Мысли на тему “Встреча на Кубе. Уроки истории”

Уважаемая Татьяна,

решила написать Вам некоторые соображения по мотивам Вашей статьи “Встреча на Кубе. Уроки истории”.

Я различаю веру в Бога и принадлежность к какой-либо определенной религиозной конфессии, что, я надеюсь, дает мне возможность взглянуть на состоявшуюся встречу Патриарха и Папы несколько со стороны и постараться сохранить объективность при обсуждении этой темы.

В любой религии можно различить три составных части-функции: поддержка людей в их духовных исканиях на пути к Богу, взаимопомощь приверженцев веры в земных и духовных делах и управление. И, как мы знаем из истории, в разных религиях всегда возникал большой, порой непреодолимый искус подчинить две первые функции последней, то есть вполне земному управлению и сопутствующему манипулированию. Раскол 1054 года в христианстве, прикрытый богословскими рассуждениями, по сути был связан с решением вопроса, кто главный и как должна выглядеть иерархия внутрицерковного подчинения. То есть, это был вопрос о власти, который стал насущным в эпоху Вселенских Соборов.

Основными камнями преткновения стали темы признания Папы Римского наместником божиим на Земле (якобы потому что Христос завещал свое учение Петру, погибшему в Риме, где поэтому теперь находятся ключи от небес), из чего следовал догмат о главенстве и непогрешимости Папы. С точки зрения части церкви, которую в настоящий момент мы знаем, как Православную, это было узурпацией, присвоением полномочий, ересью и опасным соблазном. Не буду здесь углубляться в историю как Католицизма, так и Православия, я не специалист по этим темам, сделаю лишь несколько умозаключений.

Поскольку Католическая церковь в этой ереси не призналась и за прошедшие 1000 лет не раскаялась, все, вроде как, остались при своем мнении, и католицизм с точки зрения Православия ересью и остается. В то же время, поскольку Папа пребывает в ранге наместника Бога, с точки зрения католиков он – самый главный среди христиан, и любая церковь, вступающая с ним в диалог и подписывающая какие-либо бумаги, автоматически по умолчанию признает статус Папы и также, вместе со статусом, соответственно соглашается и на его главенство. На выходе получается, что декларация может явиться “ногой в дверях”, подписана на католических условиях, и, таким образом, сделан первый шажок по инструкциям “окон Овертона” на пути признания Папы главой всех христиан. Поскольку Православная Церковь тесным образом связана с русской цивилизацией и часто представляет себя как ее стержень, автоматически возникают вопросы, как это в дальнейшем может сказаться на суверенитете России? Мы знаем о многочисленных попытках Католицизма перехватить управление на наших обширных землях (к примеру, хотя бы история смутного времени, униаты и т.д.). Интересно, что не так давно, в апреле 2015 года произошла еще одно уникальное событие: Папа Римский Франциск в Ватикане принимал делегацию Конференции раввинов Европы, инициатором встречи выступил главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт. У иудеев на главенство Папы есть иммунитет, поскольку глава Римской Католической Церкви представлен как наместник Христа, которого иудеи не признают, зато христиане признают близкий к Торе Ветхий Завет, дающий повод к поиску общих корней. То есть, события говорят о шагах, предпринятых в сторону сближения и объединения позиций различных “авраамических” религий и церквей, но, правда, я пока не заметила включение в эту группу представителей Ислама. Слухи о попытках сформировать ойкуменческую религию ходят давно. Хорошо это ли плохо, опять упирается в пресловутую тему управления и зависит от того, с какими целями эти идеи продвигаются.

Конечно, хотелось бы верить в искренность и доброту всех сторон. Вспомнить стишки из 60-х: “Дорогой товарищ Тито (Папа)! Ты теперь – нам друг и брат! Как сказал Хрущев Никита, ты ни в чем не виноват!”. Но у нас есть недавний тяжелый опыт 90-х, когда многие граждане нашей страны излишне уверовали в добросердечные намерения “цивилизованной” части человечества, после чего и ложечка не нашлась, и осадочек остался.

Представляется, что для глав христианских церквей, волнующихся за судьбу христиан и христианских святынь на Ближнем Востоке и благополучие Евразии, имело бы смысл искать “исторического свидания” со здоровыми силами в Исламе, способными повлиять на своих распоясавшихся единоверцев. Хотя бы для того, чтобы на фоне демонизации Ислама уже состоявшиеся встречи не вызывали подозрений, что это – попытка организовать “дружбу против”. Не хотелось бы, чтобы РПЦ, например, через совместные декларации и “протоколы о намерениях” оказалась постепенно втянутой в решение внутриевропейских межконфессиональных проблем на стороне Ватикана. Мне представляется, что русским православным важнее сберегать дружбу с русскими мусульманами, придерживаясь общей, сложившейся за сотни лет совместного проживания этики и идей справедливости. А другие “божьи люди” пусть сами к нам подтягиваются.

С уважением, Ольга

http://pravosudija.net/article/mysli-na-temu-vstrecha-na-kube-uroki-istorii