Diplomat: флоты России и КНР вытеснят США с лидирующих позиций в Азии


Фрегат 575 Yueyang класса Type 054A Южного флота ВМС НОАК. Источник: www.news.cn
Источник: www.news.cn

МОСКВА, 24 сен — РИА Новости. Вторая фаза военно-морских учений России и Китая “Морское взаимодействие — 2015”, так же как и первая, направлена на противостояние стратегическому превосходству Соединенных Штатов в Евразии и построение устойчивой стратегии коллективной защиты, пишет научный сотрудник индийского Института оборонных исследований и анализа (IDSA), политолог Абхиджит Сингх для журнала The Diplomat.

“Москва и Пекин сходятся в том, что Вашингтон является главным дестабилизирующим фактором в региональной геополитике и что американские военные систематически прибегают к политике сдерживания России и Китая в морском пространстве. <…> Совместными маневрами по отработке навыков ведения морского боя они (РФ и КНР — прим. ред.) хотят предупредить Вашингтон, что дни его морского превосходства сочтены”, — считает политолог.

В наличии “морской синергии” между двумя странами можно было убедиться во время августовских военно-морских учений “Морское взаимодействие — 2015 (II)” в Японском море, отмечает эксперт. По масштабу — в учениях было задействовано 16 надводных кораблей, две подлодки, 12 самолетов ВМФ, 9 транспортеров-амфибий со стороны России и 6 десантных кораблей, 6 вертолетов и 5 самолетов ВМФ со стороны Китая — военное мероприятие, вероятно, стало крупнейшим в истории взаимодействия Москвы и Пекина. Кроме того, в учениях принимало участие более 400 морских пехотинцев из Китая.

Политолог замечает, что с момента подписания соглашения о военно-техническом сотрудничестве в 1992 году Китай приобретал у России больше военной техники (подводные лодки класса Кило, истребители Су-27, миноносцы класса Современный), чем у других стран вместе взятых. Несмотря на то что с 2006 года зависимость Пекина от российской техники сократилась, Москва продолжает поставку ключевых для морской безопасности вооружений. В связи с этим углубление сугубо операционного взаимодействия является логическим продолжением установившегося комплексного военного сотрудничества двух стран.

“Траектория недавних учений предполагает, что партнерство выходит за рамки шаблонов традиционного военного сотрудничества. Значимость военно-морских маневров подчеркивается не только количеством вовлеченных в них военнослужащих и техники, но и характером взаимодействия — они стали столь же всесторонними, как и многочисленные учения США и их партнеров в АТР”, — пишет Сингх.

Важно подчеркнуть значимость состоявшихся маневров и на операционном уровне — так, в ходе учений флоты обеих стран повысили функциональную совместимость для проведения операций в прибрежных зонах Азии — отработали согласованность базовых боевых процедур и работы техники и приспособились к специфической методологии друг друга, добавляет эксперт The Diplomat. Более того, в морских доктринах России и Китая разработаны положения, адаптирующие принципы защиты территорий и разработки логистического плана для совместных операций.

По мнению политолога, углубление сино-российского сотрудничества отчасти обусловлено и геополитическим контекстом — две страны, бросающие вызов ВМФ США и пытающиеся установить новый стратегический баланс в регионе, должны свести к минимуму свою стратегическую уязвимость перед давлением Пентагона. Территориальные диспуты в прибрежных зонах Азии — ключевой пункт совместной стратегии России и Китая. Москва и Пекин с обеспокоенностью смотрят на увеличение военно-морского присутствия в водах АТР региональных союзников США — Японии, Филиппин и Вьетнама. “Морское взаимодействие — 2015”, в свою очередь, может восприниматься и как сигнал к тому, что мяч теперь на стороне сино-российского альянса, который уже готов “сдерживать” потенциальных противников. Выбор места для учений также не случаен — в 2014 году маневры проводились в Черном и Средиземном морях, под боком у НАТО, сейчас они проводятся в Японском море, никогда ранее не знавшем столь масштабного присутствия китайских кораблей.

“Военно-морские маневры очертили те рамки, внутри которых Россия и Китай могут развивать мощности как индивидуальной, так и коллективной обороны. Интенсивность отработки взаимодействия в боевых условиях также служит сигналом к смене стратегического баланса в Азии. Пока США являются ведущей морской державой в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но растущее взаимодействие Москвы и Пекина в море провозглашает начало эры многополярного порядка в азиатских водах”, — заключает политолог.

Diplomat: флоты России и КНР вытеснят США с лидирующих позиций в Азии

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: