротивление. Для перевода в рабочее положение антенна отклоняется вниз на 90°, при этом стойки шасси приподнимаются вверх, чтобы шасси не мешало работе РЛС.

Пилотажно-навигационный комплекс вертолета, разработанный в КБ приборостроения в Саратове, кроме стабилизации полета вертолета с вращающейся антенной, обеспечивает также выдерживание заданных параметров курса и высоты полета, полет по заданной трассе и автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25м над местом посадки. Полеты могут выполняться в любое время суток в простых и сложных метеорологических условиях.

Вертолет может базироваться на тех же кораблях, что и Ка-27 и Ка-29. Возможно также использование его в сухопутном варианте для решения задач ПВО наземных войск.