Однобокая скорбь: кто поплачет по расстрелянной Нигерии?

30 января в Нигерии боевики запрещенной в РФ террористической группировки «Боко Харам» убили 86 человек. Террористы приехали в деревню Далори на грузовиках и мотоциклах и начали расправу. Они бросали в окна бутылки с зажигательной смесью, а тех, кто пытался спастись из горящих домов, – хладнокровно расстреливали. Тех, кто, спасаясь, успел убежать в соседнюю деревню, подорвали три смертницы.

Кровавая бойня продолжалась около четырех часов. Ее итоги – 86 убитых, десятки раненых. Чьи-то дети, матери, отцы. Все они хотели быть счастливыми и так страшно умерли.

Такая трагедия должна была всколыхнуть людей по всему миру. Корреспондент Федерального агентства новостей пришел к посольству африканской страны, чтобы возложить цветы в знак памяти и скорби.

Его букет оказался единственным у дверей посольства.

Москва слезам не верит?

Тверскую заметает холодный снег. Магазин цветов расположен совсем близко от посольства. Девушка за прилавком приветливо улыбнулась и предложила свою помощь.

После того как я попросил две розы, улыбка сошла с ее лица.

– У вас скорбный случай, да?

– Не у меня лично. Произошел теракт в Нигерии. Погибло 86 человек.

– Опять теракт? – всплеснула руками продавщица. – Какой ужас. Когда же они успокоятся?! Я не знала об этом. Что-то прослушала…

У посольства Нигерии нет скорбящих лиц. Нет ни букетов, ни свечек, ни игрушек.

Средних лет нигериец подходит к зданию посольства. Заметив, что я не захожу внутрь, указывает мне на домофон: «Позвонить тут». Я объясняю, что мне не нужно заходить внутрь, что в его стране случился теракт и погибли люди.

– Когда? – спрашивает африканец.

– На выходных, – отвечаю я.

Ничего не ответив, мой случайный собеседник заходит внутрь посольства.

Сломанная связь

Неужто мы все проспали? Проотдыхали? «Прослушали», как та продавщица цветов? Спросите ваших друзей и знакомых: знают ли они о субботней трагедии в Нигерии?

Не знают. Потому что об этом не говорят в новостях. О Париже – говорят. О «Шарли Эбдо» – пишут. Из Кельна разве что прямого репортажа не вели. Кадры с мест событий, живые натуралистичные подробности, интервью с десятками очевидцев. И снова кадры, кадры, кадры. Это в Европе. В двухсотмиллионной Нигерии будто и не живет никто.

Когда человек видит на экране людскую боль – он ей сопереживает. Таков биологический механизм: обратная нейронная связь. Потом он несет плюшевых мишек к французскому посольству, ставит на аватар в фейсбуке флажок Франции, любезно предложенный Цукербергом, и грустно пишет: «Je suis Paris».

Если же говорится о теракте где-нибудь в Ираке или Пакистане, то это подается безо всяких «флажков» и «мишек». Сухо и скупо – точно речь идет о загубленном урожае кукурузы. «Погибло столько-то, и столько-то ранено. Вернемся к прогнозу погоды».

Все. Обратная связь не работает. Равнодушной информации нельзя сопереживать.

Мертвые цифры

Что ж, вот сухая и скупая статистика. В 2014 году общее число погибших от терактов в мире – 32.700 человек. Больше трех четвертей всех жертв пришлось на пять стран: Ирак, Афганистан, Сирия, Нигерия, Пакистан. Общее число терактов – 13,5 тысяч.

А вот лишь часть террористической хроники за прошлый год.

Апрель 2015-го, Кения. Террористы совершают атаку на университет в городе Гарисса. Гибнет 147 человек, 79 студентов ранено. Нападающие отпускают мусульман и расстреливают христиан.

Ноябрь 2015-го, Нигерия. Двойной теракт в городе Йола: террорист приводит в действие взрывное устройство у мечети, погибает 32 человека. А на следующий день две смертницы взрывают себя на рынке – еще 50 смертей.

Отдельно об Ираке. 22 июля 2015 года – рядом с рынком на юго-западе Багдада взорван автомобиль, гибнет восемь человек. В тот же день – теракт на северо-востоке столицы, восемь человек погибло и 22 получили ранения. 24 июля – террористы таранят армейские блокпосты двумя машинами с взрывчаткой: взрыв уносит жизни 21 иракца. 25 июля – взрывы в бассейне: 12 человек погибло, 45 ранено. 29 июля – боевики на вездеходах давят военных, охранявших университет Анбара: 12 военнослужащих погибло, восемь ранено.

И это только одна неделя, тогда как теракты в Ираке происходят круглый год. Но нет ни активного освещения этих ужасов в СМИ, ни заявлений официальных лиц, ни тегов в соцсетях в духе «Je suis l’Irak».

Такое равнодушие возмутило жителей Африки. «Пожалуйста, поделитесь этим. Мертвы. Студенты. Кения. Они не рисовали оскорбительных карикатур. Они просто дети в Африке, так кого это волнует?» – пишет в своем фэйсбуке южноафриканский музыкант KwestaDaKAR.

Вычеркнутые люди

Перед нами новая форма расизма. Теперь людей делят не по цвету кожи, а по тому, какие ценности они исповедуют. Есть Правильные Западные Ценности, провозглашенные еще во время Французской революции: Liberté, Égalité, Fraternité (Свобода, равенство, братство, — прим. ФАН). Они прекрасны. Но считает ли Западный мир братьями погибших на улицах, рынках и площадях Ближнего Востока? Считает ли сестрами похищенных нигерийских девушек? Считает ли равными себе людей, у которых другое ощущение мира вокруг себя?

Нисколько. «Владельцы дискурса» не считают нужным показывать смерть этих «второсортных» в глобальной медиакартинке. А раз так, то стоит ли западному бюргеру тратить свое сострадание на тех, кому не нашлось места в массовом сознании? На тех, кого, с точки зрения масс-медиа, попросту нет?

Поэтому нет и флешмобов в их поддержку, нет фотографий. Миллиарды людей словно вычеркнуты из полотна реальности. Или хлеще того: их мучениям находится оправдание.

Вот «человек в рясе» Яков Кротов прямо так и заявляет: «Когда убивают людей в России, Пакистане, Нигерии – что мы о них знаем? В лучшем случае – что это обыватели, которые старались не высовываться, били своих жен, пилили своих мужей. В худшем – что это боевые муравьи, которые мечтали бы закатать весь мир в асфальт».

Вот так. Не люди, а муравьи. Давить их надо.

Нельзя молчать

И все же самое удивительное то, что мы, в России, сострадаем тем, кто в аналогичной ситуации о нас даже не вспомнит. С точки зрения «Золотого миллиарда», мы находимся там же, где и Нигерия, – в «ценностном небытии». Мы для них – «люди второго сорта». Плакать о нас Запад не будет. Не плакал ведь он, когда на скалы Синая упал наш А321, – это стало только нашей болью.

Нельзя молчать. Нужно говорить о смертях в Нигерии. О взрывах в Пакистане. О работорговле в Сомали. Трубить на телеканалах, в Интернете и по радио. И начать это должна наша страна: больше некому.

Все мы равны – перед Богом, перед смертью. Если не понять этого сейчас – вскоре будет поздно.

Герман Парло

http://riafan.ru/499825-odnobokaya-skorb-kto-poplachet-po-rasstrelyannoj-nigerii

http://cont.ws/post/192947

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: