Сводки политических фронтов: петьлюровцы против беньдеровцев

Майдан стоял за Коломойского.

Нынешнее, давно ожидаемое столкновение Коломойского и Порошенко в социальных сетях уже остроумно названо борьбой «петьлюровцев» и «беньдеровцев». Смешно, конечно, но, увы, суть конфликта не отражает.

ec8H_yaOhbcПоводом для нынешнего конфликта стала попытка центральной власти (в лице, по-видимому, доверенного лица Петра Порошенко Игоря Кононенко), «отжать» у днепропетровского олигарха государственную (!) компанию «Укртранснефть». Затем последовало принятие закона, ограничивающего его же контроль над государственной же компанией «Укрнефть». Опасаясь попытки захвата, Коломойский ввел в «Укрнефть» свою охрану.

Это все — форма. Конфликт между Киевом и Днепропетровском все равно должен был возникнуть просто потому, что Коломойский уже взял слишком много суверенитета, практически приравняв свою «вотчину» с народными республиками Донбасса.

Или все же нет?

Если мы обратимся к истории вопроса, то довольно быстро выясним, что «форма» вполне может оказаться «содержанием».

Обратившись к вопросу о происхождении контроля Коломойского над двумя стратегическими государственными компании, мы обнаружим некоторую последовательность.

Контроль над «Укрнефтью» Коломойский получил в 2003 году и не от кого-нибудь, а от Кучмы. По словам «Бени», посредником выступал Виктор Пинчук, которому в 2004 году он выплачивал по $5 млн ежемесячно за право пользоваться возможностями предприятия.

На самом деле есть все основания считать, что Коломойский или прямо врет, или недоговаривает. Его отношения с Пинчуком всегда были сложными, причем пострадавшей стороной чаще бывал именно Пинчук. Так что если деньги и платились, то не за право пользоваться, а за что-то еще. Впрочем, что-то мне подсказывает, что правоохранительные органы тут ничего не поймут.

Контроль над «Укртранснефтью» Коломойский получил в 2009 году, во время премьерства Тимошенко. Пока что разоблачительных комментариев на эту тему не было и, возможно, не будет. Формально ничего особенно не произошло — после вступления Украины в ВТО оказалось, что производить что-то на украинских нефтеперерабатывающих заводах невыгодно, и трубопроводы утратили стратегическое значение. Между тем Коломойский потихоньку сосредоточил в своих руках большинство украинских НПЗ — сейчас он не контролирует, кажется, только Лисичанский завод.

Ну и, наконец, Коломойский становится губернатором и безнаказанно занимается теми же самыми делами, за которые Донецк обстреливают баллистическими ракетами, при ком? При и.о. президента Александре Турчинове.

Тенденция, однако. Каждое расширение «империи «Привата»» за счет государственных ресурсов происходило в то время, когда при власти в стране находились выходцы из Днепропетровска. Отмечу, что я перечислил только небольшую часть полученного Коломойским при Кучме, Тимошенко и Турчинове и вовсе не коснулся роли в развитии «Привата» калифорнийского затворника Павла Лазаренко (впрочем, подробностей по последнему вопросу я и не знаю).

И тут внезапно на богатства Коломойского покушаются. И кто? Петр Порошенко, который, конечно, винницкий, но в свое время был соучредителем вполне донецкой Партии регионов. И как тут не вспомнить, что одним из основных подспудных сюжетов истории Украины на протяжении последних 23 лет было противостояние днепропетровской и донецкой элит. Казалось бы, с утратой Ахметовым однозначного контроля над Донбассом (думаете, случайно Коломойский помянул ДНР и ЛНР? Как бы не так…) этот конфликт если не исчез вообще, то существенно преобразился. Ан нет. Он продолжается, даже несмотря на отсутствие «сертифицированных» «донецких». В форме борьбы за «днепропетровское наследство» Коломойского.

Совершенно не парадоксально, а, напротив, предсказуемо получается, что Майдан стоял, а «небесная сотня» гибла за то, чтобы убрать донецких и вернуть днепропетровских. Мы здобулы.

Петьлюровцы против беньдеровцев

Вот и подошла к финалу разборка Бени с Петей. Сегодня ночью Петя выгнал Беню с должности олигарх-губернатора, оставив простым рядовым украинским олигархом и даже отнял Бенину прелесть – Укртранснафту, которой тот владел без малого 20 лет.

Надо сказать, вся эта история с захватами и угрозами друг дружке была не более чем война понтов двух старых торгашей и воров времен 90-х и закончиться ничем иным кроме договора не могла – ворон ворону глаз не выклюет. Тех самых, кого нынче принято величать элитой – не больше и не меньше. Раста мне друг, но истина дороже: нет там феодальной войны – феодалы, как ни крути, а все-таки были воинами, хоть часто и с повадками бандитов, а здесь торгаши с повадками феодалов, не более.

Чтобы понятней было для россиян – представьте себе разборку Ходорковского с Березовским в самый разгар семибанкирщины. Помножим эту разборку на украинский темперамент с любовью к шоу, и вот уже вся страна, забыв про победоносную войну с миллионными ордами монголокацапов, с интересом смотрит кто кого: петьлюровцы беньдеровцев или наоборот.

На самом деле, если отбросить вал высказываний с обеих сторон и беготню подшефных армий, то можно было увидеть две главные вещи: во-первых, Беня постоянно пытался выйти на переговоры, во-вторых, американские хозяева Петьки сохраняли олимпийское спокойствие и были уверенны, что все идет по плану. К слову, не очень удивлюсь если среди новых владельцев той самой Укртранснафты чисто случайно окажется какой-нить родственник Пайета или Нулланд – не наживы ради, а чисто ради порядка, который сами дикие аборигены, как всем известно, у себя навести не могут.

В результате, взбрыкнувший Беня и ко, поставлены на место, но сохранили свои доли в банковском бизнесе и счета по заграницам, а как там умеют ставить на место зарвавшихся олигархов вам Фирташ рассказать хорошо может, лакомый кусок отжат, а главное – перед новым наступлением на Новороссию и возможно Приднестровье у Порошенко, точнее у Пайета появится хорошо контролируемый плацдарм, в котором уже никто не будет шантажировать несчастную американо-украинскую власть денежкой, которой и так на всех не хватает. Да и прочим Балогам сей урок должен пойти впрок – ходить по-маленькому против ветра нельзя. Эдакая извращенная вертикаль власти получается. Заодно и население получило кино, выпустило пар, покричало – все они эти самые, а новость про то, что Руина как бы уже считай в дефолте прошла тихо и в общем-то ожидаемо.

В общем, кругом один профит. Пришедшая год назад Хунта постепенно закручивает гайки и из ридной махновщины с атаманщиной, под чутким руководством панов из-за океана приобретает черты нормальной олигархической диктатуры постколониальной экваториальной Африки: диктатура, государственный террор, гражданские войны, сочетание того, другого и третьего. То есть какого никакого, а государства. К слову, такие режимы в Вашингтоне умеют делать на раз, два, а главное они умеют ими очень хорошо управлять в сторону своей выгоды.

Мог ли в этой ситуации Коломойский реально пойти против роли жертвенной тушки? Нет, нет и нет, потому что Коломойский, как и любой другой представитель крупного бизнеса на постсоветском пространстве умеет вести подковерные переговоры, обманывать, устраивать убийства, но абсолютно не умеет идти напропалую, с готовностью потерять все, потому что торгаш по природе и душе. А, как известно, даже самый паршивенький бандюк по природе, такой как Паейт, например, всегда будет нагибать самых богатых торгашей и надеяться, что когда-либо будет иначе, как минимум глупо.

Может быть я, конечно, ошибаюсь и Беня докажет свое право на вотчину и получит право называться пан – атаман Беня Днепровский и Одесский, хотя что-то мне подсказывает, что вряд ли.

Источники:
Василий Стоякин
Руслан Ляпин

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: