Строители космодрома Восточный объявили о голодовке и забастовке с целью добиться выплаты аработка.

Голодовку проводят 26 рабочих, а бастуют 100 специалистов ООО «Стройиндустрия-С», участвующих в возведении космодрома, пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на телефонную беседу с протестующими. Компания «Стройиндустрия-С» — это субподрядчик ООО «Идеал», который в свою очередь имеет договорные отношения с «Дальспецстроем». Рабочие не получают зарплату с декабря и января. Долги подрядчиков по оплате труда достигли 14 млн рублей.

Кризисную ситуацию пытается решить глава Спецстроя России Александр Волосов, который по поручению вице-премьера Дмитрия Рогозина отправился в Амурскую область на переговоры с протестующими. Об этом Рогозин сообщил в своём аккаунте в Twitter. Как ранее писали Пронедра, Генпрокуратура не определила, на что «Дальспецстрой» израсходовал 16 млрд рублей, которые были выделены на возведение космодрома Восточный.

История с бунтом на строительстве космодрома “Восточный” в каком-то смысле показательная. Уже заявлено, что долги по зарплате рабочим будут в срочном порядке погашены к 10 апреля, так что вроде бы все в порядке. Правда, вызывает вопрос незначительная деталь: долги по зарплате образовались у персонала субподрядных организаций. А это немедленно переводит проблему в иное русло.

Получается, что могучая корпорация “Спецстрой”, заявив о наличии у нее всей необходимой техники и рабочих в начале строительства, в реальности передала часть работ субподрядчикам – читай, таджикам-узбекам с лопатами. Неудивительно, что и сроки, и цена строительства тут же возросли – не все задачи можно решить лопатой, поэтому приходится что-то в срочном порядке и совсем за другие деньги изыскивать в авральном порядке. Понятно, что “другие деньги” не вписываются ни в какие сметы, отчего крайними оказываются эти самые молдаване, которым и задерживают зарплаты.

Свернуть )

Особую пикантность добавляет то, что именно поручено субподрядчикам – ни много ни мало, стартовый стол. Не какие-то там удаленные объекты инфраструктуры, а один из ключевых элементов космодрома. У мегакорпорации “Спецстрой” не нашлось возможности работать со столь сложным объектом, потому его строят нанятые на стороне строители. С неизвестным на выходе качеством и результатом.

Аналогичные случаи происходили и на других стройках века, хотя делалось все, чтобы не допустить утечки в СМИ. Чем все заканчивалось, становилось известно в совсем уж вопиющих случаях – вроде рухнувшей дороги к саммиту АТЭС либо в ручном исправлении ситуации лично президентом на трамплине в Сочи, где смета была превышена в семь с лишним раз с полным несоблюдением графиков и сроков. Да и истории с рабочими, которых нещадно обманывали с зарплатой на том же строительстве объектов АТЭС, и непостроенные в конечном итоге объекты, с которыми и сейчас не знают, что делать – все тоже очень знакомо.

Это, кстати, ставит под сомнение главный аргумент сторонников чудовищных по своим расходам парадных мероприятий, что-де они развивают инфраструктуру осчастливленных регионов. Какое уж тут счастье, если опасно ездить по новым дорогам. Кого в действительности осчастливливают такие стройки, в общем-то, понятно – причастных к распределению потоков, и только.

Но с космодромом ситуация особая – это объект не парадный, а очень даже стратегический. И если и здесь распильные схемы идут в полный рост (а иным объяснить бунт работяг сложно), то какой смысл в кураторстве над объектом целых вице-премьеров, если все равно они не способны переломить систему?