Евросоюз. Проблема беженцев -поиски решения

bezhency2

Недавно получила письмо читателя и одного из публикуемых в моем блоге авторов Германа Стрельцова с вопросами о способах финансирования ИГ. Вопросов много, отвечу не на все сразу.

Вопрос первый: «Меня давно занимала мысль о том, на какие деньги существует ИГИЛ и как ему удается не только существовать, но и весьма активно расширять поле своей деятельности? Продажа нефти по низким ценам это конечно источник доходов, но думаю не главный.»

Да, действительно, продажа краденой нефти, точнее, весьма не равноценный обмен ее на оружие, теперь уже не главный источник дохода ИГ. Более того, контрабандная нефть не была основным доходом для исламского государства, на торговле нефтью наживались посредники.

http://pravosudija.net/article/cena-na-neft-obyasnim-neobyasnimyy-kataklizm

(7 января, 2015)

…При этом в СМИ популярна версия, что источником основных доходов организации являются захваченные Даиш (ИГ) нефтяные месторождения. Это было так, а теперь не совсем, поясню ниже. Пользуясь «наводками» ЦРУ, халиф Ибрагим захватил много наличных в банках, так что деньги ему не очень-то нужны. С той же подачи он взял трофеи – много современного оружия, предназначавшегося американцами для иракской армии.
…Для Даиш (ИГ) краденое сырьё не стоит ничего, и о его цене во взаимозачётах по бартеру мы ещё поговорим. Посредники получают порядка двух долларов за баррель. Если посредника обуревает жадность, и он пытается продать товар на сторону подороже, люди Вэнгард из некоммерческого консорциума под названием Деловой совет США в Ираке (USBCI) бесплатно дают ему деловой совет: «смотри, как бы тебя вместе с твоим покупателем и товаром не накрыли какие-нибудь беспилотные или пилотируемые летательные аппараты». Подобное коммерческое использование некоммерческих летательных аппаратов обходится некоммерческой организации разве что в телефонный звонок. Да и тот быстро окупается, так как Локхид-Мартин впаривает государству Хеллфаеры по цене трёх Кадиллаков за штучку, а в американском ВПК, в особенности в авиационной промышленности, под контролем Вэнгард не находится, кажется, только Боинг.
(конец цитаты)

Одним из основных источников дохода стали доходы от контрабанды беженцев преимущественно в страны Евросоюза. На подконтрольных территориях исламское государство располагает широким спектром аргументов, чтобы убедить местное население сняться со своих мест, бросить дома и нажитое имущество, отдать последние деньги за выезд семьи. Автобусы, осуществляющие перевозку людей по территории, контролируемой исламским государством, как правило, непосредственно принадлежат фирмам, связанным с исламским государством, или оплачивают «налоги» в казну ИГ. Перевозчикам, которые отказываются платить представителям исламского государства, обычно «не везет», они либо попадают под обстрел, либо, в лучшем для них случае, водитель и его пассажиры подвергнутся ограблению, а транспорт будет конфискован ИГ. Конечной целью автобусного путешествия является побережье Средиземного моря, на сирийской и на ливийской территории. Пока ИГ не полностью контролировал границу с Турцией, турецкие власти были вынуждены соблюдать внешние приличия и пропускали беженцев на свою территорию. Вчерашнее сообщение в газете “Коммерсант” говорит о том, что теперь турецкую границу от беженцев надежно охраняют боевики ИГ.

http://www.kommersant.ru/doc/2746748 (14.06.2015)

Боевики террористической группировки «Исламское государство» вынудили тысячи сирийцев, бежавших с подконтрольных террористам земель, повернуть обратно менее чем за 100 м до турецкой границы, сообщила газета The Daily Mail. Среди них было много женщин и детей, турецкие пограничники ничем не смогли им помочь. (конец цитаты)

Рискну предположить, что турецкие пограничники не очень-то и хотели помогать сирийским беженцам, учитывая неформальные связи турецкого правительства и исламского государства. Потоку боевиков, который идет на территорию Сирии через турецкую границу, турецкая сторона не препятствует. Беженцы, по замыслу американских кураторов ИГ, должны стать головной болью Евросоюза, что исламское государство и помогает осуществить, попутно завладевая их брошенными домами и имуществом. Бизнес-схему ИГ по организации нелегальной миграции я уже описала ранее:

http://pravosudija.net/article/zhan-klod-yunker-vsyo-utopit-mefistofel-seychas

(4.05.2015) Жан-Клод Юнкер: Всё утопить. Мефистофель: Сейчас.

…Постепенно выяснилось, что речь идёт о, возможно, не менее прибыльном, чем нефтяной, бизнесе «Исламского государства» и его американских партнёров. Населению на контролируемых организацией территориях созданы невыносимые условия, но каждый желающий выехать должен уплатить от двух до трёх тысяч долларов с каждого члена семьи.

В настоящее время это происходит, в основном, в Ираке и в части Сирии. «ИГ» и их американские партнёры легко «решают вопросы» не только в этих странах, но и в Саудовской Аравии, Турции, Иордании, Ливии — что позволяет обеспечить транзит.

Для транспортировки беженцев «ИГ» конфискует автобусы, в первую очередь, у тех контрабандистов людей, которые занимались этим прежде. В настоящее время эта отрасль монополизирована.

В Ливии организация контролирует три прибрежных анклава. Вдоль всего побережья «ВМФ» боевиков угоняет чужие суда и приводит их на «свою» территорию, откуда «выдачи нет».

По прибытии автобусов с беженцами несчастные получают двух-трёхчасовой инструктаж по управлению судном, грузятся на краденое плавсредство, снабжаются дешёвым ручным GPS-навигатором, после чего предоставляются самим себе и воле Аллаха.

…У европейцев из этого положения нет хорошего выхода. Придётся и впредь тратить ресурсы как на усиление охраны границ, так и на обустройство прибывающих беженцев.

(конец цитаты)

Европейцы предпринимают усилия по нормализации ситуации, но вектор приложения усилий выбран неверно: вместо борьбы с причиной роста нелегальной миграции – ИГ, как всегда, борьба начата против ее последствий — беженцев.

В продолжение темы я опубликую документы, разработанные органами Евросоюза для борьбы с нелегальной миграцией.

«Военные информационные операции должны быть неотъемлемой частью этой стратегии ЕС»

Прилагаемые ниже документы разработаны специальными органами Евросоюза для борьбы с нелегальной миграцией из стран Северной Африки, охваченных военными конфликтами и их последствием – гуманитарной катастрофой огромного региона.

Стоит напомнить, что М. Каддафи был наиболее последовательным партнером Евросоюза в деле пресечения нелегальной миграции, которая в годы его правления с ливийской территории практически не осуществлялась.

Страны-участницы бомбардировок Ливии теперь пытаются уклониться от приема потока беженцев, попадающих в Евросоюз с ливийских берегов. Ливийское правительство не контролирует в полной мере всю территорию страны и не имеет возможности пресекать нелегальную миграцию, организованную сторонниками ИГ на африканском континенте.

http://ria.ru/arab_ly/20110320/355819089.html (20.03.2011) Ливия заявила о прекращении сотрудничества с Европейским союзом в деле пресечения нелегальной миграции из стран Африки, сообщило ливийское агентство ДЖАНА.

Это решение было принято после того, как западная коалиция в составе Франции, Великобритании и США нанесла ракетно-бомбовые удары по объектам в Ливии. (конец цитаты)

Попытка разделить груз ответственности поровну между всеми членами ЕС была предпринята, но успехом не увенчалась.

http://nsn.fm/hots/evrokomissiya-obsuzhdaet-vvedenie-kvoty-na-migrantov.php (11 Мая 2015)

В ЕС могут ввести квоты на мигрантов. С таким предложением выступил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Квота предположительно будет зависеть от объема национального ВВП страны, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в Европарламенте.

В настоящее время около 80 процентов всех заявлений о предоставлении убежища на территории ЕС приходится на Германию, Францию, Великобританию, Италию, Швецию и Бельгию. (конец цитаты)

Хочется вспомнить, кому Европа обязана многократным увеличением потока беженцев с ливийской территории:

http://ria.ru/arab_ly/20110319/355769806.html (19.03.2011)

…Чтобы обсудить планы военного вмешательства, президент Франции в субботу собрал в Елисейском дворце экстренный саммит, в котором приняли участие генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, госсекретарь США Хиллари Клинтон, главы правительств: Британии – Дэвид Кэмерон, Германии – Ангела Меркель, Италии – Сильвио Берлускони и Испании – Сапатеро, председатель Европейского совета Херман ван Ромпей, глава дипломатии Евросоюза Кэтрин Эштон, а также премьеры Бельгии, Канады, Дании, Греции, Нидерландов, Норвегии и Польши.

Арабские страны представляли генеральный секретарь Лиги арабских государств (ЛАГ) Амр Муса и главы МИД ОАЭ, Ирака, Марокко и Катара. Военная операция началась сразу после завершения саммита. (конец цитаты)

Для немногих стран, не принимавших тогда участия в военной операции против Ливии, предложение о введении квот на принятие мигрантов теперь выглядит неубедительно. Нормальная реакция: «Вы бомбили, вы теперь их и принимайте на своей территории»,- думаю, не будет прямо высказана, но отказы в дипломатической форме уже слышны. Причем одной из первых от введения квот отказалась Франция, которую можно справедливо назвать главным инициатором бомбардировок.

Помимо перекладывания ответственности с больной головы на здоровую, европейские страны, наконец, осознали существование проблемы беженцев с берегов Северной Африки, но бороться, как всегда, будут не с ее причиной, а с последствиями. Основной мишенью выбраны плавсредства, на которых беженцы добираются до европейской территории.

Лодки, перевозящие людей из Ливии, являются основными средствами для беженцев, спасающихся от конфликтов в Сирии, Эритрее, Афганистане и на Африканском Роге, чтобы достичь зоны безопасности в Европе. С уничтожением ливийского правительства в 2011 году был заметен резкий рост числа беженцев, направляющихся в Европу из Ливии. В 2014 году, по самым скромным оценкам, более 170.000 человек пересекли Средиземное море из Ливии. Эта цифра составила 60 процентов всей нелегальной миграции в ЕС.

Публикуемый документ предполагает военную операцию против кросс-средиземноморских транспортных сетей и инфраструктуры беженцев. Он детализирует планы по проведению военных операций по уничтожению лодок, используемых для транспортировки мигрантов и беженцев на ливийской территории, тем самым предотвращая достижение ими Европы. Совет военачальников государств-членов ЕС считает, что в этом есть необходимость:

“Привлечь полный спектр наблюдения, разведки и информационных возможностей, доступных для государств-членов и партнеров, и при поддержке Брюсселя (Европейская служба внешних действий)…”.

План также признает возможность использования ЕС военной силы против таких групп, как “ISIL в пределах Ливийской суверенной территории”, без обязательного привлечения законного правительства Ливии.

Конечная цель операции в документе четко не определена, а заявлено, что в течение года планируется «значительное» сокращение потока мигрантов. Можно зимы подождать — и отчетность будет в порядке — сократится поток мигрантов. Пока отмечается очевидное сходство с военной операцией на территории Ливии: цели изначально не объявлены и не ясны, либо в качестве конечных целей операции заявлены промежуточные — свергнуть режим. Не продумана стратегия действий после достижения промежуточных целей — восстановление экономики, поддержание правопорядка, охрана границ, наконец. Союзники под руководством США, уничтожив режим Каддафи, фактически поддержали Аль-Кайеду и ускорили развал страны на несколько неподконтрольных правительству частей.

Готовясь к действиям с применением военной силы на суверенной Ливийской территории, страны-участники рассуждают об угрозах со стороны контрабандистов, но не вспоминают, что на берегу будут находиться прежде всего беженцы, которые уже отдали последние сбережения контрабандистам от ИГ в надежде достичь безопасной территории. Эти беженцы, уже ранее пострадавшие в местах своего постоянного проживания от бомбардировок союзников или от ИГИЛ, и будут, скорее всего, жертвами силового воздействия.

“Угрозу силой следует признать, особенно во время таких мероприятий, как посадки и при работе на суше или в непосредственной близости от незащищенной береговой линии, либо при взаимодействии с немореходными судами. Потенциальное присутствие враждебных сил, экстремистов и террористов, таких как Даиш [ИГИЛ], также должны быть приняты во внимание “.

Особенно умиляет пункт 33 документа о «неосведомленности о бизнес-модели»: видимо, смотреть правде в глаза в ЕС не готовы. Бизнес-модель проста и незатейлива.

На территориях, подконтрольных ИГ, местному населению преднамеренно создаются невыносимые условия для жизни, подталкивающие к бегству с привычного места жительства. За право выехать с территории, подконтрольной ИГ, за каждого члена семьи выплачивается несколько тысяч долларов отступных. Автобусы, доставляющие беженцев на побережье, принадлежат ИГ, и доход от перевозки беженцев тоже идет в доход ИГ.

Лодки, ожидающие людей на побережье, как правило, угнаны у местных жителей соседних территорий. Стоимость «билета» на такую лодку в сравнении с тем, что люди уже выплатили контрабандистам ИГ, не находящимся в фокусе операции, не так велика, ибо основные деньги они отдали по дороге до моря.

Если еще они будут гибнуть в результате рейдов Европейских сил, когда им уже виден спасительный берег, то религиозными сказками об адских мучениях можно человечество больше не пугать, ибо ад будет очередной раз построен на земле руками европейцев под чутким немецким руководством. Для полноты сходства останется только построить вдоль побережья сараи для складирования одежды погибших беженцев, их волос, золотых зубов и обуви.

Документ отмечает отход от предыдущей военной стратегии ЕС в его явной направленности на гражданскую инфраструктуру в Ливии. Многие страны ЕС, в том числе Бельгия, Болгария, Дания, Франция, Греция, Италия, Нидерланды, Румыния, Испания, Швеция и Соединенное Королевство, участвовали в возглавляемых НАТО воздушных ударах по Ливии в 2011 году.

Правозащитные организации призвали ЕС не оставлять жизни беженцев и мигрантов в опасности. План по борьбе с миграцией признает, что ЕС рискует негативным паблисити “людские потери должны быть отнесены правильно или неправильно, от действия или бездействия, на счет европейских сил”. Для управления этими репутационными рисками документы рекомендуют настроить “информационную стратегию ЕС с самого начала”, чтобы “облегчить управление ожиданиями”. Они также признают: “нужно градуировать военную активность”, в частности, в территориальных водах Ливии или на берегу “для того, чтобы избежать дестабилизации политического процесса, вызывая сопутствующий ущерб, нарушая законную экономическую деятельность или создавая восприятие избранных сторон”.

И приведу пункты 38 и 39 документа, на мой взгляд, в дополнительных комментариях не нуждающиеся:

38. ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ: EUMC определяет риск репутации ЕС, связанный с любыми осознанными нарушениями [совершенными] силами ЕС через любое публичное неправильное истолкование ее задач и целей или потенциальное негативное воздействие, которое последует после потери жизни от неправильного отнесения [этих задач] к действию или бездействию сил ЕС. Таким образом, EUMC считает, что информационная стратегия ЕС с самого начала необходима для того, чтобы подчеркнуть цель операции ЕС и облегчить управление ожиданиями. Военные информационные операции должны быть неотъемлемой частью этой стратегии ЕС.

39. EUMC отмечает, что информационная стратегия должна избегать предположения, что цель (внимание!), [в том], чтобы спасти мигрантов в море, но подчеркивать, что цель операции — сорвать бизнес-модель контрабанды мигрантов. Поступая таким образом, операция косвенно [будет] способствовать сокращению потерь человеческих жизней на море. Целевая аудитория должна включать граждан Ливии и северо-африканских региональных соседей.

20 июня отмечали Всемирный день беженца. 21 июня в Берлине полиция разогнала мирную демонстрацию в защиту прав беженцев, при разгоне пострадали журналисты. 22 июня совет ЕС по иностранным делам начал первую фазу операции против нелегальной миграции в Южном Средиземноморье.

Как я уже упоминала в предыдущих материалах на эту тему, первая фаза операции — информационная, так как кое-кому в Европе «еще не до конца ясна бизнес-модель, используемая сетями по организации контрабанды людьми». Бизнес-модель не ясна, но силу применять уже готовы. Принято решение захватывать и уничтожать суда контрабандистов «до того, как на них будут погружены люди». Каждое судно используется, как правило, только один раз, и пока на него не погружены люди, его сложно назвать «судном контрабандистов».

Как я уже многократно писала, основным бенефициаром кратно возросшего потока беженцев является ИГ. Выплаты за право покинуть место проживания потенциальные беженцы совершают структурам ИГ на подконтрольной территории. Структуры ИГ оказывают давление на местное население с целью вынудить их покинуть привычное место проживания, при этом не безвозмездно осуществляют перевозку беженцев к береговой линии.

Но эта часть «бизнес-модели ИГ по организации контрабанды людей» до сих пор не нашла отражения в документах ЕС, они видят только лодки и не хотят видеть сухопутную часть контрабандных путей, иначе придется назвать истинного виновника контрабанды. А назвав — придется принимать меры или признавать, что нет у них методов против Кости Сапрыкина.

Ниже прилагаю Рекомендации Военно-Политической Группы ЕС (The Politico-Military Group (PMG)) по концепции проекта антикризисных действий с привлечением подразделения Общей политики безопасности и обороны (Common Security and Defence Policy (CSDP)) Европейской службы внешних связей по пресечению действия контрабандных сетей перевозки мигрантов в южной части центрального средиземноморья.

Некоторые пункты этого документа прокомментирую:

7. PMG напоминает, что общая цель [постановления] Совета Европы от 23 апреля в том, чтобы предотвратить дальнейшую потерю человеческих жизней на море путем: укрепления нашего присутствия на море; противодействия торговцам / контрабандистам в соответствии с нормами международного права; предотвращения незаконных миграционных потоков и укрепления внутренней солидарности и ответственности. – Ответственность лучше заблаговременно разделить на всех участников операции, так как успех ее не очевиден, а репутационные потери – как раз наоборот.

9. PMG отмечает, что целью работы CSDP, как было решено на Совете Европы, является содействие систематическим усилиям по выявлению, захвату и уничтожению судов, прежде чем они будут использованы людьми. В связи с этим PMG подчеркивает важность сбора и обмена разведывательной информацией для успеха операции. – Цель ясна: ни одной рыбацкой лодки в районе проведения операции не останется, экономика прибрежных территорий Ливии будет окончательно разрушена.

10. PMG считает, что зримое военно-морское присутствие ЕС в непосредственной близости от районов посадки может привести к обратному результату в предотвращении контрабанды людей из-за возможного увеличения контрабандной деятельности, которая может быть направлена на присутствие ЕС. – Опасения справедливы: увидев поблизости суда ЕС, мигранты будут бросаться в море, чтобы вплавь достичь спасительных европейских судов. Можно посоветовать участникам операции использовать, например, подводные лодки, чтобы прятаться от мигрантов.
13. PMG учитывает Выводы Европейского Совета, предупредившего, что меры должны быть приняты в соответствии с нормами международного права. Она приветствует усилия, предпринимаемые в Совете Безопасности ООН (СБ ООН), чтобы получить в соответствии с Главой VII мандат [на проведение] вероятной операции, основываясь на запросе Ливии. – То есть Ливия должна попросить СБ ООН устроить на своей территории гуманитарную катастрофу, ибо у беженцев быстро закончатся средства к существованию, а обратно в места проживания большинство из них вернуться не может. Какая-либо помощь беженцам, застрявшим в результате проведения операции ЕС на суверенной ливийской территории, в публикуемых документах не упоминается.

14. PMG отмечает, что в то время, [пока] мандат СБ ООН не является юридически необходимым для первого этапа и части второй операции, заблаговременное одобрение СБ ООН было бы политически важно. Для того чтобы выполнить все задачи, предусмотренные для этапа 2, а также на этапе 3, санкция СБ ООН является необходимым условием. – Все-таки применять силу на суверенной ливийской территории без мандата ООН европейцы не хотят, понимая неправомерность своих действий.

16. PMG приветствует разделение на этапы миссии, изложенное в CMC. Она подчеркивает, что решения для перехода между этапами должны приниматься в PSC на основе рекомендаций от Оперативного командования, основанных на регулярной отчетности о работе, с целью достижения фазы 3 как можно скорее. – Как можно скорее хотят начать топить суда.

19. PMG подчеркивает фундаментальную важность последовательной и эффективной информационной стратегии на протяжении всего срока проведения 
Сайт ПРАВОСУДИЯ.НЕТ:http://pravosudija.net/article/evrosoyuz-problema-bezhencev-prodolzhenie-ii
операции – как для ЕС, так и для различных внешних аудиторий, в том числе Ливии, соседних стран, мигрантов и контрабандистов. Это информационная стратегия должна учитывать операцию CSDP в более широком контексте решений Европейского Совета и широким кругом других мер ЕС в отношении незаконных миграционных потоков и контрабанды людей.
 – Будут терпеливо объяснять, что рукотворная гуманитарная катастрофа на территории Ливии делается для блага мигрантов, чтобы они не гибли на море, а умирали от голода на берегу. И все делается с разрешения СБ ООН и по просьбе Ливии.

С прошедшим Днем беженца!