Не нужен нам берег турецкий?

Туристы на Красной площади. Фото: Сергей Шахиджанян /ТАСС

Останутся ли россияне отдыхать на отечественных курортах, когда закончится финансовый кризис

Падение рубля на фоне снижения доходов населения впервые за 20 лет дало реальный шанс на развитие внутреннего туризма. Люди, отдыхавшие прежде в «турциях» и «египтах», начали искать варианты бюджетного, но приемлемого отдыха у себя в стране. Они готовы сменить маршруты, жить в гостиницах с меньшим количеством звезд на фасаде или вообще без них, оплачивать несуразно дорогие внутренние перелеты и даже навсегда распрощаться с любимым Аll inclusive. По оценкам Федерального агентства по туризму, интерес к внутреннему туризму с начала года вырос на 40%.

Теперь вопрос лишь в том, смогут ли наши операторы не только привлечь, но и удержать соотечественников. Какие наболевшие проблемы туристической отрасли способны заставить россиян вернуться на привычные заграничные курорты? Можно ли их решить? Ответы на эти вопросы искала «Русская планета».

Страна без улыбок

Пока прогнозы, насколько устойчивым окажется спрос на отдых в пределах России среди ее граждан, неутешительны.

— В международной туриндустрии используется такой термин, как «культура отдыха». Это комплексное понятие, охватывающее сразу несколько характеристик, определяющих, насколько психологически комфортно будет чувствовать себя турист, — рассказывает корреспонденту РП специалист по развитию туризма, аспирант Международной академии сервиса и туризма Анатолий Бронников. — Это отношение к нему как со стороны властей и представителей правоохранительных органов, так и со стороны сотрудников принимающих туристических организаций. А главное — то, насколько местные жители готовы доброжелательно принять гостей и помочь им, если понадобится. Эталонный образец высокой культуры отдыха — Таиланд. Любой, кто там побывал, не забудет упомянуть, что это «страна улыбок». Все без исключения работники отелей, водители, полицейские, торговцы на рынке и прочие местные, с кем имеют дело приезжающие, предельно приветливы. Это подкупает туристов и повышает их лояльность до максимума.

В России даже в очень комфортном отеле может найтись уборщица, которая нагрубит владельцу «золотой» карты. Полицейские не преминут задержать выпившего бокал вина на улице, а местные жители вместо ответа на вежливый, но «странный» вопрос могут нахамить. Россияне на отдыхе ждут другого — они хотят отдохнуть от агрессивной внешней среды, поэтому перестраховываются и выбирают «улыбчивые» страны.

— Российские туроператоры никоим образом не могут повлиять на негативное отношение к туристам со стороны представителей власти и местных жителей, — продолжает Анатолий Бронников. — Казалось бы, они могут хотя бы создать искусственную, закрытую зону релакса на территории отдельно взятого отеля или комплекса, могут добиться, чтобы весь персонал без исключения был услужлив и приветлив. Однако на деле даже это недостижимо. Специфика российского менталитета, сложившаяся за годы советской власти, такова, что элементарные предупредительность и скрупулезность при исполнении своих непосредственных обязанностей у нас принимают за холуйство. Ложно понятая гордость мешает горничной лишний раз прибрать санузел, а швейцару — подбежать и открыть дверь постояльцу. Причем все сотрудники российских гостиниц прекрасно понимают, что их не уволят за халатное отношение к клиентам. Потому что заменить их крайне сложно: зарплаты в туристической отрасли не самые высокие, а желающих устроиться на работу, особенно в удаленных районах, немного.

Туроператоры также не могут гарантировать и того, что в дорогом бутик-отеле вдруг не отключат свет за неуплату или из-за аварии на подстанции, что вода в «кристально чистой» реке, до которой отдыхающие будут добираться по разбитой дороге, не окажется вдруг грязной из-за невесть откуда появившейся выше по течению драги, что на берегу не будет пьяной компании, которая включит на полную громкость музыку или решит пострелять по бутылкам. На давно освоенных курортах за рубежом и немногих аналогичных им в России эти проблемы решены, остальные зоны еще просто не настолько развиты.

— Сделать жилую среду в России комфортной для ее граждан — задача, которую может решить только государство, и то не за один десяток лет, — резюмирует Анатолий Бронников. — Специфика современного массового туризма состоит в его крайней уязвимости к условиям внешней среды. Если всерьез рассчитывать на его развитие, то это требует экономической, политической и социальной стабильности. И пока в России не решена эта задача, ждать серьезного бума внутреннего туризма не стоит.

«Трех часов хватит»

— Говорить о развитии внутреннего туризма в России в нынешних экономических условиях — примерно то же самое, что рассуждать о развитии атомной энергетики в Зимбабве, — категоричен в разговоре с корреспондентом РП кандидат экономических наук Алексей Бердников. — Сама экономическая модель, в рамках которой мы сегодня существуем, абсолютно не располагает к развитию туриндустрии. Сейчас я говорю не о Москве и Санкт-Петербурге, где какое-то количество туристов появляется просто «из воздуха» благодаря их статусу столиц. Я говорю о регионах. Оставим в стороне наше традиционное неумение работать в сфере услуг, дорогой транспорт, особенно авиаперелеты, и фатальную неразвитость инфраструктуры. Это общее место. Поговорим о более прозаичных вещах. Чего хочет любой турист, после того как он вышел из аэропорта и заселился в гостиницу? Прочувствовать уникальную атмосферу того места, где он оказался, попробовать местную кухню, купить сувениры. А кто создает все эти «атмосферные» вещи? Кто готовит местную еду? Кто обеспечивает интересные экскурсии и развлечения? Все это делает малый бизнес.

В той же Европе малые предприятия в курортных зонах, по словам Бердникова, не носят каждый квартал толстенные папки с отчетами в несколько разных контролирующих организаций. И их собственная продукция может конкурировать с магнитиками на холодильник и якобы национальными куклами с надписью Made in China.

— Любая самая глухая провинция в любой европейской стране — рай для путешественника, — продолжает экономист. — Сколько нужно времени, чтобы хотя бы поверхностно познакомиться с кухней и винами, например, того же Прованса? Года не хватит. А чтобы изучить все местные товары, которые производятся на маленьком острове Мальта? Как минимум несколько дней. И сколько потребуется времени, чтобы составить представление обо всех специалитетах, скажем, Тульской области? Трех часов, думаю, хватит.

Для того чтобы такие вещи появились и у нас, требуются годы спокойного существования малого бизнеса.

— Нужна уверенность, что твою собственность никто не тронет, что тебя не задавят налогами, что завтра в стране не изменятся законы, — поясняет Алексей Бердников. — Если эти условия соблюдаются, предприниматели вкладывают деньги в развитие, инвестируют в свои предприятия из поколения в поколение. А главное, они считают нормальным получать прибыль на уровне 20% годовых. В наших условиях это нереально. Например, сейчас эта цифра даже не покрывает инфляцию. Поэтому у нашего малого бизнеса модель работы принципиально иная: «срубить» за один раз как можно больше, поскольку неизвестно, что будет завтра. В результате хороший обед в мишленовском ресторане в Сан-Себастьяне, где полно русских туристов, стоит 30 евро, а в заведениях Москвы или Питера, претендующих на тот же уровень, — не менее сотни. Что выберет турист? Ответ, думаю, очевиден. Простой рецепт повышения привлекательности внутреннего туризма — налоговые льготы и гарантии для малого бизнеса.

За честный форс-мажор

Допустим, отечественный турист решил закрыть глаза не только на высокую цену отдыха в России при худшем качестве, но и на возможные мелкие неприятности, которые он может получить за свои же деньги. Однако есть одна вещь, которой он не готов поступиться никогда. Это его собственная безопасность, отсутствие риска для жизни его родных и близких.

— Даже с «платиновой» картой в кошельке ни один человек полностью не застрахован на самом дорогом курорте в мире. На тишайшей Мадейре он может погибнуть во время извержения вулкана, в Таиланде — от тайфуна, а в Куршевеле его может накрыть снежная лавина. В одних только Альпах ежегодно гибнут 300–400 туристов, — говорит корреспонденту РП Владимир Тихомиров, один из создателей Сибирской ассоциации гостеприимства (некоммерческое объединение отельеров, рестораторов и специалистов потребительского рынка). — Но там они погибают от природных катастроф, риск пострадать от которых неизбежен. Взыскательный турист это понимает и требует одного — чтобы ему гарантировали хотя бы безопасность от катастроф, связанных с человеческим фактором или изношенностью оборудования, которым он будет пользоваться. Он готов смириться с шансом быть погребенным под лавиной, если будет на 100% уверен, что подъемник полностью исправен и должным образом обслуживается, а инструктор опытен и знает, как спасать его в случае ЧП. Российские туроператоры зачастую не могут этого обеспечить, в чем мы периодически убеждаемся, слушая новости.

Буквально 15 августа этого года в Хабаровском крае частный вертолет Ми-8, выполнявший коммерческий рейс на Шантарские острова, рухнул прямо в Охотское море. Погибли пятеро туристов. Показательны версии причин аварии, которые рассматривает следствие: техническая неисправность вертолета, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспортного средства.

— Разумеется, подобные ЧП регулярно происходят с россиянами и во время зарубежного отдыха. Туристы погибают в перевернувшихся автобусах в Турции, тонут во время серфинга в Таиланде, падают со скал и разбиваются в Альпах, — продолжает Владимир Тихомиров. — Однако по количеству пострадавших на отдыхе отечественных туристов, согласно статистическим данным, Россия лидирует с колоссальным отрывом. И это нельзя объяснить тем, что, отдыхая на родине, россияне выпивают больше обычного, как это часто пытаются представить туроператоры, оправдывая свои ошибки. Многие наши отдыхающие не менее лихо куролесят в нетрезвом виде и за границей. Однако там за ними всегда готовы проследить и прийти к ним на помощь. А главное — на зарубежных курортах намного ниже вероятность, что туристы погибнут не из-за собственной дури, а потому что неисправен автобус, на котором они ехали, или вертолет, в котором они летели.

Чтобы отдых в России стал безопаснее, эксперты в сфере туризма считают необходимым ввести обязательный контроль над уровнем обучения и квалификации персонала, работающего с туристами. Не менее важно и строго контролировать техническое состояние используемого оборудования и транспортных средств. Лишь регулярные обязательные проверки и экспертизы способны спасти жизни россиянам, отдыхающим внутри страны.

— Это особенно важно, поскольку наибольшие перспективы в нашей стране имеет экологический и приключенческий туризм, интерес к которому уже растет, — резюмирует Анатолий Бронников. — Россия может предложить своим гражданам и гостям из других стран уникальные по богатству, красоте и разнообразию природные ландшафты. Однако почти все они труднодоступны, что увеличивает риски несчастных случаев и катастроф и требует создания государственной системы обеспечения безопасности.

Источник    http://politikus.ru/

Source: http://cont.ws/feed

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: