Сизифов труд: почему Украина не может победить коррупцию

Сизифов труд: почему Украина не может победить коррупцию

 

Американский журнал Foreign Policy опубликовал материал Фрэнка Брауна The World’s Biggest Work in Progress, который посвящен пока что безуспешной борьбе с коррупцией на Украине. Перевод подготовлен Федеральным агентством новостей.

Валентина Стойкова работает в Фонде поддержки предпринимательства в городе Измаил на реке Дунай. Когда губернатор, выступающий против коррупции, попросил Стойкову возглавить местную администрацию, она думала довольно долго. «В течение многих лет я жаловалась, что правительство не позволяет бизнесменам делать бизнес», – говорит она. Теперь она сама в ближайшее время планирует уволить около половины местных чиновников.

Это все идеально совпадает с планами губернатора Одесской области, частью которой является Измаил, Михаила Саакашвили, бывшего президента Грузии, который в настоящее время ведет новую жизнь в качестве одного из наиболее известных борцов с коррупцией в Украине.

Некоторые опытные наблюдатели не верят в этот фарс. «Работа Саакашвили в Одессе – не более чем интермедия, потому что Одесса – не Киев», – говорит вашингтонский экономист Андерс Аслунд. – «Вопрос в том, хотят ли политики высшего звена на самом деле ограничить коррупцию, и применительно к Украине на этот счет есть очень большие сомнения».

Президент Петр Порошенко, бизнесмен и миллиардер, был избран в мае 2014 года, и именно Порошенко назначает главу Генеральной прокуратуры, учреждения, которую один из ведущих западных специалистов по Украине называет «крупнейшим преступным синдикатом в стране».

После того, как антикоррупционные протесты в центре Киева – на Майдане – утихли, и напряжение в стране спало, правительство объявило борьбу с коррупцией своим приоритетом, а западные союзники вызвались помочь в решении этой проблемы. Однако затраты очень высоки, а проблема в стране не одна.

Почти год назад президент подписал ряд антикоррупционных постановлений, но, несмотря на огромный спрос со стороны населения и постоянные просьбы западных правительств, два из трех ключевых антикоррупционных институтов до сих пор не функционируют.

Теперь, после многих месяцев усилий и споров, некоторый прогресс все же виден. Предприняты меры по устранению необходимости давать взятки при устройстве детей в детские сады. Участие государственного и частного сектора в международной программе ProZorro позволяет экономить до 12% на контрактах в сфере госзакупок, в результате чего эти закупки переходят из сферы личных связей на конкурсную основу. Внедряются и совершенствуются новые таможенные правила.

Само собой, эти усилия – уже неплохо, но основные проблемы еще только предстоит решить. Антикорупционное подразделение в составе Генеральной прокуратуры все еще рассматривается многими как слабое звено, а его готовность работать с огромным объемом дел о причастности властной элиты к коррупционным скандалам и вовсе ставится под сомнение.

Еще одним важным игроком в борьбе с коррупцией является премьер-министр Арсений Яценюк, возглавляющий кабинет министров, на который ложится главная задача по воплощению в жизнь антикоррупционных реформ.

В состав новой Рады, избранной в октябре 2014 года, входит множество реформаторов, благодаря которым удалось принять ряд прогрессивных антикоррупционных законов, основанных на успешной международной практике. Тем не менее, реализация этих законов идет чрезвычайно медленно, что вызывает ощутимое разочарование граждан, и их убежденность в том, что борьба с коррупцией была более успешна при правительстве Виктора Януковича.

Среди причин описанной медлительности международные эксперты называют войну на Востоке, создающую дополнительное пространство для коррупции, наличие экономической и политической элиты, оказывающей давление на правительство вплоть до выбора назначаемых министров, затяжной кризис в деятельности Генпрокуратуры и, конечно же, очевидную и абсолютную безнаказанность самых крупных коррупционеров в стране.

Сизифов труд: почему Украина не может победить коррупцию

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: