Деньги олигархов правят Украиной, вопреки заявлениям Порошенко

Деньги олигархов правят Украиной, вопреки заявлениям Порошенко

 

Украина подходит ко второй годовщине событий Евромайдана. Граждане все чаще считают, что новое правительство во главе с Порошенко не выполняет предвыборных обещаний. Остро встает проблема борьбы с коррупцией в высшей правящей структуре. Также украинцев волнует безнаказанность олигархов. Тарас Кузио (Taras Kusio) для портала Foreign Policy написал материал о ситуации в антикоррупционной войне в Украине. Федеральное агентство новостей подготовило перевод материала «Money Still Rules Ukraine».

Несколько недель назад президент Украины Петр Порошенко опубликовал статью в Wall Street Journal о своих достижениях на посту. В первую очередь, в статье он утверждает, что его правительство добилось прогресса в борьбе с наследием «более чем 20-летнего правления в советском стиле с местной коррупцией и неэффективной политикой». Он привел в пример усилия по запуску новых полицейских сил, которые должны, как он надеется, оказаться вдалеке от укоренившейся коррупции. Он описал усилия по реформированию судебной системы, давно пронизанной взятками, и хвастался своими успехами по набору «молодых реформаторов» из заграницы, которых он привлек, чтобы привнести «новые лица» в правительство.

Прежде всего, он провозгласил новый подход к правлению, основанный, как он заявил, на прозрачности и подотчетности перед своими гражданами. «Сегодня, после свободных, справедливых и международно-одобренных выборов, украинское руководство прозрачно и подотчетно, как никогда раньше», — написал он.

Это все звучало замечательно — так замечательно, что я решил проверить утверждения президента. Я был особенно заинтригован его заявлением о том, что «за прошлый год, 2702 бывших чиновника были осуждены за коррупцию». Если бы это было правдой, то, конечно, у правительства не было бы никаких оснований скрывать более подробные детали. Такой удивительный послужной список был бы замечательным достижением. (И стоит отметить, что уголовные дела в Украине, как и в большинстве стран, как правило, открыты для общественности.)

И все же, когда я попросил администрацию президента предоставить список, обвиненных лиц, они отказались. Когда я поинтересовался, почему, они сказали, что имена «конфиденциальны». Стоило ли так расхваливать новую прозрачность Украины.

К сожалению, это нежелание предоставить более подробную информацию о столь разрекламированной программе реформ Порошенко является показательным. Президент находится под сильным давлением со стороны Вашингтона, Брюсселя, международных финансовых институтов и, конечно, украинских граждан, которые требуют от него выполнения своих обещаний и снижения коррупции. Тем не менее, переименование основного правоохранительного органа Украины из «милиции» в «полицию» не влечет за собой резкого преобразования коррумпированного и некомпетентного Министерства внутренних дел. Кроме того, все положительные заголовки не могут скрыть того факта, что кампания президента по борьбе с коррупцией, по мнению 72% украинцев Украины движется в неправильном направлении, учитывая конфликт с пророссийскими сепаратистами на востоке и коррупцию, как на две основные проблемы, стоящие перед страной.

Суровая реальность заключается в том, что настоящая проблема украинского государства всегда исходила от верхней части, коррумпированных и циничных высокопоставленных политиков и бизнесменов-магнатов, и именно здесь усилия Порошенко не в состоянии набрать обороты. Украинским реформам не угрожают взятки мелкого рода типичные для многих стран, но коррупция на высоком уровне настолько велика, что только три из 15 стран бывшего СССР имеют худшие показатели, в соответствии с Международной антикоррупционной организацией Transparency. Центральной проблемой является неспособность президента выполнить его обещания по борьбе с огромным влиянием олигархов, бизнес-магнатов с хорошими политическими связями, чье доминирование в ключевых секторах экономики обусловлено их медиа-активами.

Недовольство относительно олигархов было одним из основных двигателей Авромайдана, сместившего бывшего президента Виктора Януковича, который считался воплощением олигархической системы. Как ни странно, выборы, которые последовали после его свержения, привели к власти другого миллиардера-политика Порошенко (который когда-то занимал руководящую должность в правительстве Януковича). В своей новой книге, «Украина: Что пошло не так и как это исправить», Андерс Аслунд пишет, что «крупные бизнесмены поглотили государство в Украине, больше, чем в любой другой пост-коммунистической стране,» и он предупреждает, что «власть олигархов будет подорвана», если реформы окажутся успешными.

Зная, что усилия по реформированию системы будут эффективными только в случае, если власть уйдет из рук магнатов, Порошенко сделал «деолигархизацию» одним из ключевых пунктов его антикоррупционной кампании. Несколько месяцев назад он вызвал огромный переполох, когда он снял Игоря Коломойского, одного из самых влиятельных бизнесменов страны, с должности губернатора Днепропетровской области. В июне было создано Национальное бюро по борьбе с коррупцией. Парламент принял жесткий закон разработанный, чтобы отсеять советских чиновников (и тех, кто, предположительно, разделяет их мышление). Порошенко назначил скандального аутсайдера, бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили, губернатором, заведомо коррумпированной Одесской области.

Но украинцы не оценили этого. Недавно опубликованный опрос Международного республиканского института обнаружил, что 40% украинцев не видят никаких изменений, в то время как 32% считают, что происходящие изменения слишком медленны. Критики утверждают, что несколько громких арестов чиновников — «дешевый спектакль» и «потемкинская деревня пустых репрессий». Только в прошлом месяце, ведущие организации гражданского общества Украины призвали президента «разблокировать» его застопорившиеся усилия по борьбе с коррупцией.

Так они реагируют на неудачи Порошенко в борьбе с властью олигархов, которые до сих пор контролируют экономику страны и ее основные телевизионные каналы. Правящая элита Украины всегда имела иммунитет от судебного преследования, и они продолжают быть выше закона, нетронутые кампанией «деолигархизации». Некоторым из них позволили покинуть Украину, чтобы избежать требований гражданского общества подвергнуть их уголовному преследованию. Несмотря на увольнение, губернатор Коломойский продолжает контролировать крупнейший банк страны, а также одну из самых влиятельных телевизионных сетей. Пожалуй, наиболее интересно то, что бизнес-империи союзников Януковича, в том числе его старшего сына Александра, по-прежнему действуют в восточной Украине, и они продолжают получать прибыль от них.

Любая попытка устранить от власти украинских олигархов должна начинаться с коррумпированного энергетического сектора страны, который вбирает в себя миллиарды из бюджета. Пожалуй, наиболее заметным из энергетических магнатов страны является Дмитрий Фирташ, который начал торговать газом в 1990, при поддержке (как он признался послу США в Украине) мафиозного авторитета Семена Могилевича, который разыскивается ФБР. Фирташ и другие члены, так называемого, «газового лобби» успешно культивируют взаимовыгодные связи со всеми президентами Украины (в том числе и с Порошенко), прокуратурой, и службами безопасности. На самом деле, американские дипломатические телеграммы из Украины, которые просочилась в Wikileaks, продемонстрировали более подробные знания о коррупции в энергетическом секторе, чем те, которые предоставляли президенты Украины или правоохранительные органы, постоянно отрицающие наличие тесных связей с Фирташем.

На самом деле, Порошенко имеет долгую историю сотрудничества с Фирташем, которая начинается со времен правления президентства Леонида Кучмы. Менее чем через месяц после революции и Евромайдана, Порошенко отправился в Вену с боксером (а теперь и мэром Киева) Виталием Кличко, чтобы обзавестись политической поддержкой Фирташа, который ожидал судебного решения по требованию США о его экстрадиции после обвинения в коррупции. В то время как они были в Вене, Порошенко и Кличко заключили сделку о предоставлении лидерам «газового лобби» (Фирташу, бывшему министру топлива и энергетики Юрию Бойко, начальнику штаба Януковича Сергею Левочкину) иммунитета от судебного преследования в обмен на поддержку олигархов — в материальном плане и средствах массовой информации — для реализации их политических амбиций. «Мы получили то, чего мы хотели — Порошенко в качестве президента и Кличко в качестве мэра», — хвастался Фирташ. Для режима Януковича было бы невозможно выполнять свои коррупционные схемы без участия Левочкина, — но сегодня он неприкасаемый из-за иммунитета Венской сделки.

Согласившись дать иммунитет «газовому лобби» в политической сделке, Порошенко не только нарушил свои обещания избавить Украину от олигархов, но, возможно, он посеял семена будущей контрреволюции. Левочкин и бывший министр энергетики Бойко — лидеры партии оппозиционного блока в парламенте, которая состоит из бывших сторонников Януковича и придерживается экстремальных пророссийских позиций в противоречии с заявленной Порошенко европейской интеграцией.

Даже не учитывая его циничного политического маневрирования, Порошенко терпит неудачи в своих усилиях по привлечению к ответственности коррупционеров, нарушая исполнение реформ и назначая высших должностных лиц правоохранительных органов. Прокуратура, насквозь испорченная система, осталась практически нетронутой. Порошенко усугубляет проблемы, назначая некомпетентных и коррумпированных главных прокуроров, которые быстро дискредитирую себя, путем бездействия или защиты своих коррумпированных коллег. Это помогло увековечить культуру избирательного правосудия: правящая элита и олигархи никогда не преследуются, в то время как обычные граждане почти автоматически признаются виновными, о чем свидетельствует 99% обвинений.

Виталий Ярема, генеральный прокурор назначенный после переворота, с позором покинул свой пост после всего лишь года работы. Он предпринял неудачную попытку преследовать одного чиновника режима Януковича за убийство и коррупцию в крупных размерах, которая привела Украину на грань банкротства. В середине июля, парламент потребовал смещения, его преемника Виктора Шокина, который занимал пост в течение 6 месяцев. Украинские группы гражданского общества сожгли чучело Шокина в знак протеста против его торможения расследований коррупции на высоком уровне и убийств безоружных демонстрантов Евромайдана.

Заявление Порошенко о 2702 должностных лицах, осужденных за коррупцию — очень слабая попытка ввести в заблуждение украинцев и Запад. Недавний опрос показывает, что недовольные граждане заметили у него отсутствие политической воли, чтобы противостоять коррупции. Его неспособность осмысленно решить проблему минимизирует его шансы на второй президентский срок, так же как это было с победителем оранжевой революции, президентом Ющенко, который получил лишь пять процентов поддержки в 2010 году и открыл дверь для контрреволюции Януковича.

Ко второй годовщине протестов в ноябре, украинцы все более разочарованы, националисты набирают популярность и призывают к свержению Порошенко, а пророссийские силы и олигархи остаются нетронутыми коррумпированной судебной системой Украины и сохраняют свою мощь, как раньше. Порошенко должен сдержать свои обещания. Если, как сейчас кажется, он этого не сделает, европейская интеграция Украины остановится — и Евромайдан будут так же вспоминать с позором, как Оранжевую революцию десять лет назад.

Деньги олигархов правят Украиной, вопреки заявлениям Порошенко

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: