Дальше, выше, быстрее
Долгое время истребительная авиация развивалась согласно лозунгу «Дальше, выше, быстрее». Все эти три пожелания в одном самолете совместить не удавалось. Со словом «дальше» в отечественной авиации середины прошлого века ассоциировался Ту-128, а «выше и быстрее» – это МиГ-25.
Совместить в себе лучшие качества Ту-128 и МиГ-25 должен был новый самолет. И в середине 1960-х годов в ОКБ Микояна начались первые работы по перспективному тяжелому перехватчику с большой продолжительностью и скоростью полета, способному поражать цели во всем диапазоне рабочих высот полета. За основу будущего самолета взяли МиГ-25.
Двадцать пятый «МиГ» по своим скоростным качествам официально уступал только одному самолету в истории авиации – американскому разведчику SR-71. Наш перехватчик тоже мог в три раза превысить скорость звука, но не смог бы выдержать ее достаточно долго, чтобы добраться до американского разведчика. Еще одной серьезной проблемой было то, что ракеты МиГ-25 не имели возможностей для перехвата подобных целей.
Именно эти недостатки и суждено было преодолеть будущему перехватчику МиГ-31. С новыми возможностями и ракетами Р-33 на борту «тридцать первые» могли эффективно сбивать американские бомбардировщики. Несмотря на то что за весь период нахождения на вооружении США самолеты-разведчики SR-71 ни разу не были сбиты, известно, что пару раз они столкнулись в небе с противником, который мог бы это сделать – нашим МиГ-31.
Прототип МиГ-31 совершил свой первый полет 16 сентября 1975 года, а уже 6 мая 1981 года истребитель-перехватчик МиГ-31 был принят на вооружение. Он стал единственным самолетом, способным самостоятельно применять ракеты дальнего радиуса действия и перехватывать цели, летящие со скоростями до M=5, то есть в пять раз быстрее скорости звука.
Но не только в этом МиГ-31 стал первопроходцем в истории мирового авиастроения. Впервые основу системы управления вооружением самолета составила радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решеткой. Это была РЛС «Заслон» разработки НИИ приборостроения им. Тихомирова (НИИП), входящего сегодня в КРЭТ.
Фазированное преимущество
Само решение о создании подобного радара считалось авантюрой в то время. Размещение фазированной антенной решетки (ФАР) на борту было достаточно проблемным. Напомним, что в то время ФАР применялись только на кораблях, наземных радарах или больших бомбардировщиках.
Основное преимущество такой антенны – это взаимосвязанные фазовращатели, которые позволяют манипулировать лучом радара с быстродействием около 1,2 миллисекунды. Для сравнения: механическим системам сканирования на выполнение таких же операций требуются секунды.
Специалистам НИИП удалось справиться с поставленными задачами. Дальность обнаружения радара составила 200 км. Он способен был отслеживать до 10 целей одновременно с наведением на четыре из них ракет Р-33, Р-40 или Р-60.
В 1991 году «Заслон» публично был представлен на парижском авиасалоне одновременно с перехватчиком МиГ-31. Чтобы продемонстрировать революционную антенну, был снят обтекатель истребителя и выставлена главная «изюминка» нового советского боевого самолета – фазированная антенная решетка РЛС «Заслон».
Антенна вызвала огромнейший интерес. Даже увидев ФАР, некоторые американские инженеры не верили своим глазам и утверждали, что антенна обычная, щелевая, с механическим сканированием.
Новый «Заслон» для «МиГа»
Всего с 1981 года было построено более 500 самолетов МиГ-31 различных модификаций, а его серийное производство прекратилось в 1994 году.
Будущее МиГ-31 обсуждалось на уровне военно-промышленной комиссии, и Минобороны, и даже Госдума проводили по поводу этого самолета целые парламентские слушания. В итоге самолет было решено модернизировать, и, согласно планам, легендарный перехватчик еще послужит лет пятнадцать.
До конца 2018 года в Вооруженные силы России будут переданы более 50 модернизированных МиГ-31БМ. Напомним, что это уже второй подобный контракт. В середине 2011 года Минобороны и завод «Сокол» заключили контракт о модернизации свыше 50 перехватчиков МиГ-31 до состояния МиГ-31БМ.
«После модернизации МиГ-31 мы ожидаем свыше 130 машин в войсках. Обновленных, замечательных, с предельными летно-техническими характеристиками», – отметил на днях заместитель министра обороны Юрий Борисов. По его словам, первые 24 модернизированных самолета МиГ-31БМ уже поступили в российские вооруженные силы.
Если раньше самолеты этого семейства классифицировались лишь как дальние истребители-перехватчики, то модернизированный «МиГ» способен поражать как воздушные, так и наземные цели. Эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза. Боевые возможности истребителя расширит также новая РЛС «Заслон-М» разработки КРЭТ.
Модернизированный «Заслон-М» отличается от оригинального радара «Заслон» увеличенной антенной до 1,4 метра в диаметре. Дальность обнаружения воздушных целей класса «истребитель» доведена до 320 км, а дальность их поражения – до 280 км.
Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до 10 воздушных целей. Самолет может использовать ракеты класса «воздух–воздух», так называемые «умные» бомбы, а также ракеты противорадиолокационного типа.
Именно благодаря этой особенности самолет способен поразить максимально защищенные и обычно находящиеся на большом удалении цели, как самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и электронной разведки, например AWACS.
источник