Против хот-догм. О непримиримых любителях Родины

Данная статья Евгения Супер может служить ответом на многие выпады ура-патриотов, которые думают что они патриоты, что правительство всё делает не так, что аналитики анализируют не верно и что они получают деньги от каких-то НКО и вообще они агенты Госдепа, что Донбасс и Новороссию слили, а они вот такие особенные и знают больше всех, и знают как сделать для страны лучше. О ком именно я пишу сами я думаю догадаются.

Против хот-догм. О непримиримых любителях РодиныК одной моей недавней рецензии среди множества комментариев пришло два с противоположных идеологических баррикад.

Первый: «Москальская тварь, Евгений Супер. Не коверкай украинский язык. «херой и жiнка-снайпер» это не по-украински» (я, кстати, не утверждал нигде в статье, что это «по-украински», а лишь скопировал текст из одного украинского комментария, но речь не об этом). 

Другой отзыв прилетел автору как бы с «нашей стороны»: «Сколько можно использовать слово «патриот»? Это нерусское слово, хватит его везде писать, если вы любите Родину».

Оба комментария, хоть и имеют разную политическую окраску, являются симптомами одного и того же состояния души.

Социотерапевт А.Б. Покой рекомендовал назвать его «хот-догматизмом» – поскольку его носители, полагающие, будто усвоили какие-то глубинные принципы, на деле просто объелись мозгового фастфуда.

Приглядимся к этому явлению внимательнее.

…С тех пор, как «патриотический» дискурс начал своё победное шествие по российскому интернету, мы с сожалением наблюдаем его постепенное выхолащивание, разрыв со здравым смыслом и обрастание нагромождениями многочисленных, не стыкующихся друг с другом, непонятно кем выдуманных и при этом совершенно непримиримых хот-догм, всё громче и агрессивнее звенящих своей вопиющей бессмысленностью.

В этом мы не одиноки – в силу благодатных условий та же болезнь гораздо активнее прогрессирует на Украине, где давно вышла из виртуальности и поразила саму реальность, проливая кровь, уничтожая и убивая. «Патриотический хот-догматизм» всего лишь один из штаммов болезни вообще и, будучи помещённым в особые условия, он развивается в ужасную форму, проходя через стадию фанатизма к неизбежному экстремизму. Приведу актуальный пример.

На прошлой неделе в Кении боевики радикальной исламской секты «Аш-шабааб» совершили нападение на местный университет, где расстреляли 147 человек. Однако многих они пощадили, при этом критерий отбора в группу счастливчиков был одновременно прост и ужасен – щадили тех, кто мог на память процитировать строки Корана. И это не первый подобный теракт исламистов. На другой стороне африканского континента уже много лет свирепствует иная исламская секта «Боко харам» (дословно «Книга есть грех»). Они шагнули ещё дальше своих «коллег» из «Аш-шабааб», и даже знание Корана не является для них поводом к помилованию. Декларируя борьбу против «западного просвещения» вообще, они нападают на школы, а иногда вырезают целые многотысячные поселения, которые, по их мнению, живут «неправедно». Поэтому, когда сегодня некий условный интернет-патриот укоряет автора в использовании слова иностранного происхождения, мне в нём видится не человек, оберегающий свою Родину, а личинка будущего экстремиста.

Я спотыкаюсь о них повсеместно. Стоит опубликовать, казалось бы, радостную и позитивную новость об открытии в стране какого-нибудь нового производства, как на неё сползаются такие личинки и принимаются со всех сторон точить. Набор применяемых догм универсален и выглядит примерно так:

– «Это всё хорошо. Но сколько других заводов в этот момент закрылось, а? То-то же!» (хотя личинка не знает, сколько заводов закрылось, и никогда не будет интересоваться этим самостоятельно, ей главное пульнуть в новость хот-догмой);

– «А кто владеет этим заводом? Олигархи! И всю прибыль вывозят за границу, а рабочие получают копейки! Плавали – знаем» (скорее всего личинка и не плавала и не знает, а лишь соревнуется в умении догматить с другими личинками);

– «Да кому нужны эти заводы! Лучше бы мне ипотеку сделали доступной или кредит за меня погасили, а то я как начну бунтовать и тогда держитесь!» и т.д.

Опасность подобного «хот-догматизма» в том, что он ловко подменяет своему носителю разум. Ходить с готовым набором маленьких карточек, на которых написаны истины в последней инстанции/глубокомысленные речёвки/бескомпромиссные оценки – это куда проще, чем рассматривать каждое попадающееся явление отдельно. И даёт то, что по аналогии с т.н. «быстрыми углеводами» можно назвать «быстрой самооценкой». Поэтому «патриотический хот-догматизм» так плачевно популярен: раз – разбираться ни в чём не надо. Два – вы продемонстрировали приверженность «правильной стороне» и «заботу о Родине». Три – вы встали над комментируемым явлением, заняв позицию мастера патриотизма 80-го уровня. И всё это без отрыва от чашечки кофе.

Слепое следование шаблонам лишь беспощаднее добивает остатки самостоятельного мышления.  Нет, это вовсе не значит, что находящиеся в рабстве шаблонов наши соотечественники непременно со временем дорастут до экстремистов и станут убивать инакомыслящих лично. Не обязательно. Но своим самоотводом от здравомыслия они невольно формируют ту среду, где хот-догма начинает превалировать в общественном восприятии и рано или поздно в таком обществе заведутся свои «карательные батальоны», которые не побрезгуют взять на себя «грязную работу» по зачистке поля от «идеологических сорняков». За примерами далеко ходить не надо, взгляните на «небратьев».

«Патриотический дискурс» сегодня стал новомодным молодёжным трендом. Молодёжь зачастую включается в него по инерции, вовлекаясь в течения социальных сетей, без осмысления. Потому там так свободно и развивается хот-догматизм. И чем дальше, тем тяжелее ему противостоять – это я ответственно заявляю как участник дискурса и его исследователь.

…Но мы будем отстаивать забытую банальность – полезным Родине человека делает не знание «правильных» слов и ритуалов, а его жизнь без всяких изъятий. Жить же сегодня нужно так, будто от тебя одного зависит судьба всей нашей огромной страны. И ни за какие догмы быстрого приготовления от этого не спрятаться.

Евгений Супер

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: