Турция последовательно обзаводится технологиями создания ядерного оружия

Немецкая газета «Die Welt» обратилась к теме разведывательной деятельности Федеральной разведслужбы Германии (BND) по отношению к Турции. Газета опубликовала статью журналиста Ханса Рюле, который в 1982-1988 гг. являлся главой Департамента планирования Министерства обороны ФРГ. По утверждению автора статьи, легитимность действиям BND придают ядерные амбиции Турции.

Есть одна причина, которая делает Анкару легитимной целью BND. Так, за последнее время, как отмечают в спецслужбе, у них увеличилось число косвенных свидетельств того, что турецкий премьер Эрдоган хочет вооружить свою страну ядерным оружием.

Примером для стратегии турок, по всей видимости, является Иран, разрабатывающий ядерное оружие тайно и под прикрытием мирной атомной программы. В последние годы Турция по иранскому примеру также развернула масштабную мирную атомную программу. Официальное объяснение: растущей турецкой экономике требуется большее количество электроэнергии.

«В 2011 году Анкара заключила контракт с российским «Росатомом» на сумму в 15 млрд. долларов на строительство большого реакторного комплекса на берегу Средиземного моря всего в 300 км от курортной Антальи. Двумя годами позже аналогичное соглашение на сумму уже в 17 млрд. долларов было заключено с японско-французским консорциумом. Однако наибольший интерес представляют не сами контракты, а то, что в них не написано, — рассказывает автор. — Обычно, когда компании строят водяные реакторы, они дают обязательство соответствующему правительству эксплуатировать этот реактор на протяжении 60 лет, а также предоставлять уран и вывозить отработанное топливо с АЭС».

И российский «Росатом», и японско-французский консорциум, продолжает Рюле, «предлагали это турецкой стороне, однако Турция в обоих случаях отказалась фиксировать в контракте поставку и выгрузку ядерного топлива, настояв на том, что стороны урегулируют этот вопрос отдельно позднее».

«Разгадать скрытое за всем этим намерение не сложно, — уверен журналист: — Турецкое руководство хочет оставить в своих руках эти элементы атомной программы, поскольку они имеют решающее значение для государства, желающего получить ядерное оружие».

Ещё одна проблема — топливные стержни: Турция, по всей вероятности, не хочет прощаться с ними. «Единственное логическое объяснение этому: Турция готовится к созданию плутониевой бомбы». И получить её можно как раз с помощью АЭС: в отработанных топливных стержнях содержится примерно 90% радиоактивных отходов, 9% загрязненного урана и 1% загрязненного плутония. В свою очередь, установку, с помощью которой можно будет выделить высокорадиоактивное вещество из стержней, можно построить всего за полгода. По размерам же эта установка будет нисколько не больше обычного офисного здания. «Все эти дырки в контрактах открывают Анкаре путь для создания собственной бомбы», — констатирует журналист.

По данным, содержащимся в специальном информационном бюллетене всё той же BND, представленном ограниченному кругу лиц в Германии, Эрдоган отдал распоряжение о создании установок для обогащения урана еще в 2010 году. По другим данным, Турция уже располагает достаточно большим количеством подобных центрифуг, которые она, предположительно, получила от Пакистана.

Ещё одним важным доказательством в этой цепи, как говорится далее, является турецкая ракетная программа: «Ещё с середины 80-х годов ХХ века Турция разрабатывает ракеты малой дальности, однако этого ей показалось мало, и в декабре 2011 года турецкий премьер-министр поручил турецкому военно-промышленному комплексу создание ракет большой дальности». Уже в 2012 году Турция провела испытания ракет дальностью в 1500 км, к 2015 году должны быть разработаны ракеты с дальностью полета в 2,5 тыс. км. «Программа по созданию ракет — ещё один признак того, что в стране действует программа по разработке ядерного оружия», — подчеркивает Рюле.

Как добавляет издание, вполне вписываются в общую картину и высказывания некоторых турецких политиков. Так, в августе 2011 года посол Турции в США Намик Тан заявил, что «Турция не может допустить того, что Иран будет обладать ядерным оружием». А спустя два года турецкий президент Абдулла Гюль уточнил это высказывание. В частности, Гюль отметил в своем интервью изданию «Foreign Affairs», что «Турция не допустит того, что у соседнего государства будет оружие, какого нет у Турции».

Наше время:

Сейчас нет никаких признаков того, что Турция намерена создать ядерное оружие, но она довольно легко может приобрести «статус» «порогового» государства. Вместе с тем, при первой же «заявке» Турции о данных намерениях или, при первых же подозрениях, Турция окажется за пределами НАТО, и ее отношения с Европейским Союзом будут пересмотрены. Не говоря уже о позиции США, которые отреагируют более чем решительно.

Пример Ирана, который оказался в сильной международной изоляции, должен стать поучительным для Турции, если она намеревается создать ядерное оружие.

Имеются наиболее оригинальные эксперты, которые уверены в том, что Турция, как другие государства Ближнего Востока, по примеру Пакистана имеет намерения стать ядерным государством. Этот вопрос обсуждается уже довольно откровенно в самых респектабельных аналитических кругах.

Тем не менее, Турция признана в мире как «пороговая страна» и способна приступить к созданию ядерного оружия. Но, так или иначе, развитие ядерного потенциала Турции во многом зависит от сотрудничества с Россией, которая приступает к сооружению атомной электростанции в Мерсине мощностью а 6000 мВт, что изменит ядерно-экономическую ситуацию в регионе.

Ждём-с?


Источник

http://cont.ws/post/198057

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: