Солнцепёк и Буратино жгут: российский ВПК впереди планеты всей.

LifeNews:
«Омсктрансмаш отменил увольнения с началом операции ВКС РФ в Сирии. Предприятие получило массу заказов на производство оборонной продукции. Отметим, что на базе «Омсктрансмаша» были разработаны и производятся тяжелые огнеметные системы «Буратино» и «Солнцепек».»

БуратиноВажную вещь скажу.

Заказные утверждения либералов о том, что совершенно весь бюджет страны должен тратиться на строительство больниц и дорог, – это сладкая уху, но крайне вредная форма манипуляции общественным мнением. Такие высказывания полностью оторваны от реальности.

Военно-промышленный комплекс является локомотивом экономики. Мировая практика уже не раз доказывала это.

Одно рабочее место в оборонке даёт ещё несколько мест в других отраслях. Многие высокоточные технологии, научные изобретения и промышленные инновации впоследствии из ВПК переходят в гражданские отрасли, содействуя развитию высокотехнологичных производств, диверсифицируя экономику, избавляя её от опоры только на сырьевые, добывающие отрасли. Важно и то, что добавленная стоимость на технологичном производстве и на добыче не идут ни в какое сравнение. Поэтому лозунги либералов «перекуём бомбы на велосипеды» – это обслуживание интересов врага, направленное на снижение обороноспособности России и сдерживание её экономического развития.

А что может быть лучше продвижения нашей оборонной отрасли на мировом рынке, чем впечатляющая и эффективная демонстрация её в деле?

Поэтому сжигать умеренных отрезателей голов на Ближнем Востоке – не только авторитетно, благородно и справедливо, но и выгодно!

В очередной раз спасибо нашему Верховному Главнокомандующему Владимиру Владимировичу Путину.

Как работает огнеметная система «Солнцепек»

Эта тяжелая огнеметная система состоит на вооружении войск радиационной, химической и биологической защиты Российской Армии с апреля 2001 года. Специализация ТОС-1А «Солнцепек» — поражение живой силы противника, открытых и закрытых огневых позиций в различных видах наступательного и оборонительного боя, вывод из строя бронированной техники.

Наибольший эффект от ее неуправляемых реактивных снарядов в термобарическом снаряжении достигается в горных условиях: из-за взаимного наложения воздушных ударных волн и их многократного отражения от окружающих скал, разрушения грунта и каменных завалов. Боеприпас создает облако взрывоопасной смеси и затем подрывает его, заставляя весь кислород в облаке вступать в эту реакцию. После мгновенной детонации давление резко поднимается, а потом падает ниже атмосферного примерно на 160 мм ртутного столба. Таким образом даже если противнику удалось выжить после взрыва, то перепад давления приводит к его гарантированной смерти от разрыва внутренних органов. Высокая точность залповой стрельбы огнеметной системы обеспечивается прямым прицеливанием пусковой установки и автоматизированным наведением на цель, которая может находиться на расстоянии до 6 км.

Наибольший эффект от ее неуправляемых реактивных снарядов в термобарическом снаряжении достигается в горных условиях: из-за взаимного наложения воздушных ударных волн и их многократного отражения от окружающих скал, разрушения грунта и каменных завалов. Боеприпас создает облако взрывоопасной смеси и затем подрывает его, заставляя весь кислород в облаке вступать в эту реакцию. После мгновенной детонации давление резко поднимается, а потом падает ниже атмосферного примерно на 160 мм ртутного столба. Таким образом даже если противнику удалось выжить после взрыва, то перепад давления приводит к его гарантированной смерти от разрыва внутренних органов. Высокая точность залповой стрельбы огнеметной системы обеспечивается прямым прицеливанием пусковой установки и автоматизированным наведением на цель, которая может находиться на расстоянии до 6 км.

Скажите, как его зовут?

ТОС-1А «Солнцепек» — это модификация ТОС-1 «Буратино», тяжелой огнеметной системы залпового огня на базе танка Т-72. ТОС-1 разрабатывалась в период с 1971 по 1979 годы. Первые опытные образцы на шасси Т-72 были изготовлены в ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» в Омске. Комплекс включал в себя боевую машину (БМ) — пусковую установку с пакетом из 30 направляющих на шасси танка Т-72 и транспортно-заряжающую машину (ТЗМ) на шасси КрАЗ-255Б. В 1980 году машина успешно прошла государственные испытания и была рекомендована для принятия на вооружение Советской Армией.

Система «Буратино» предназначалась для вывода из строя легкобронированной и автомобильной техники, поджога и разрушения сооружений и зданий, уничтожения живой силы противника осколками и ударной волной, создаваемыми при массированном применении неуправляемых реактивных снарядов в термобарическом и дымозажигательном снаряжении.

Значительная масса пакета направляющих труб со снарядами потребовала наличия шасси высокой грузоподъемности, а небольшая дальность стрельбы (от 400 до 4500 метров) — определенного уровня защиты всей боевой машины, что утяжелило ее до 46 тонн. Пакет из 30 направляющих для неуправляемых реактивных снарядов (НУРС) монтировался на поворотной платформе пусковой установки. Все действия по наведению установки на цель экипаж производил, не выходя из машины — с помощью прицела и электроприводов. Траектория полета снарядов к цели требовала точного учета условий стрельбы и создания специальной системы управления огнем, которая состояла из оптического прицела, лазерного дальномера, датчика крена и электронного баллистического вычислителя.

От «Буратино» к «Солнцепеку»

В 2001 году система «Буратино» была модернизирована и получила название ТОС-1А «Солнцепек». Отличительными особенностями новинки стали: уменьшенное до 24 количество снарядов, увеличенная до 6 километров дальность стрельбы, замененное шасси КрАЗа на модернизированную гусеничную базу танка Т-72А.

В состав системы ТОС-1А «Солнцепек» входят:

  • — боевая машина БМ-1 («Объект 634Б») с пусковой установкой на шасси Т-72А;
  • — транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т («Объект 563») на шасси Т-72А;
  • — НУРС МО.1.01.04 или МО.1.01.04М калибра 220 мм.

Огонь, батарея!

Машина БМ-1 представляет собой реактивную систему залпового огня. Она оснащена дизельной силовой установкой В-84МС мощностью 840 л.с. при 2000 об./мин. на шасси Т-72А, поворотной платформой с качающейся частью, в состав которой входит пакет из 24 трубчатых направляющих для реактивных снарядов, электроприводами и системой управления огнем. Пакет направляющих смонтирован в бронированной качающейся части, которая обеспечивает защиту боекомплекта от бронебойной пули Б-32 калибром 7,62 мм с расстояния не менее 620 метров. Наведение качающейся части пусковой установки на цель в горизонтальной и вертикальной плоскостях производится электрогидравлическими приводами с использованием лазерного дальномера и баллистического вычислителя.

В зависимости от обстановки, огонь по целям может производиться одиночными и парными выстрелами из двух стволов. Управление пусками НУРС автоматическое, длительность полного залпа при парных пусках — 6 секунд, при одиночных — 12 секунд, а время готовности к открытию огня по видимой цели с момента остановки боевой машины — 90 секунд. Экипаж машины состоит из трех человек: водителя-механика, наводчика и командира.

Стрельба ведется неуправляемыми реактивными снарядами калибра 220 мм. Снаряды предназначены для доставки термобарической смеси, приведения ее в действие и создания избыточного давления и теплового поля на площади цели. Снаряд МО.1.01.04 имеет длину 3300 мм и вес 173 кг, а МО.1.01.04М немного длиннее и тяжелее — 3700 мм и 217 кг соответственно. НУРС состоят из головной части термобарического или зажигательного действия, взрывателя и твердотопливного реактивного двигателя.

Система управления огнем включает в себя оптический прицел, лазерный перископический дальномер 1Д14, датчик крена-дифферента ПБ2.329.04 (электрический, маятникового типа) и специализированный электронный цифровой вычислительный комплекс МО.1.01.01.03М2. С помощью лазерного дальномера расстояние до цели определяется с точностью до 10 метров. Эти данные автоматически вводятся в баллистический вычислитель, рассчитывающий необходимый угол возвышения пусковой установки. Угол крена и дифферента фиксируется автоматически и учитывается вычислителем.

Вспомогательное вооружение БМ-1: пулемет РПКС-74 (боезапас 1440 патронов), автомат АКС-74 (боезапас 300 патронов), три противотанковых гранаты РПГ-26 и десять ручных гранат Ф-1.

