В засаде у парижского туалета

Всё, что происходит в Турции после трагедии в сирийском небе, всё больше напоминает полную потерю адекватности и чувства собственного достоинства. Со стороны кажется, что это театр двух актёров — Эрдогана и Давутоглу. На деле же они переносят свои комплексы и совершенную дикую неконтролируемую агрессию на всё государство, инфицируя власть на всех её уровнях.

В засаде у парижского туалетаСначала мы видели что-то очень похожее на шизофрению в заявлениях турецкого руководства. Сразу же после убийства нашего пилота Анкара объявила, что ни за что не станет извиняться, что это мы должны просить у них прощения. Потом, когда Штаты стали медлить с открытой поддержкой, риторика резко изменилась, и Эрдоган чуть ли не клялся, что ни за что не отдал бы приказ сбить самолёт, если бы знал, что он – самолет – русский.

Потом прошел саммит ЕС-Турция, в ходе которого Анкаре пообещали безвизовый режим и кучу денег. А еще НАТО, наконец, всё-таки высказалось о своей полной солидарности. И риторика тут же вернулась к начальному варианту. Да, также Эрдоган пригрозил, что будет считать нападением любой истребитель, который собьют российские ПВО в Сирии, а заявив это, тут же запретил своим летчикам появляться в зоне действия наших зенитных комплексов.

Понимал ли он сам, как жалко это выглядело? Вряд ли. Потому что тогда он не стал бы караулить Путина возле туалета во время Парижского саммита. Присутствовавшие там журналисты отмечают, что турецкий «лидер» вёл себя словно контуженный, несколько раз пытался устроить «засаду», чтобы хоть как-то завязать разговор. Ну что ж, восточная назойливость, за которой следует сочное подхалимство — штука известная, и удивляться тут в принципе нечему.

Что касается Давутоглу, то он за эти дни тоже успел проявить себя как человек исключительно твердого слова. По самолёту вектор его риторики идеально ложился на манёвры шефа, а в плане принятых нами санкций он успел добавить и кое-что от себя. Сперва он всем своим видом показывал, что это полная ерунда, и заверял свысока, что не станет инициировать ответные меры. Однако потом, когда турецкие фуры стали разворачивать на 180 градусов, и бизнесмены задумались, с какой это стати они должны разоряться из-за имперских замашек невменяемого президента, тон резко изменился. Давутоглу стал ныть, что это едва ли не преступление против человечности, а затем пригрозил ответными мерами.

Но это всё — риторика на экспорт. В самой же Турции всё более заметны предпосылки тоталитарного будущего. Если последние месяцы и годы оно надвигалось неотвратимо, но крайне медленно, то сегодня всё резко ускорилось. Уже через два дня после трагедии турецкие спецслужбы арестовали двух известных журналистов, которые опубликовали данные о поставках оружия террористам под «крышей» гуманитарных конвоев. Причем тут даже нельзя провернуть версию о чересчур ретивых сотрудниках госбезопасности, потому что еще летом Эрдоган лично требовал для этих журналистов не только ареста, но и пожизненного заключения.

А еще через пару дней «взяли» полковника и двух генералов, которые, по некоторым данным, посмели задержать военный груз, направлявшийся к боевикам ИГИЛ. Разумеется, по старой доброй турецкой традиции, их обвинили в подготовке переворота и терроризме, хотя, по сути, именно на пути террористов они и встали.

Но арест даёт хоть какую-то надежду, поэтому применяется он не всегда. Давний противник Эрдогана Тахир Эльчи был убит прямо в тот момент, когда он зачитывал обращение к прессе. И тут же это спихнули на курдов, защитником которых он оставался до самого конца, несмотря на угрозы со стороны турецких националистов.

Хотя, конечно же, убили его не они. Тут явно чувствуется рука турецкого МИТ, зловещей тайной полиции, созданной в своё время организаторами армянского геноцида. Убийства неудобных общественных деятелей всё больше входят в её арсенал. Так, прошлой осенью была ликвидирована Серена Шим, писавшая о связях ИГИЛ с турецкими военными. Сначала ей угрожали, а затем она погибла в ДТП, которого просто не могло быть в то время на той дороге.

Но такие меры — всё-таки крайние. Благо, что турецкие законы позволяют давить оппонентов действующей власти по всем фронтам. А Эрдоган не брезгует «воевать» даже с детьми. Всего несколько недель назад турецкая прокуратура заключила под стражу двух подростков 12-ти и 13-ти лет за то, что те посмели сорвать президентский плакат. Тут же последовало обвинение в оскорблении главы государства, которое предполагает тюремный срок до 4-х лет.

Всего за последние полтора года дела по этой статье были возбуждены более чем на двухсот человек. К слову, именно эту страну зовут в Евросоюз, в то время как Россия, где можно болтать что угодно и выливать ушаты помоев на кого хочешь, регулярно критикуется за «отсутствие свободы слова». Вот в Турции она есть. Это наглядно доказал никому неизвестный доселе турецкий врач Бильгин Чифтчи, который «поделился» в «твиттере» картинкой, где персонаж кинофильма «Властелин колец» соседствует со снимками Эрдогана. Итог — моментальное увольнение и дело в суде. Если вину врача докажут, то он получит два года тюремного заключения.

Казалось бы, всё это похоже на плохой анекдот. Но смешного тут ничего нет, потому что такие дела идут рука об руку с гибелью тысяч людей. Их может внезапно сбить машина, застрелить дежурный «боевик РПК», либо военный, если речь идет о районах, населенных курдами. Они могут просто исчезнуть, либо «случайно» оказаться в районе Мосула с отрезанной головой.

Всё это — политика государства, тот путь, с которого уже невозможно свернуть, и по которому нынешняя власть будет идти до конца. Передел ближневосточных границ становится слишком очевидной перспективой, и Эрдоган прекрасно помнит, когда и при каких обстоятельствах Турция получила нынешние контуры. Он хочет, чтобы в решающий момент, в стране был железный порядок. На деле — это лишь приближает момент острейшего кризиса, который вполне может привести к гражданской войне. И то, что выбранный курс «эрдоганизирует» Турцию, выбивая последние кирпичики из правового светского фундамента — делает её будущий характер еще более жестоким.

Николай Севостьянов
Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: