Минобороны России модернизирует сотни истребителей МиГ-31

Вывести на орбиту космический аппарат, сбить самолет дальней радиолокационной разведки, «увидеть» цель на расстоянии до 320 км – все это может один из самых уникальных российских боевых самолетов МиГ-31. Появившись на вооружении более 30 лет назад, сегодня этот сверхзвуковой истребитель-перехватчик модернизируется. Боевые возможности самолета расширит новая радиолокационная система КРЭТ.

Дальше, выше, быстрее

Долгое время истребительная авиация развивалась согласно лозунгу «Дальше, выше, бы­стрее». Все эти три пожелания в одном самолете совместить не удавалось. Со словом «дальше» в отечественной авиации середины прошлого века ассоциировался Ту-128, а «выше и бы­стрее» – это МиГ-25.

Совместить в себе лучшие качества Ту-128 и МиГ-25 должен был новый самолет. И в середине 1960-х годов в ОКБ Микояна начались первые работы по перспективному тяжелому перехватчику с большой про­должительностью и скоростью полета, способному поражать цели во всем диа­пазоне рабочих высот полета. За основу будущего самолета взяли МиГ-25.

Двадцать пятый «МиГ» по своим скоростным качествам официально уступал только одному самолету в истории авиации – американскому разведчику SR-71. Наш перехватчик тоже мог в три раза превысить скорость звука, но не смог бы выдержать ее достаточно долго, чтобы добраться до американского разведчика. Еще одной серьезной проблемой было то, что ракеты МиГ-25 не имели возможностей для перехвата подобных целей.

Именно эти недостатки и суждено было преодолеть будущему перехватчику МиГ-31. С новыми возможностями и ракетами Р-33 на борту «тридцать первые» могли эффективно сбивать американские бомбардировщики. Несмотря на то что за весь период нахождения на вооружении США самолеты-разведчики SR-71 ни разу не были сбиты, известно, что пару раз они столкнулись в небе с противником, который мог бы это сделать – нашим МиГ-31.

Прототип МиГ-31 совершил свой первый полет 16 сентября 1975 года, а уже 6 мая 1981 года истребитель-перехватчик МиГ-31 был принят на вооружение. Он стал единственным самолетом, способным самостоятельно применять ракеты дальнего радиуса действия и перехватывать цели, летящие со скоростями до M=5, то есть в пять раз быстрее скорости звука.

Но не только в этом МиГ-31 стал первопроходцем в истории мирового авиастроения. Впервые основу системы управления вооружением самолета составила радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решеткой. Это была РЛС «Заслон» разработки НИИ приборостроения им. Тихомирова (НИИП), входящего сегодня в КРЭТ.

Фазированное преимущество

Само решение о создании подобного радара считалось авантюрой в то время. Размещение фазированной антенной решетки (ФАР) на борту было достаточно проблемным. Напомним, что в то время ФАР применялись только на кораблях, наземных радарах или больших бомбардировщиках.

Основное преимущество такой антенны – это взаимосвязанные фазовращатели, которые позволяют манипулировать лучом радара с быстродействием около 1,2 миллисекунды. Для сравнения: механическим системам сканирования на выполнение таких же операций требуются секунды.

Специалистам НИИП удалось справиться с поставленными задачами. Дальность обнаружения радара составила 200 км. Он способен был отслеживать до 10 целей одновременно с наведением на четыре из них ракет Р-33, Р-40 или Р-60.

В 1991 году «Заслон» публично был представлен на парижском авиасалоне одновременно с перехватчиком МиГ-31. Чтобы продемонстрировать революционную антенну, был снят обтекатель истребителя и выставлена главная «изюминка» нового советского боевого самолета – фазированная антенная решетка РЛС «Заслон».

Антенна вызвала огромнейший интерес. Даже увидев ФАР, некоторые американские инженеры не верили своим глазам и утверждали, что антенна обычная, щелевая, с механическим сканированием.

Итог показа МиГ-31 в Париже подвел специальный выставочный выпуск издания «Флайт Дейли Ньюс»: «Внешне МиГ-31 похож на своего предшественника – самолет МиГ-25, однако это совершенно иная машина, в которой использованы все преимущества современного радиоэлектронного оборудования. МиГ-31 является мощным истребителем, благодаря своим всеракурсным системам обнаружения он способен уничтожать любой самолет противника на любой высоте. Самолет МиГ-31 нельзя сравнить ни с каким другим истребителем нового поколения. Нет смысла искать в нем какие-либо признаки концепции малозаметности «стелс» или необычные аэродинамические формы, это – просто «боевой конь».
Наш МиГ-31 не только стал первым в мире истребителем, оснащенным БРЛС с фазированной антенной решеткой, но и оставался единственным таким серийным истребителем на протяжении почти двух десятилетий, с 1981-го по 2000 год.

Новый «Заслон» для «МиГа»

Всего с 1981 года было построено более 500 самолетов МиГ-31 различных модификаций, а его серийное производство прекратилось в 1994 году.

Будущее МиГ-31 обсуждалось на уровне военно-промышленной комиссии, и Минобороны, и даже Госдума проводили по поводу этого самолета целые парламентские слушания. В итоге самолет было решено модернизировать, и, согласно планам, легендарный перехватчик еще послужит лет пятнадцать.

До конца 2018 года в Вооруженные силы России будут переданы более 50 модернизированных МиГ-31БМ. Напомним, что это уже второй подобный контракт. В середине 2011 года Минобороны и завод «Сокол» заключили контракт о модернизации свыше 50 перехватчиков МиГ-31 до состояния МиГ-31БМ.

«После модернизации МиГ-31 мы ожидаем свыше 130 машин в войсках. Обновленных, замечательных, с предельными летно-техническими характеристиками», – отметил на днях заместитель министра обороны Юрий Борисов. По его словам, первые 24 модернизированных самолета МиГ-31БМ уже поступили в российские вооруженные силы.

Если раньше самолеты этого семейства классифицировались лишь как дальние истребители-перехватчики, то модернизированный «МиГ» способен поражать как воздушные, так и наземные цели. Эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза. Боевые возможности истребителя расширит также новая РЛС «Заслон-М» разработки КРЭТ.

Модернизированный «Заслон-М» отличается от оригинального радара «Заслон» увеличенной антенной до 1,4 метра в диаметре. Дальность обнаружения воздушных целей класса «истребитель» доведена до 320 км, а дальность их поражения – до 280 км.

Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до 10 воздушных целей. Самолет может использовать ракеты класса «воздух–воздух», так называемые «умные» бомбы, а также ракеты противорадиолокационного типа.

Может быть, МиГ-31 и уступает современным истребителям в маневренности, но дальность действия радара и ракет, в сочетании с возможностью обстрела нескольких целей одновременно, позволяет ему избегать сближения с противником.

Именно благодаря этой особенности самолет способен поразить максимально защищенные и обычно находящиеся на большом удалении цели, как самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и электронной разведки, например AWACS.
источник