В эфир вышел фильм «Миропорядок», посвященный современным проблемам международных отношений. В нем присутствуют врезки из интервью с Владимиром Путиным. И российскому президенту есть, что сказать.
Фильм Владимира Соловьёва на канале "Вести" Куда стремится мир? Что ждет всех нас? В каком будущем окажутся наши дети? В поисках ответа на эти вопросы авторы документального фильма "Миропорядок" обратились к самым влиятельным политикам, философам, режиссерам, финансистам всего мира. В центре внимания - интервью Владимира Соловьева, взятые у одного из главных действующих лиц современной мировой политики - президента России Владимира Путина. "После пресс-конференции Владимир Владимирович Путин вернулся в свою резиденцию, где его ожидали мы. Наша группа уже несколько месяцев работала над фильмом о новом миропорядке, о том, куда стремится мир, о том, что ждет всех нас, в каком будущем окажутся наши дети, — рассказывает создатель фильма Владимир Соловьев. — Чтобы узнать ответы на эти вопросы, мы объездили много стран, беседовали с разными политическими лидерами. Но принципиально важным было получить возможность побеседовать с президентом России. Было несколько интервью – объемных, очень эмоциональных, непростых. Непростых – потому что за три месяца, прошедших между началом проекта и моментом его завершения, произошло столько событий, сколько подчас не наберется и за 30 лет истории. Посмотрите этот фильм, я думаю, вам будет интересно. Посмотрите этот фильм, потому что мы говорим о будущем. Посмотрите этот фильм, потому что люди, которых вы увидите, не каждый день появляются на экране. Посмотрите этот фильм. Вам будет о чем подумать".
С точки зрения внешней политики 2015 год стал куда более выгодным для России, чем 2014.
В фильме «миропорядок» Владимир Путин фактически рассказал о проблемах, которые, по его мнению, России придется решать в следующем, 2016 году. Так, многие СМИ поставили в заголовки статьи фразу Путина том, что позиция коллективного Запада по Украине «связана с попыткой помешать воссозданию Советского Союза». Очень двусмысленное заявление, если читать его вот так, в урезанном виде. На деле же российский президент говорил о том, что у Запада есть ничем не оправданная фобия, которую США и ЕС ставят во главе своей политики. «Даже сама это гипотетическая возможность, видимо, и не дает как следует хорошо и глубоко спать нашим партнерам, – заявил Путин. – Никто не хочет нам верить, что у нас нет цели воссоздать Советский Союз». На сегодняшний день возрождение Союза невозможно, даже в урезанном виде. В лучшем случае речь может пойти лишь об углублении экономической интеграции в рамках Евразийского союза с выходом (в далекой перспективе) на какую-то общую внешнюю политику. Сейчас же у Москвы нет таких ресурсов для того, чтобы по примеру СССР проводить глобальную инициативную внешнюю политику во всех уголках земного шара. Да и в общем-то полюс силы масштаба СССР сейчас не нужен – мир идет в сторону регионализации, и новая система международной безопасности будет строиться не на бипорярном противостоянии, а на «концерте» держав. И если кто-то из этого концерта будет играть слишком громко, все остальные объединяться для того, чтобы его немножко приглушить, до уровня других участников концерта.
По словам президента, одной из проблем российской политики является отсутствие у европейцев суверенитета. «Мы не ждем от наших партнеров в Европе, что они откажутся от своей евроатлантической ориентации. Но я думаю, что было бы правильно, чтобы наши партнеры в Европе не отказывались от этого, все-таки принимали участие хотя бы в выработке решений. А не просто брали под козырек каждый раз, когда даются указания откуда-то из-за океана», – заявил Путин. Ни для кого не секрет, что Россия очень давно пытается оторвать Европу от Соединенных Штатов, выстраивать с ней двусторонние отношения (например, Кремль предлагал Брюсселю создать единую систему безопасности от Лиссабона до Владивостока). Каждый раз эти попытки оканчивались неудачно, во многом из-за недоверия к России, а также жесткой привязки Евросоюза к Соединенным Штатам экономически, культурно и политически. Вашингтон рассматривает трансатлантические отношения как один из важнейших своих активов, поэтому подавляет даже малейшие проявления Фронды в рядах европейских политиков. Зачастую через подковерные переговоры, но в последнее время все чаще через открытые угрозы (включая использование санкций против европейских банков как элемент шантажа). В Евросоюзе многие недовольны такими угрозами, считают собственных политиков (слабость которых является еще одной проблемой Еврсооюза) неспособными их парировать – однако на сегодняшний день ЕС ничего не может им противопоставить. Завтра тоже не сможет. А вот послезавтра (особенно если в России будет правильно разыграна карта борьбы с ИГ, в которой Москва играет ведущую роль) возможны будут какие-то сепаратные российско-европейские переговоры по выходу из двустороннего политического кризиса.
Если кто-то из СМИ писал об украинской части путинского выступления, то тут в заголовок ставили фразу Путина о намерении защищать пророссийских жителей Украины. «Мы не можем отдать на съедение националистам тех людей, которые на юго-востоке страны проживают. И не только русских, но и русскоязычное население, которое ориентируется на Россию», – заявил президент. Некоторые политики в Киеве расценили это чуть ли не как угрозу Кремля ввести войска на Украину, однако президент, скорее всего, имел в виду приверженность России Минским соглашениям. В этих соглашениях есть все необходимое для защиты русскоязычного населения от произвола захвативших власть националистов, и прежде всего предполагаемая федерализация. О ней, кстати, говорил и Джо Байден, выступавший с трибуны Верховной Рады. Вряд ли, конечно, американцы реально помогут России принудить украинские власти начать эту федерализацию и исполнять минские соглашения, однако Кремль продолжит гнуть свою линию.
Владимир Путин вообще дал понять, что России категорически не нравится происходящая на Украине деградация – не только идеологическая, но также политическая и экономическая. «Страну поставили под внешнее управление, привезли туда всех ключевых управленцев из соседних стран, из-за океана. Жизненный уровень катастрофически падает, ВВП страны сократилось на порядок. Происходит полная деиндустриалиазация Украины, – заявил президент. – Ракетостроение, космос, авиастроение, судостроение, микроэлектроника, развитие науки, образование, где это все? Деградируют». Да, конечно, это не дело российского президента – Украина считает себя свободной страной, и имеет право делать что угодно как со своим экономическим, так и с политическим статусом. Но если она тем самым наносит урон России, то Москва как свободное и суверенное государство тоже имеет право поступать так, как считает нужным. В данном случае Путин, вероятно, озаботился схлопыванием украинской экономики потому, что это станет российской проблемой. В Москву, а не в ЕС (где украинцам если и дадут безвизовый режим, то лишь в грузинском варианте – без права работать) потекут украинские трудовые мигранты. И именно Москве придется восстанавливать Украину после ее псевдодемократического эксперимента.
Геворг Мирзаян
Специально для «РУССКОЙ СИЛЫ» подготовил Макс Елев