Силовой привод наведения пусковой установки в горизонтальной плоскости — электромеханический, в вертикальной плоскости — электрогидравлический. Для обеспечения точности стрельбы БМ-1 оснащена аутригерами и гидрофрикционными стопорами с дистанционным электрогидравлическим управлением. Командирский прибор ТКН-ЗА — комбинированный (дневной и ночной) электронно-оптический, бинокулярный, перископический. Остальные приборы наблюдения — как призменные, так и телескопические, а прибор ориентирования — гироскопический курсоуказатель гирополукомпас ГПК-59.

БМ-1 оснащена встроенным бульдозерным оборудованием для самоокапывания, четырьмя установками системы пуска дымовых гранат 902 Г с дальностью стрельбы до 100 метров и термической дымовой аппаратурой, создающей непросматриваемую завесу протяженностью до 400 метров. Система защиты от оружия массового поражения обеспечивает защиту экипажа от отравляющих веществ герметизацией кабины. Фильтровентиляционная установка с прибором радиационной и химической разведки ГО-27 очищают воздух, поступающий в отсек экипажа, от пыли и радиоактивных веществ. Средний радиус действия связи с однотипными радиостанциями — около 20 км. Противопожарная система — автоматическая, трехкратного действия.

Встать на зарядку

Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т предназначена для транспортировки НУРС, заряжания и разряжания пусковой установки.

ТЗМ-Т представляет собой комплект погрузочно-разгрузочных устройств, размещенных на гусеничной базе. Экипаж машины также состоит из трех человек: водителя-механика, оператора и командира. Они вооружены пулеметом РПКС-74 (боезапас 1440 патронов), двумя автоматами АКС-74 (боезапас 600 патронов), пятью противотанковыми гранатами РПГ-26 и десятью ручными гранатами Ф-1. Грузоподъемность гидравлической двухрежимной крановой установки — 1000 кг. Время зарядки установки дистанционно управляемым электрогидравлическим краном — 24 минуты. Защита боекомплекта — броневая, съемная. Силовая установка, системы электроснабжения, пожаротушения и защиты от оружия массового поражения транспортно-заряжающей машины ТЗМ-Т аналогичны БМ-1.

Солнечный удар

Сегодня ТОС-1А состоят на вооружении 1-й мобильной бригады Войск радиационной, химической и биологической защиты (не менее четырех единиц БМ-1 и одна единица ТЗМ-Т), 28-й отдельной бригады РХБЗ в городе Камышин Волгоградской области (не менее двух единиц БМ-1 и одна единица ТЗМ-Т), а также 70-го отдельного огнеметного батальона в поселке Раздольное Приморского края (не менее двух единиц БМ-1).

В период с декабря 1988 года по февраль 1989 года два комплекса ТОС-1 «Буратино» принимали участие в боевых действиях в Чарикарской долине и на Южном Саланге (Афганистан) в ходе операции «Тайфун». Тактика применения заключалась во внезапном огневом поражении противника, быстром выводе боевых машин из-под возможного ответного обстрела и уходе в пункты постоянной дислокации советских войск. Эффект от применения термобарических боеприпасов в горах превзошел все ожидания. Во время боя за село Комсомольское (Чеченская республика) в 2000 году ТОС-1 вели огонь по позициям боевиков.

ТОС-1А «Солнцепек» поставляется на экспорт в Азербайджан (6 единиц БМ-1 на шасси Т-90 поставлены в 2013 году и еще 6 единиц будут поставлены в 2014 году), Казахстан (3 единицы БМ-1 поставлены в 2011 году) и Ирак (несколько единиц будут поставлены до конца 2014 года).

Тактико-технические характеристики

ТОС-1А «Солнцепек»

  • Калибр, мм: 220
  • Количество направляющих труб, шт: 24
  • Дальность стрельбы, м:
  • — минимальная: 400
  • — максимальная: 6000
  • Площадь поражения при стрельбе на максимальную дальность, кв.м.: 40000

Боевая машина БМ-1

  • Масса БМ-1 в боевом снаряжении, т: 44,3
  • Основные размеры, мм:
  • — длина по задним аутригерам: 7240
  • — ширина по съемным щиткам: 3580
  • — высота по деталям на крыше качающейся части: 3073
  • — Клиренс по основному днищу: 470
  • Скорость движения по шоссе, км/ч: 60
  • Запас хода, км: 550
  • Преодолеваемые препятствия:
  • — максимальный угол подъема, град.: 30
  • — максимальный угол крена, град.: 25
  • — ширина рва, м: 2,6
  • — высота стенки, м: 0,85
  • — глубина брода, м: 1,2

Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т

  • Масса ТЗМ-Т с комплектом НУРС, т: 39
  • Основные размеры, мм:
  • — длина: 7000
  • — ширина по съемным щиткам: 3580
  • — высота: 3050
  • — Клиренс по основному днищу: 477
  • Количество возимых для БМ-1 боеприпасов, шт: 24
  • Возимый запас топлива для БМ-1, л.: 400

«Буратино» и «Солнцепек» перспективы

В 2000 году пресса всего мира сообщила о применении российскими войсками нового оружия. Во время боев за село Комсомольское (Чеченская республика) огонь по позициям боевиков вели самоходные тяжелые огнеметные системы ТОС-1 «Буратино».

Вскоре после этих сообщений стали появляться некоторые подробности, касавшиеся технических и боевых характеристик комплекса. Кроме того, большая эффективность удара неуправляемыми ракетами вызвала специфическую реакцию некоторых правозащитников. Эти персоны сочли ТОС-1 негуманным оружием и даже стали требовать от мирового сообщества осудить действия российских военных. Тем не менее, вся зарубежная реакция ограничилась только сдержанной критикой и сдержанной похвалой. С тех пор прошло более десяти лет и комплекс ТОС-1 вместе со своей модернизацией ТОС-1А «Солнцепек» продолжает оставаться на вооружении российских войск РХБЗ. При этом общее количество построенных тяжелых огнеметных систем, по различным оценкам, не превышает двух-трех десятков. Почему же вооружение, получившее множество хвалебных отзывов и вызвавшее критическую реакцию, поступило в армию в столь ограниченных количествах? Попробуем разобраться.

Начнем по порядку. Основой боевой машины комплексов ТОС-1 и ТОС-1А является гусеничное шасси основного боевого танка Т-72. Дизельный двигатель В-46 мощностью в 700 л.с. обеспечивает 46-тонной машине подвижность и проходимость на уровне прочей бронетехники, что позволяет действовать в составе мобильных ударных групп. Так, в ходе уже упоминавшегося применения ракет ТОС-1 по целям на территории села Комсомольского прикрытие огнеметных систем осуществлялось танками Т-72. Благодаря одинаковой базе и незначительной разнице в боевой массе, «Буратино» и танки не имели каких-либо проблем во взаимодействии на подходе к боевой позиции и уходе с нее. Модификация ТОС-1А «Солнцепек» получила новую силовую установку – дизель В-84МС мощностью более 800 лошадиных сил. Это нововведение в определенной мере улучшило ходовые качества боевой машины.

Как видим, ходовые характеристики бронированных боевых машин «Буратино» и «Солнцепека», оборудованных пусковыми установками, вряд ли могли стать причиной малого количества заказанных машин. Может быть, претензии военных вызывают другие машины комплекса? Вероятно. Исходный комплекс ТОС-1 имел в своем составе транспортно-заряжающую машину (ТЗМ) на базе грузовика КрАЗ-255Б. Колесное шасси оснащалось грузовым краном и устройствами для перевозки неуправляемых ракет. Вполне очевидно, что колесная ходовая часть ТЗМ огнеметной системы имела не такие показатели скорости и проходимости, какие были у боевой машины. По этой причине модернизированный ТОС-1А получил новую транспортно-заряжающую машину, сделанную на шасси танка Т-72. Целевое оборудование новой ТЗМ было доработано соответствующим образом. Кроме того, в конструкцию добавились специальные бронекожухи, в походном положении закрывающие ракеты от пуль и осколков. К каждой боевой машине комплексов «Буратино» и «Солнцепек» прилагается по две ТЗМ с комплектом неуправляемых ракет. При необходимости соединению огнеметчиков может быть придано некоторое количество грузовиков для перевозки запаса ракет, однако в таком случае в целях безопасности требуется подвозить ракеты к боевой машине исключительно на ТЗМ с закрытым кожухом.

Итак, все машины комплекса максимально унифицированы и защищены от атак противника. При создании нового варианта тяжелой огнеметной системы был учтен ряд пожеланий военных, что, например, привело к ряду нововведений, связанных с уровнем защиты боеприпасов и, как следствие, машин. Основное вооружение обоих комплексов – неуправляемые реактивные снаряды МО.101.04 и МО.1.01.04М калибра 220 миллиметров. Оба типа ракет снаряжаются объемно-детонирующей или зажигательной боевой частью. Первым появился снаряд МО.101.04. При длине в 3,3 метра он весит более 170 кг и имеет максимальную дальность полета в 3600 метров. Новая ракета МО.101.04М длиннее (3,7 метра), тяжелее (217 кг) и летит дальше, на шесть километров. Пуск ракет производится из пакета трубчатых направляющих. Внешне он представляет собой короб, внутри которого размещены «гнезда» для реактивных снарядов. На боевой машине комплекса ТОС-1 имеется 30 направляющих, на ТОС-1А – 24. Пакет направляющих может наводиться в горизонтальной и вертикальной плоскостях: поворотный механизм установлен на посадочном месте стандартной башни танка Т-72. Наведение по вертикали осуществляется подъемом всего пакета.

Одним из главных отличий оригинальной и модернизированной версии огнеметной системы является разное количество направляющих для ракет. Причиной этого стали особенности боевого применения комплекса. Поскольку максимальная дальность пуска ракет типа МО.101.04 была относительно невелика, в войсках сразу же стали принимать меры в отношении безопасности машины и экипажа. Объемно-детонирующая или зажигательная боевая часть, получив повреждение на пусковой установке, может уничтожить всю машину. Во избежание подобных инцидентов еще во время первых применений ТОС-1 в Афганистане (конец восьмидесятых) экипажи оставляли крайние боковые направляющие пустыми. Благодаря этому относительно редкие осколки и пули противника не имели почти никаких шансов повредить ракеты. Учтя этот опыт, инженеры омского КБ транспортного машиностроения переделали конструкцию пусковой установки. Во-первых, «потеря» шести ракет на практике не оказывала значительного действия на эффективность стрельбы. Поэтому оставили только 24 направляющие. Во-вторых, сэкономленные объем и вес были отданы под обеспечение защиты реактивных снарядов. Теперь внешняя облицовка пусковой установки выполняется из бронелистов и выдерживает попадание бронебойной пули Б-32 (патрон 7,62х54 мм) с расстояния 500 метров. Таким образом, боевая машина комплекса ТОС-1А практически не подвержена риску уничтожения в результате повреждения боевой части ракеты стрелковым оружием или осколками, тем более, при стрельбе МО.101.04М на максимальную дальность. Что касается защиты шасси и экипажа, то противоснарядная защита бронекорпуса танка Т-72 не выдерживает попадание только мощных кумулятивных и высокоскоростных подкалиберных оперенных снарядов.

Версию о недостаточной защите боевых и транспортно-заряжающих машин тоже можно вычеркнуть. Может быть, потенциальный покупатель не удовлетворен боевыми качествами неуправляемых ракет? Сразу можно сказать: и доволен, и нет. Залп первым вариантом боеприпаса – МО.101.04 – обеспечивал поражение целей на площади до двух тысяч квадратных метров на дальностях до 3,6 километра. Полный залп при стрельбе максимальным темпом занимает от шести до двенадцати секунд. По своей эффективности залп одной боевой машины равен сравнительно долгой работе артиллерийской батареи. В то же время, «Буратино» и «Солнцепек» располагают недостаточно большой номенклатурой совместимых боеприпасов: только зажигательные и термобарические. В ряде случаев действие таких боевых частей оказывается недостаточным, например, при необходимости разрушения какой-либо постройки. Для этого требуется прямое попадание снаряда внутрь цели с последующим взрывом. Такие особенности боевых частей ракет МО.101.04 и МО.101.04М сильно ограничивают круг их применения, хотя и увеличивают площадь поражения. Вторая проблема неуправляемых ракет заключалась в их сравнительно небольшой дальности. 3600 метров первого варианта реактивного снаряда МО.101.04 считались слишком малой дальностью, особенно в сравнении с другими системами залпового огня. В условиях столкновения с серьезно вооруженным противником применение ТОС-1 или ТОС-1А представляет собой достаточно сложную задачу. При должной организации взаимодействия подразделений противник, если и даст боевой машине выйти на позицию, то не позволит провести пуск. В этом отношении тяжелые огнеметные системы снова проигрывают «классическим» РСЗО. Так, комплекс 9К58 «Смерч» при помощи 300-миллиметрового реактивного снаряда 9М55С с термобарической боевой частью способен поражать цели на расстояниях от 25 до 70 километров, не подвергая себя опасности попасть под ответный огонь. При этом боевая часть ракеты 9М55С весит на четверть больше, чем вся ракета МО.101.04М комплекса «Солнцепек».

Итак, мы нашли тот камень преткновения, который мешает массовому производству тяжелых огнеметных систем и оснащению ими войск. Это специфический боеприпас, не дающий возможности широкого применения. Да, по своей боевой эффективности он превышает ряд прочих схожих систем. Но ценой этого является малая дальность стрельбы, риск катастрофических последствий при повреждении боеприпасов, а также необходимость серьезного прикрытия на позиции. Все эти факторы серьезно сокращают возможные условия применения тяжелых огнеметных систем. Да и малая номенклатура доступных боевых частей для ракет не способствует частому применению. Совокупность плюсов и минусов систем ТОС-1 и ТОС-1А позволяют примерно представить «идеальную» ситуацию, в которой использование тяжелых огнеметных систем будет обоснованным и эффективным. Это обстрел площадных целей со сравнительно небольшого расстояния. Кроме того, атакуемый противник должен иметь относительно слабую подготовку и не располагать серьезными противотанковыми средствами или артиллерией. Таким образом, идеальное задание для «Буратино» или «Солнцепека» – нанесение удара по лагерю или колонне автомобилей слабой армии либо вооруженных бандформирований. При использовании новых снарядов МО.101.04М повышенной дальности общие черты гипотетического залпа остаются прежними.

В целом, в случае с тяжелыми огнеметными системами «Буратино» и «Солнцепек» мы наблюдаем специфическую ситуацию.

  • Интересный и, несомненно, перспективный проект на практике оказывается довольно слабо приспособленным к реальным боевым операциям и требует привлечения дополнительных сил.
  • Другая причина, по которой ТОС-1 и ТОС-1А не были заказаны в большом количестве, касается специфической тактической ниши комплексов.

Конечно, при необходимости можно было бы увеличить дальность стрельбы огнеметных систем. Но в таком случае они будут «перекрываться» с имеющимися РСЗО. Тем временем закупки новых реактивных систем залпового огня продолжаются, что нельзя сказать о тяжелых огнеметных комплексах.

Таким образом, единственной подходящей тактической нишей для тяжелых огнеметных систем остаются небольшие спецоперации, где требуется быстрое развертывание и моментальное уничтожение живой силы и слабо защищенной техники на сравнительно большой площади.

В то же время, сама идея специальной системы залпового огня для войск РХБЗ является интересной и, возможно, перспективной.

К примеру, ракеты МО.101.04 можно оснащать не только объемно-детонирующей или зажигательной боевой частью. На базе этого боеприпаса может быть создан специальный снаряд, несущий смесь для тушения пожаров. При таком использовании тяжелых огнеметных систем (звучит иронично – пожаротушение с помощью огнеметной системы) отпадает необходимость в обеспечении огневого прикрытия боевой машины, а все плюсы сохраняются в полной мере. Подобным образом ТОС-1 и ТОС-1А способны ликвидировать небольшие облака отравляющих веществ или тому подобные аэрозоли. Однако авторы проектов тяжелых огнеметных систем пока не представили альтернативные проекты их использования и, похоже, даже не имеют подобных планов.

Но Кирилл Рябов не совсем прав и такие планы есть, даже есть образцы, которые уже давно производятся. К примеру на шасси Супер-гаубицы “Коалиция-СВ”, на шасси танков и БТРов и даже есть ВЕЗДЕХОДНАЯ ПЛАВАЮЩАЯ ПОЖАРНАЯ МАШИНА залпового пожаротушения.

К примеру:

Самоходная установка для тушения пожаров на нефтяных скважинах  “ШТУРМ”

Разработана совместно КБ «Уралтрансмаш» г.Екатеринбург и «Уралкриомаш» г.Нижний Тагил в 2000-2001гг. Ныне оба предприятия входят в корпорацию «Уралвагонзавод». Установка предназначена для тушения пожаров на нефтяных и газовых скважинах с дебетом до 10 млн. куб. м в сутки, с последующей инертизацией фонтана скважины. Установка «Штурм» обеспечивает многократное эффективное тушение нескольких скважин, комфортные условия работы экипажа.
28570057 28570189 43830019В 2000-2003годах “Уральским КБ транспортного машиностроения” г.Нижний Тагил, была разработана целая серия специальных машин модульной конструкции с высокой степенью унификации на базе выводимых из войск танков типа Т-72:

Универсальный многофункциональный танк МЧС

Универсальный многофункциональный танк МЧС (шифр – «УМТ МЧС») предназначен для выполнения 8 функциональных задач: тушения крупных пожаров, ликвидации техногенных аварий в труднодоступных местах, зараженной местности, проведения дегазации и дезинфекции техники и местности, проведения химической обработки больших площадей и пр.

ГПМ-72-2 ПП развернута-1Пожарно-спасательная машина  ПСМ

Многоцелевая пожарно-спасательная машина  (шифр-«ПСМ») предназначена для выполнения следующих функциональных задач: тушения крупных пожаров (в т.ч. лесных) и ликвидации техногенных аварий в труднодоступных местах, зараженной местности, проведения дегазации и дезинфекции техники и местности, проведения химической обработки больших площадей, расчистки завалов леса, прокладки минерализованных противопожарных полос, валки деревьев и срезки мелколесья, доставки пожарного или спасательного отрядов численностью до 12 человек в труднодоступные районы, прокладывания дороги транспортным средствам с низкой проходимостью и буксирования неисправных машин, транспортирования и временного хранения различных жидкостей в больших объемах (9,0 м3) вместо авторазливочных станций  АРС-14К и АРС-15М.

ПСМ имеет высокий уровень защищенности и безопасности. Внутри машины имеется возможность свободного перемещения людей,  переход с одного рабочего места на другое.

Наличие 5 люков, расположенных в различных местах машины, обеспечивает возможность безопасной эвакуации людей даже в случае одновременного блокирования нескольких  люков посторонними  предметами.

Конструктивной особенностью ПСМ является применение быстросъемных модулей различного функционального назначения, устанавливаемых на поворотной платформе.

Это обеспечивает простоту сборки, ремонта, модернизации машины и переналаживания ее для выполнения различных функциональных задач.

На базе «ПСМ» могут быть созданы высокозащищенные пожарные машины  для охраны специальных объектов (артиллерийских складов, атомных предприятий), топливозаправщики и др.

ПСМЛесопожарный агрегат  ГПМ-72

Лесоподарный агрегат (шифр – “ГПМ-72”) предназначен для тушения крупных пожаров,  распространяющихся  на большой     площади в труднодоступных местах; выполнения землеройных работ, расчистки завалов леса, прокладка минерализованных противопожарных полос; валки деревьев, срезки мелколесья и кустарника; срезание подроста под ЛЭП; доставки пожарного расчета или аварийной бригады в труднодоступные районы; прокладывания дороги транспортным средствам с низкой проходимостью и буксирования неисправных машин;проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ в районах стихийных бедствий при отравлении атмосферного воздуха ядовитыми газами, при ликвидации техногенных аварий; специальной обработки техники и местности дегазирующими (дезактивирующими и дезинфицирующими) веществами; транспортирования и временного хранения различных жидкостей в больших объемах (9,0 м3) вместо авторазливочных станций АРС-14К и    АРС-15М.

По совокупности реализованных технических решений  один лесопожарный танк заменяет собой комплекс машин,  применяемых при тушении пожаров:

  • –  2…3 пожарных автоцистерны АЦ-40 (375);
  • – бульдозер;
  • – 8…10 тракторов при прокладке минерализованной полосы;
  • – вездеходный транспортер для перевозки пожарного расчета;
  • – машину связи.

Худ-1 разнесенный Худ-3развСамой свежей и современной разработкой в области лесопожарной техники является представленный в 2011 году Правительству Российской Федерации и лично В.В.Путину лесопожарный агрегат ЛПА-521 разрабодки рубцовского филиала “Уралвагонзавода”

Лесопожарный агрегат ЛПА-521

IMG_1691Лесопожарный агрегат предназначен для доставки сил и средств к месту ведения лесопожарных работ, в т.ч. тушения лесных низовых пожаров огнегасящими жидкостями, ведения профилактических управляемых выжиганий и создания заградительных минерализованных полос. Создан на базе гусеничного шасси МГШ-521М1, обеспечивающего применение по назначению установленное на нем оборудование в регионах с тяжелыми почвенно-климатическими условиями. В состав технологического оборудования ЛПА-521 входит передняя навесная система с клином-толкателем, съемный лесопожарный модуль (емкость для огнегасящей жидкости, комплект ручного и механизированного лесопожарного инструмента, насосная установка (мотопомпа) с рукавной линией и стволом, устройство для заправки ранцевых лесных огнетушителей, индивидуальные средства защиты пожарных, зажигательный аппарат), задняя навесная система с лесопожарным комбинированным плугом ПЛК-2А, а также места-укладки для средств навигации и связи. При средней массе в18,9 т, определяемой комплектацией и заправкой, лесопожарный агрегат способен передвигаться (выполнять задачи) с максимальной скоростью 46 (4,9-8,2) км/час и на одной заправке топливом (625 л) по сухой грунтовой дороге способен преодолеть до 400 км. ЛПА-521 оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-238БВ мощностью 310 л.с. с пятью, в т.ч. и задней, передачами. При среднем удельном давлении на грунт 0,32-0,35 кг. на кв. см. и дорожном просвете 400 мм, агрегат способен преодолевать ров до 2,5 м шириной и брод до 1,2 м глубиной. Кабина рассчитана на размещение 6 человек с водителем, а также имеет два оборудованных спальных места. В течение часа основного рабочего времени ЛПА-521 может проложить 2,4-8,2 км минерализованной полосы шириной 3,2 м и 2,0 м при использовании клина-толкателя или плуга соответственно. Агрегат может нести до 4 куб. м огнегасящей смеси для мотопомпы, производительностью 400-450 л/мин. В настоящее время ЛПА-521 прошел испытания и готовится к серийному выпуску. Лесопожарный агрегат ПЛА-521 авиатранспортабелен и, при необходимости, может быть оперативно переброшен для использования по прямому предназначению в район чрезвычайной ситуации.

IMG_1698МГШ-521М1 – гусеничное снегоболотоходное плавающее гусеничное шасси, предназначенное для установки различных видов спецтехники и технологического оборудования. Выпускается Рубцовским машиностроительным заводом с грузоподъемностью до 6 т. В базовой комплектации имеются два спальных местах для отдыха экипажа и установлены сиденья повышенной комфортности. Для удобства водителя используются автомобильные контрольно-измерительные приборы, гидро- и пневмоусилители на рычагах и педалях.

Шасси оснащено 2-поточная системой отопления. Усиленная носовая часть корпуса машины предохраняет экипаж при наезде на препятствия и ослабляет «бульдозерный эффект» при движении по рыхлому снегу и слабым грунтам. МГШ 521М1 оснащено лебедкой с усилием 6 т и тросом 30-35м длиной. По заказу машина может быть укомплектована сварочным оборудованием.

ВЕЗДЕХОДНАЯ ПЛАВАЮЩАЯ ПОЖАРНАЯ МАШИНА “ВЕТЛУГА”

autowp.ru_gaz_5903v_-vetluga-_1Система мобильная многоствольная импульсного порошкового пожаротушения “Ветлуга”

  • Состояние в эксплуатации с начала 90-х годов
  • Разработчик КБ ГАЗ
  • Изготовитель АО ГАЗ
  • Производство серия
  • База БТР-80
  • Колесная формула 8×8
  • Боевая масса, т 14,5
  • Длина, мм 7800
  • Ширина, мм 2900
  • Высота, мм . 2700
  • Клиренс, мм . 475
  • Ср. уд. давл. на грунт, кг/см #178; . 1,77-3,09
  • Тип двигателя . дизель KAMA3-7403
  • Максимальная мощность, л.с 260
  • Удельная мощность, л. с./т . 17,9
  • Максимальная скорость, км/ч . 80
  • Скорость на плаву, км/ч 9
  • Запас хода, км 600
  • Преодолеваемые препятствия:
  • – подъем, град 30
  • – крен, град 25
  • – ров, м . 2,0
  • – стенка, м 0,5
  • – брод, м плавает

Дополнительные сведения: Создана на базе бронетранспортера БТР-80. Машина оснащена 22-ствольной реактивной установкой импульсного пожаротушения, количество зарядов 44. На “Ветлуге” также имеется лебедка с усилием на крюке 4400-6000 кгс, водоотливная система производительностью 1000 л/мин., дальность действия средств пожаротушения 50-300м. Предполагается использовать при тушении пожаров на нефтяных и газовых месторождениях.

ГАЗ-5903 “Ветлуга” . Радует хромированная защита от ожогов на глушителе, да и вообще вся концепция пожарного БТР-а

По материалам Ильи Белоуса и Кирилла Рябова подготовил Макс Елев