Норвегия пытается оправдать закупку проблемных американских истребителей


Истребитель F-35A
Источник: mashleymorgan / Flickr

Крупнейшая в истории Норвегии закупка новейших и самых дорогих в мире американских истребителей F-35, оказывается, непосредственно связана с поведением России за последние месяцы. По крайней мере, об этом внезапно проговорилась глава минобороны страны. Несколько лет назад, когда данный контракт был подписан, Норвегия почему-то ничего подобного не заявляла.

Министр обороны Норвегии Ине Эриксен Серейде связала решение правительства закупить 52 американских истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35 с «очевидной демонстрацией силы» со стороны России в последние месяцы: по ее словам, российские военные самолеты не раз нарушали границы международного воздушного пространства, в частности в регионе Балтийского моря, и эти действия могут «непреднамеренно спровоцировать конфликт».

Заявление, признаться, довольно странное. Министр не уточнила, что такое, по ее мнению, «границы международного воздушного пространства» – если пространство международное, то границ у него нет, сообщений же о том, что российская авиация нарушала воздушное пространство Норвегии, тоже не поступало.

Ну а кроме того – и это главное – заказ на данные истребители был сделан еще в 2012 году, и в то время норвежское правительство ни с какими действиями России этот контракт не связывало.

Истребитель пятого поколения F-35 является самой дорогой военной разработкой в мировой истории: программа по его созданию оценивается более чем в 1 трлн долларов. А сделка по его поставке в Норвегию является крупнейшей госзакупкой в истории страны: по данным издания Local, ее сумма составит 10 млрд долларов. Более того, стоимость самолетов превышает годовой военный бюджет Норвегии. Первые истребители в Осло планируют получить уже в 2017 году, и буквально на днях был собран первый экземпляр для той партии истребителей, которая будет поставлена в Норвегию.

Внесут коррективы

Редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил, что заявление о том, что покупка Норвегией американских самолетов связана с российской военной активностью, совершенно неубедительно. Говоря об угрозе, которую будет представлять эта группировка, он отметил, что у России в регионе есть силы, способные успешно ей противодействовать.

«России есть чем ответить, – согласился в интервью газете ВЗГЛЯД член научно-технического совета военно-промышленной комиссии при правительстве России Виктор Селиванов. – Сейчас усиливается арктическая группировка. Может быть, с этим и связано (оснащение норвежских ВВС F-35 – прим. ВЗГЛЯД). Потому что мы сейчас серьезно к этому делу подходим. Сейчас там первые учения прошли».

По мнению первого вице-президента Академии геополитических проблем Константина Сивкова, замена парка самолетов усилит норвежские ВВС и изменит баланс сил. «Основным истребителем Норвегии до настоящего времени остается истребитель F-16 еще первых модификаций. Количество – порядка 50 единиц на всю эту Норвегию. Основные районы базирования – северные. Когда они приняли решение закупить F-35, они сделали это под давлением США, потому что F-35 значительно дороже», – сказал он газете ВЗГЛЯД.

Он отметил, что в случае начала военных действий эти самолеты будут представлять более серьезную угрозу, чем F-16. «Будут воздушные бои, надо будет решать задачу по разгрому этих соединений, наносить удары по аэродромам», – сказал эксперт.

По его мнению, если рассматривать воздушные бои, то для противодействия F-35 нужно примерно равное количество российских истребителей поколения 4++ Су-35, которые, считает Сивков, превосходят по своим возможностям F-35. Истребителей других модификаций понадобится больше. В то же время на данный момент во всех российских ВВС число Су-35 меньше, чем планируют закупить F-35 норвежцы. К концу этого года парк, согласно программам госзакупок, должен насчитывать 48 истребителей, еще столько же должно быть поставлено до 2020 года.Участие Норвегии в программе F-35 является серьезным: норвежская компания Kongsberg Defence Systems работает над противокорабельной авиационной ракетой Joint Strike Missile (JSM) для F-35. Предполагается, что дальность ее применения будет составлять 280 км.

Собственно, это обстоятельство очень сильно осложнило переговоры сторон: изначально договоренность была заключена еще в 2008 году, но в Осло настаивали, чтобы американцы разрешили размещать на F-35 оружие норвежского производства, включая JSM, и в итоге добились своего.

Самая дорогая разработка

Американские F-35, помимо Норвегии, планируют получить военные Великобритании, Италии, Нидерландов и Дании. Пока эти самолеты не приняты в полной мере на вооружение. В начале этого года создатели самолета столкнулись с очередной технической проблемой и перенесли окончательный ввод его в эксплуатацию с 2015 на 2019 год. В то же время морская модификация F-35B имеет статус «начальной операционной готовности» в Корпусе морской пехоты.

В морской пехоте уже сформирована первая эскадрилья из F-35В – VMFA-121, она состоит из десяти самолетов и предназначена для реализации различных целей, от поддержки с воздуха до вооруженной разведки.

В 2017 году VMFA-121 будет перебазирована на базу в Ивакуни в Японии. До этого истребителю еще понадобится определенная доработка для расширенного использования бортового вооружения и программного обеспечения. В массовую эксплуатацию ВС США F-35B поступит предположительно в 2018 году, к этому времени планируется закупить у компании Lockheed Martin в общей сложности около 420 самолетов, которые будут использоваться морской пехотой и ВМС.

Аналитики не раз отмечали, что программа по созданию F-35 как «воздушной надежды американской армии» страдает от перерасхода средств и технических сбоев. В последние годы из-за нее участились нападки на Пентагон за нерациональное расходование бюджета.

Серьезный удар по репутации нового истребителя нанесла катастрофа, которая произошла в июне 2014 года: из-за отказа двигателя F-35A рухнул в штате Флорида. Правда, проверка по итогам инцидента с возгоранием двигателя показала единичность этого случая.

Балтийская риторика

Полеты российской военной авиации над Балтикой, на которые ссылаются в Осло, бурно обсуждаются западными военными и политиками с начала прошлого года. Осенью главнокомандующий силами НАТО в Европе американский генерал Филип Бридлав заявил о росте активности российских ВВС, подчеркнув, что российская авиация якобы использует более сложный боевой строй и большее число машин, а также залетает несколько дальше, чем обычно.

А между собой в НАТО, если верить источникам газеты Die Welt, говорили, что «русские проверяют наши воздушные границы весь этот год». Представитель НАТО заявил «Голосу Америки», что «интенсивность этих провокационных полетов выше, чем на пике холодной войны».

В то же время канцлер ФРГ Ангела Меркель говорила, что не видит проблемы в учебных полетах российских самолетов.

«Выполнение экипажами полетов над акваториями Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океана считается естественной для боевой подготовки летчиков Дальней авиации работой, – сообщил газете ВЗГЛЯД бывший командующий Дальней авиацией и бывший главком ВВС Петр Дейнекин. – По своей продолжительности и дальности они полностью соответствуют аналогичным действиям стратегических бомбардировщиков США».

Роман Крецул

Норвегия пытается оправдать закупку проблемных американских истребителей