Подзатыльник из Страсбурга (ФОТО)

Европейский суд по правам человека пошатнул антисоветскую идеологию литовских властей.

Решение Большой палаты судей Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), вынесенное в конце октября, признает: борьба советской власти с националистами-партизанами в послевоенной Литве не имеет ничего общего с геноцидом.

Узнав об этом, литовские историки, юристы и политики нервно заерзали. Ведь именно на этом последние 20 лет держалась вся государственная идеология современной Литвы: Советы оккупировали Прибалтику, литовские партизаны — так называемые «лесные братья» — отстаивали независимость, а правоохранительные органы СССР, боровшиеся с националистами, занимались ничем иным, как «геноцидом».

Под этот упрощенный лубок причесывают историю, замалчивают одни факты, выпячивают и передергивают другие.

Самое отвратительное — наряду с героизацией националистов в Литве развернута настоящая уголовная травля советских ветеранов, которым сейчас более 80 лет. Их судят, требуют выплаты неподъемных компенсаций…

На деле литовцам хорошо известно, что героизм «братьев» сильно преувеличен. Они избегали прямых столкновений с армейскими и спецподразделениями, зато счет истребленного «партизанами» мирного населения идет на 25 тысяч человек, 23 тысячи из которых — свои же, литовцы. Но официальная пропаганда Вильнюса об этом умалчивает, а за публичное отрицание советской агрессии в Литве предусмотрено уголовное наказание.

Так что политики, ученые и «прогрессивная» общественность Литвы говорит лишь о «геноциде». Причем, к нему литовский УК приравнивает даже единичные факты участия в перестрелках, стычках, облавах на «лесных братьев», оперативную деятельность.

По обвинению в таком «геноциде» и пострадал 85-летний ветеран Витаутас Василяускас. В 1953 году он участвовал в одной из операций против вооруженных лесных бандитов. А в 2004-м бывшего советского офицера приговорили к 4 годам лишения свободы. Лишь в силу возраста и неважного здоровья Василяускаса освободили от отбытия наказания. Потом были еще гражданские иски, новое уголовное дело. Несколько лет Василяускас потратил на тяжбы в Литве, дошел до Верховного суда, а когда и это оказалось бесполезным, обратился в Страсбург. И вот вердикт ЕСПЧ.

Преследуя ветерана, Вильнюс грубо нарушил международное и европейское право. Ибо в Конвенции о правах человека сказано: никто не может быть осужден за деяния, которые на момент совершения не считались преступлениями. В официальном сообщении на сайте суда горько поиронизировали: в 1953 году Василяускас «даже с помощью адвоката» не мог предполагать, что борьба c партизанами является геноцидом литовцев.

На деле литовцам хорошо известно, что героизм «братьев» сильно преувеличен

Но главное, что в Страсбурге поставили под сомнение столпы современной вильнюсской пропаганды, которая утверждает: раз «партизаны» были литовцами, значит, советская власть уничтожала литовцев как нацию. В решении суда подчеркнуто, что ему не хватает «исторических и фактических данных о том, как партизаны представляли литовскую нацию». В Страсбурге «лесных братьев» справедливо посчитали вооруженными группами, которые преследовали политические цели. Что же до сравнений с геноцидом, то его определение четко закреплено в Конвенции ООН 1948 года, — массовые преступления «по национальному, этническому, расовому или религиозному принципу».

В Вильнюсе нервно отреагировали на решение ЕСПЧ. Председатель Конституционного суда Литвы Дайнюс Жалимас, например, считает, что вердикт Страсбурга по делу Василяускаса на другие дела автоматически не распространяется. И посоветовал литовским судам уделять больше внимания доказательству равнозначности геноцида и уничтожения «братьев» как «политической и важнейшей части литовской нации». То есть, гоняйтесь за ветеранами дальше, только формулировки чуть поменяйте.

А экс-председатель Верховного совета Витаутас Ландсбергис заявил, что конвенция ООН, в которой закреплено определение геноцида, в свое время была продавлена Сталиным, а в уголовном кодексе Литвы геноцид трактуется шире. Патриарх литовской демократии договорился даже до того, что нужно бы поставить в Совете Европы вопрос о «некомпетентности ЕСПЧ» в оценках правовой системы Литвы в период «советской оккупации» — якобы у подпольщиков еще в 1949 году существовала своя декларация, которая обещала судить по законам Литвы, а не по международному праву.

Председатель Конституционного суда Литвы Дайнюс Жалимас, например, считает, что вердикт Страстубрга по делу Василяускаса на другие дела автоматически не распространяется 

В Вильнюсе полагают, что ответственность за провал в ЕСПЧ должны взять на себя инстанции, которые плохо подготовились к Страсбургу.

Но в то же время признают, что решение Европейского суда по делу Василяускаса стало болезненным ударом по тщательно выстраиваемой системе оценок недавнего прошлого. К тому же теперь получается, что любой, кого литовская Фемида возьмет в оборот за участие в облаве на «лесных братьев», пожалуется в Страсбург, и оттуда литовским властям снова прилетит подзатыльник.

…Безусловно, события 1940–50 гг. — трагический период, и оставить бы его для изучения историкам. Но, как видно, литовские власти не собираются отказываться от своей идеологемы. Иначе на кого тогда сваливать свои ошибки и неудачи? Как тогда объяснять простому народу: почему за 50 лет «советской оккупации» население Литвы выросло более чем на миллион человек, а всего за 20 лет свободы на тот же миллион сократилось?


Подзатыльник из Страсбурга (ФОТО)

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: