Русская Сила

Вокруг Сирии: крах американского «военторга» и кровавая политика Турции

 

Почему США прекращают спонсировать сирийский «майдан»; откуда у ИГ японские внедорожники; чем для турецких властей выгодны теракты против собственных граждан.

Обама слил

Барак Обама в унисон со своими коллегами из руководства США и американскими СМИ еще продолжает обвинять Россию в злостной антидемократической поддержке президента Сирии Башара Асада, победившего в прошлом году на первых с 1963 года прямых демократических выборах с 89% голосов. Сирийские боевики, формально не входящие в состав «Исламского государства» (признано террористической организацией и запрещено в РФ решением Верховного суда), но ведущие войну против правительственных войск, все еще считаются «умеренной оппозицией». И даже финансирование и поставки военной техники этим негражданским активистам гражданской войны, превратно истолковавшим понятие «политическая борьба», все еще, вероятно, приходят.

Однако делается вышеперечисленное вяло и по инерции. В действительности все стороны понимают: проект «Сирийская свободная армия» (ССА), как собирательно называют оппозиционные бандформирования, фактически закрыт. И не только потому, что по-настоящему умеренные силы из состава ССА уже перешли или вот-вот перейдут на сторону Асада, а яростно сражаться будет только ядро ССА – организация «Братья-мусульмане», которая в России и ряде других стран тоже признана террористической и которая отличается от ИГ примерно как чума от бешенства. Главная причина – в том, что при наличии мощной российской авиаподдержки спонсирование сирийских оппозиционных группировок теряет всякий смысл и превращается в пустую трату денег и времени. Как гласит американская поговорка: «Ничего личного – просто бизнес».

Таким политическим бизнесом и были поставки вооружений Соединенными Штатами и их союзниками на Ближнем Востоке. В частности, речь идет о морально устаревших, но все еще весьма эффективных американских противотанковых комплексах BGМ 71 TOW, которые, как пишет Washington Post, коренным образом изменили ситуацию в противостоянии правительственной армии и ССА в пользу последних. Конечно, это не бог весть какая тайна, но то, что об этом пишут открыто, уже показательно.

В том же материале говорится, что США отказались поставлять оппозиционерам переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) из опасений, что они попадут в руки «плохих» террористов из ИГ и «Аль-Каиды». Безусловно, эти опасения весьма обоснованны – в своем время бойцы ССА уступали в бою (или делали вид, что уступают в бою, а на деле просто передавали) импортное вооружение радикальным исламистам. Или, правильнее будет сказать, еще более радикальным исламистам. Сейчас Вашингтон сел в лужу с запросом к компании Toyota на тему того, откуда у ИГ десятки новеньких внедорожников. Однако, как выяснили эксперты американского исследовательского института Ron Paul Institute for Peace and Prosperity, эти пикапы пару лет назад поставлялись ССА. Так что, повторимся, ПЗРК могли бы и впрямь перекочевать от «умеренных» противников Асада к «неумеренным». Другой вопрос, что это был фактически единственный способ противодействовать авиации РФ.

Как бы ни хорохорился Обама, российское вмешательство или, по крайней мере, его скорость и напор, стали для США неожиданностью. Не зря сейчас конгресс инициирует расследование о том, почему разведка (уже во второй раз, первым был Крым) не сообщила заранее об этих действиях. Так что по этому вопросу Белый дом совершенно явно отступил. Неудивительно, что программа поддержки сирийской оппозиции стоимостью полмиллиарда долларов, еще буквально вчера фигурировавшая в проекте бюджета Пентагона на следующий год, оказалась свернута.

Мир. Труд. Взрыв

20 июля в турецком городе Суруч на границе с Сирией был совершен теракт – целью был молодежный центр, в котором студенты собирали стройотряд для восстановления соседнего (но уже на территории Сирии) города Кобани. Оба этих населенных пункта находятся на территории Курдистана – этногеографической области на стыке Турции, Сирии, Ирака и Ирана, населенной преимущественно курдами. Жертвами теракта также стали в основном курды или сочувствующие им турки. Погибло более 30 человек.

10 октября произошел теракт в центре Анкары, на месте проведения митинга «Труд. Мир. Демократия», участники которого ратовали за прекращение боевых действий турецких властей против курдов. Митингующие, как нетрудно догадаться, тоже в основном являлись курдами и сочувствующими им турками. В результате двух взрывов погибло около 100 человек и свыше 200 получили ранения.

По имеющейся на данный момент информации, оба теракта (к слову, похожие по исполнению) были совершены родными братьями – этническими турками, проживавшими в курдском регионе и каким-то образом причастными к ИГ.

К сожалению, турецкие власти используют оба трагических происшествия как повод для реализации своей антикурдской политики. Конечно, обвинить курдов в обоих случаях не получилось бы при всем желании. Однако первый теракт стал casus belli для объявления войны всем террористам без разбора, к которым Турция причисляет и курдов – именно против этого протестовали демонстранты. А после второго правительство Реджепа Эрдогана начало активно раскручивать образ радикальных турок из Курдистана, которые ненавидят курдов и вдобавок связаны с ИГ. Этот образ позволяет, с одной стороны, присоединиться к мировому сообществу в его борьбе с исламистами (самих турок эти исламисты не слишком волнуют), а с другой – спровоцировать курдских радикалов на более активные действия, за которыми, безусловно, последует жесткая турецкая реакция.

Даже если отбросить конспирологическую версию, связанную с выгодой подобных террористов для политики Эрдогана, – все равно его циничная «многоходовочка» заслуживает резкой критики и ведет к обострению ситуации в регионе. Так что туркам надо срочно одуматься и помириться с курдами хотя бы на время войны против общего врага всего Ближнего Востока – «Исламского государства». Глядишь, и от российского газа не придется отказываться.

Вокруг Сирии: крах американского «военторга» и кровавая политика Турции