Комплексы РЭБ заставляют вражеские снаряды менять траекторию полета

оссийские технологии радиоэлектронной борьбы – одни из самых передовых в мире. Ведущим разработчиком и производителем современных средств РЭБ у нас в стране является КРЭТ. «Российская газета» рассказала о нескольких лучших системах разработки Концерна, которые до недавних пор были строго засекреченными.

TUS_7049

«Умные» ракеты

На Западе преуспели в создании высокоточных ударных систем. Действительно, крылатые «Томагавки», пущенные, к примеру, с боевых кораблей где-то в Средиземном море или Индийском океане, пролетев тысячи километров, находят свои цели на территории Афганистана, Балкан, Ирака и поражают цель с точностью до метра. На всем протяжении полета их ведет «умная» электроника головки наведения, которая держит постоянную связь с самолетами дальнего радиолокационного дозора АВАКС и спутниковыми группировками.

Когда-то пехота на поле боя несла большие потери от удара шрапнельными снарядами. Потом пехота стала активно маневрировать, укрылась за броней, и эффективность шрапнели резко снизилась. Но сейчас наблюдается реинкарнация старых боеприпасов.

В снаряды, начиненные осколками и стрелами, вставляются электронные устройства, осуществляющие подрыв не просто над окопом, а именно в том месте, где в данный момент сосредоточена незащищенная живая сила. А противотанковая управляемая ракета «Джавелин», подлетая к цели, совершает маневр, в результате которого удар приходится не просто по танку, а в крышку башенного люка.

Казалось бы, от такой технологии спасения нет. Но, как говорят наши оборонщики, на всякую хитрую штуковину найдется достойный ответ.

Осторожно: «Ртуть»

Представьте себе картину: в небе – боевой Ка-52, с земли по вертолету бьет ПЗРК «Игла» или «Стингер». Поражение цели вроде бы неминуемо, но при подлете ракета вдруг резко меняет направление и уходит в сторону. Причина в том, что на борту вертолета установлена система, которая формирует вокруг него своего рода непроницаемый купол, который не могут преодолеть вражеские средства нападения. Название этой системы – «Витебск».

Не менее удивителен комплекс «Рычаг», также устанавливаемый на борту вертолетов. Он способен «ослепить» противника на расстоянии в сотни километров, создав вокруг нашей техники на земле невидимый щит.

А вот еще одно средство защиты, до недавних пор строго засекреченное. Это комплекс радиоэлектронной борьбы «Ртуть-БМ». Последние две буквы означают, что размещен он на боевой машине. Это может быть автомобиль, бронетранспортер или широко распространенный бронированный артиллерийский тягач МТЛБ.

Суть защиты в следующем. Машина с комплексом «Ртуть» устанавливается в том месте, где вероятен артиллерийско-ракетный удар противника. Передний край обороны прикрывается своеобразным облаком радиоэлектронного излучения. Есть и еще одна тонкость. Если системы РЭБ включены, то они сами демаскируют своим излучением прикрываемые позиции. А вот «Ртуть» включается в момент артналета на миллисекунды. Электроника системы отечественной, кстати, разработки практически мгновенно определяет рабочую частоту вражеского радиовзрывателя.

Помеха, излучаемая в течение долей секунды, тем не менее создает сигнал, обеспечивающий такое воздействие на радиовзрыватель, что он срабатывает раньше времени. Тот же «Джавелин», стоимость которого 30 тысяч долларов, попав в зону действия «Ртути», теряет весь свой «ум» и летит по неуправляемой траектории. Системы радиоконтроля противника просто не успевают «схватить» и как-то парировать работу «Ртути».

К тому же комплекс мобильный и меняет свои позиции очень быстро. А на его развертывание уходит не более 10 минут. Во время работы одна машина РЭБ «Ртуть-БМ» может защищать войска на площади от 20 до 50 га. Одну машину обслуживают всего два человека. Считается, что потребность российских вооруженных сил в «Ртути-БМ» оценивается в 100 машин.

Источник: «Российская газета»