Русская Сила

Миссия Порошенко

Мир на Украине может стать началом вытеснения США из Европы

Ряд особенностей происходящего на Украине заставляет переосмыслить некоторые основополагающие взгляды на характер современных войн.

В вооруженных конфликтах выделяются две главные составные части: социально-политическая и стратегическая. При анализе первой основное внимание обращается на противоречия, породившие войну, и на цели противоборствующих сторон. Стратегический характер войны определяется глобальными целями сторон, привлекаемыми силами и средствами, масштабом и формами вооруженной борьбы.

Запад есть Запад, Восток есть Восток

Противоречия, породившие войну, формировались на Украине достаточно долго. Ключевое лежит между тяготеющими к Евросоюзу и США преимущественно сельскохозяйственными и дотационными регионами запада и северо-запада Украины – с одной стороны и промышленно развитыми донорскими регионами востока и юго-востока – с другой. Важной идеологической составляющей этого противостояния стало противоречие между радикальным национализмом и славянским единством. Апологеты первого видят в украинцах особую нацию, имеющую право на главенствующее положение в незалежной. Сторонники второго рассматривают «титульную нацию» как часть единого русского народа и ориентируются на равноправие всех граждан страны. Помимо этих внутренних противоречий эскалации конфликта на Украине способствовало радикальное обострение глобальных противоречий между Россией и США, в первую очередь срыв попыток Вашингтона установить господство над мировыми энергоресурсами. Масла в огонь подлило формирование нашей страной единого блока незападных цивилизаций – БРИКС, ставящего под угрозу доминирующее положение Соединенных Штатов. Эти противоречия имеют антагонистический характер, что определяет неизбежность применения насилия в той или иной форме для их разрешения. Усилившиеся экономические трения между украинскими олигархическими группировками, стремившимися к силовому перераспределению собственности, способствовали радикализации конфликта.

Президент Порошенко неудобен как Верховный главнокомандующий, но весьма выгоден как «жертва террористов»

К осени 2013 года система политических противоречий на Украине окончательно сложилась в виде двух разнонаправленных векторов: западного и восточного. Оформились и противоборствующие силы будущего конфликта. С одной стороны – это были либерально-олигархические структуры страны и их западные кураторы, прежде всего американские. Их социально-политической базой стала националистически ориентированная часть населения западных и северо-западных регионов Украины. А с другой – политические и общественные партии и движения, нацеленные на развитие отношений с Россией. Их социальной базой было преимущественно население южных и юго-западных регионов Украины, включая Крым, давно и открыто тяготеющих к России. К концу февраля, когда началось открытое противостояние, первая группировка была относительно хорошо организована, доминировала в экономике и информационном пространстве Украины, опиралась на мощную иностранную поддержку и организованные боевые формирования майдана. Вторая представляла собой сообщество разрозненных и весьма слабых организаций, не имеющих заметного политического, экономического и информационного потенциала – формально пророссийская Партия регионов фактически прекратила свое существование.

Стратегической целью либерально-олигархической группировки стало полное вхождение в западный мир на любых условиях при одновременном построении государства нацистского типа с господствующим положением украинского субэтноса. Ее внешнеполитическим союзником, а точнее, куратором стали Вашингтон и Брюссель. При этом целью США было и остается превращение Украины в надежный плацдарм для дальнейшего давления на Россию.

Определенную негативную для западных кукловодов роль сыграли радикальные националисты, доминировавшие в силовом отношении в системе новой власти, особенно в первые месяцы. Принудив либеральных лидеров к принятию радикально-националистических и антирусских законодательных актов, они взорвали южные и юго-восточные регионы Украины. Бесконфликтного утверждения во власти марионеточного правительства не получилось.

В начавшемся противостоянии политические силы юга и юго-востока Украины преследовали цель не допустить разрыва с Россией и сохранить в стране равноправное положение всех народов, по крайней мере на своей территории. Внешнеполитическим союзником этих сил была и остается Россия. Ее цель в конфликте – недопущение создания вражеского плацдарма непосредственно на своих границах.

Семь шагов по минному полю

Анализ стратегических целей сторон, состояния противоборствующих сил и характера вооруженной борьбы позволяет выделить семь периодов в гражданской войне на Украине.

1. ХОТИМ, НО НЕ ГОТОВЫ. Первый период – предварительный. Вооруженное противостояние еще не началось – стороны не были готовы к вооруженной борьбе ни в организационном, ни в техническом, ни в психологическом отношении. Киевские власти еще не смогли полноценно обеспечить реализацию своих полномочий. В частности, силовые структуры, которые во время массовых беспорядков выступали противниками новых властей, были не готовы полноценно выполнять их указания, особенно в части подавления населения. В свою очередь протестующие граждане юго-востока и юга Украины выдвигали весьма умеренные требования, не посягая на территориальную целостность страны. Основное содержание конфликта в этот период – информационное противоборство и массовые выступления населения, которым противостояла некоторая часть правоохранительных органов. Помимо украинских СМИ, почти полностью действовавших в интересах новых киевских властей, ключевую роль играли иностранные СМИ со стороны как Запада, так и России. Предоставление президенту РФ права ввода войск на Украину для защиты мирного населения и присоединение Крыма были использованы украинскими политиками, чтобы представить протесты части населения как агрессию.

2. ПЕРВАЯ КРОВЬ. Второй период – начальный. Его наступление ознаменовано массовым кровопролитием в Одессе и столкновениями формирований «Правого сектора», а также появившихся на Украине иностранных наемников с отрядами самообороны юго-востока Украины, втягиванием в конфликт отдельных частей и подразделений ВСУ. Вооруженное противостояние в этот период характеризуется применением исключительно стрелкового оружия и легкой бронетехники. Боестолкновения незначительных по численности вооруженных групп локальны. В этот период началось строительство сторонами блокпостов, фактически обозначающих линию разграничения районов, контролируемых сторонами. Отдельные отряды самообороны стали сводиться в более крупные формирования – батальоны. Образовались политические структуры восставших регионов. Киевское руководство при фактическом отказе ВСУ полноценно участвовать в военных действиях на юго-востоке создало национальную гвардию, основу которой составили боевики «Правого сектора» и активисты майдана. Стратегическими целями киевских властей в этот период были разгром или разоружение отрядов самообороны и восстановление контроля над регионами юго-востока. Отражение этой угрозы и предотвращение захвата ключевых населенных пунктов стало приоритетом ДНР и ЛНР. К завершению начального периода у населения Украины сформировалось «военное сознание» – психологическая готовность к ведению полноценной войны.

3. УЖЕ ВОЙНА. Третьим стал этап стратегической обороны ДНР и ЛНР. Его основное содержание – полноценная вооруженная борьба с применением авиации, артиллерии и танков. Стратегические цели сторон не изменились. Основной формой ведения вооруженной борьбы ополчением ДНР и ЛНР стали оборонительные бои. А войска АТО перешли к наступательным операциям. Однако достичь необходимого уровня координации им не удалось, что привело к катастрофическим последствиям, в частности к окружению и разгрому крупных группировок. В этот период сформировано оперативное звено руководства ополчением в ДНР и ЛНР. В оборонительных боях захвачено большое количество боевой техники и вооружения, что позволило из отрядов ополчения сформировать полноценные войсковые части и подразделения. На территорию восставшего Донбасса массово двинулись добровольцы из России. К завершению этого этапа киевские военные предприняли масштабную наступательную операцию, имевшую на первых порах определенный успех, но в дальнейшем наступление захлебнулось.

4. ТРИУМФАЛЬНОЕ БЕГСТВО. Четвертый период – стратегическое контрнаступление ВС ДНР и ЛНР конца августа – начала сентября 2014 года. Операция вооруженных сил народных республик оказалась успешной. Стратегические цели сторон радикально изменились: разгром основных группировок войск АТО – для отрядов самообороны, выведение своих формирований из-под удара – для противника. Войска ДНР вышли к побережью Азовского моря, заняв важный порт Новоазовск. Оставалось немного для захвата Мариуполя. Но наступление было остановлено. В этом, вероятно, сыграло свою роль как внешнее давление, так и оперативные факторы – на территории ДНР и ЛНР оставалось несколько «котлов» с большим количеством войск АТО, для подавления сопротивления которых нужны были силы.

5. ЗАЛИЗЫВАНИЕ РАН. Наступил пятый период – вооруженное перемирие. Его стратегической целью со стороны киевского правительства стало восстановление боеспособности группировки войск АТО до уровня, позволяющего вести успешные наступательные действия хотя бы на отдельных направлениях. Целью ДНР и ЛНР было поддержание оперативного паритета, позволяющего отразить возможное наступление противника и перейти к контрнаступлению. Несмотря на «перемирие», продолжались вялотекущие боевые действия, основным содержанием которых со стороны войск АТО был артиллерийский обстрел войск и населенных пунктов народных республик. Последние сосредоточились на контрбатарейной борьбе. К концу года киевское руководство, видимо, сочло, что боеспособность группировки их войск восстановлена и она способна вести наступательные действия. Кроме того, углубляющийся кризис на Украине подталкивал к экстраординарным мерам по отвлечению населения от внутренних проблем. Требовались и дополнительные кредиты. Соответственно нужно было возобновление боевых действий с достижением хотя бы ограниченного успеха.

6. ДЕБАЛЬЦЕВСКИЙ НОКАУТ. Начало 2015 года ознаменовалось переходом к шестому периоду – ограниченных наступательных операций войск ДНР и ЛНР. Судя по динамике боевых действий, ДНР и ЛНР к ним не готовились. После отражения попытки войск АТО вытеснить части самообороны из Донецкого аэропорта последние ограничились локальными усилиями для окончательного захвата объекта. И лишь по истечении нескольких дней перешли к согласованному наступлению по нескольким направлениям – мариупольскому, на «горло» «Дебальцевского выступа», на Пески и Макеевку. По истечении нескольких дней на всех направлениях, за исключением дебальцевского, пришлось перейти к обороне. В ДНР была объявлена мобилизация 10 тысяч добровольцев. Боевые действия приобрели особо ожесточенный характер – продвижение войск ДНР и ЛНР по сравнению с августовско-сентябрьским контрнаступлением шло с весьма низкой скоростью и сопровождалось повышенными потерями. Однако стало ясно, что в целом возможности успешного ведения войны киевским правительством утрачены. В этих условиях естественным стало желание киевских властей добиться перемирия. В нем были заинтересованы и лидеры Евросоюза. Они хорошо понимали, что продолжение боевых действий при очевидной неспособности киевских властей переломить негативный для них ход событий приведет к интернационализации гражданской войны с высоким риском ее перерастания в полномасштабный международный вооруженный конфликт, в котором Россия может столкнуться с НАТО, а ЕС превратится в ТВД.

7. ЧТО МИР ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ? Беспрецедентная дипломатическая активность лидеров Германии и Франции в сочетании с усилиями Владимира Путина привела к подписанию минских мирных соглашений, что ознаменовало переход к новому, седьмому, завершающему периоду гражданской войны – ее окончанию как внутреннего конфликта. Основная причина – утрата способности киевских властей самостоятельно достичь политических целей этой войны. В этих условиях остается либо соглашаться на мир на условиях ДНР и ЛНР, либо добиваться интернационализации гражданской войны с превращением ее в международный конфликт. Динамика завершающего этапа войны в основном предопределена. В ближайшие месяц-два будет поддерживаться относительное перемирие, периодически нарушаемое по инициативе преимущественно войск киевского правительства, заинтересованного в сохранении напряженности. Следует ожидать поставок вооружений из США (не зря же советником по поставкам иностранных вооружений на Украину назначен Саакашвили, который имеет богатый опыт скрытной организации такого рода деятельности), а также масштабной переподготовки американцами командного состава ВС и МВД Украины. Весьма вероятно, ключевые командные должности в войсках, участвующих в АТО, будут замещены кадровыми генералами и офицерами США. Скорее всего пройдет еще одна волна мобилизации. В итоге появятся достаточно многочисленные ударные группировки войск, которые к концу весны попытаются провести наступательную операцию с целью разгрома войск ДНР и ЛНР. Для оправдания ее начала возможна крупная провокация, например убийство известного политического деятеля Украины с обвинением в этом «сепаратистов». Целью может стать президент Порошенко, который не вполне удобен как Верховный главнокомандующий «последнего и решительного наступления», но весьма выгоден как «жертва террористов». С большой вероятностью можно предполагать, что это очередная АТО провалится, завершившись переходом войск ДНР и ЛНР в контрнаступление, которое остановится после открытых угроз США вмешаться в конфликт. Далее, очевидно, начнутся окончательные мирные переговоры – станет ясно, что киевские власти без прямого американского вмешательства разгромить ДНР и ЛНР неспособны, а ЕС не может допустить, чтобы в Европе началась большая война.

Что в остатке

Война завершится и наступит период формирования послевоенного мира, который может продлиться более года. На Украине он будет сопровождаться тяжелыми политическими потрясениями на фоне глубочайшего экономического кризиса, следствием которых может стать падение нынешней элиты и приход к власти иных политических сил, знаменующих переход на качественно иной вектор развития Украины. При этом может существенно возрасти роль Германии и Франции в стабилизации ситуации на Украине, которые оттеснят США в этом вопросе на второй план. А это может дать старт вытеснению Соединенных Штатов с их господствующего положения в Старом Свете.

Украина стала ареной первой в Европе войны XXI века, где столкнулись две почти равноценно оснащенные вооружением и военной техникой армии, не имеющие мощных ВВС. Конфликт показал, что танк остается главной «фигурой» на поле боя. Артиллерия, особенно дальнобойная, оказывается основным инструментом огневого поражения противника в условиях эффективной ПВО. Ключевая роль по-прежнему принадлежит морально-психологическому фактору. А теория масштабных операций с привлечением крупных масс войск не утратила своей актуальности и в наше время. В целом гражданская война на Украине дает ценнейший материал для переосмысления сложившихся стереотипов в военной науке.

Константин Сивков,
президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук

Опубликовано в выпуске № 8 (574) за 4 марта 2015 года