Россия обкатала в Сирии интересные новинки электроники
Как действует на поле боя танк или самолет, понятно многим. Другое дело – радиоэлектронная борьба.
Что такое РЭБ?
Радиоэлектронная борьба (РЭБ) – воздействие радиопомехами на системы управления, связи и разведки противника, а также защита своих систем от аналогичных воздействий.
К примеру – срыв работы радиолокационных станций (РЛС) противника. Эти станции днем и ночью в любую погоду ведут наблюдение за воздушным пространством. Они обнаруживают объекты в воздухе, определяют их характеристики, государственную принадлежность и вместе с текущими координатами передают эти данные на командные пункты, где может быть принято решение сбить объект.
Этот поединок и называется «радиоэлектронная борьба». В западных странах принят еще более радикальный термин – «радиоэлектронная война».
Когда это появилось?
В России датой рождения РЭБ принято считать 15 апреля 1904 года, когда русские радиостанции поставили помехи японским радистам, пытавшимся корректировать стрельбу своих броненосных крейсеров по крепости Порт-Артур. Это был первый случай боевого применения методов РЭБ в мировой истории. Тогда неприятелем выпущено более 60 снарядов большого калибра, и при этом не было ни одного попадания в наши суда.
Задачи радиоэлектронной борьбы в тот период решались довольно просто, потому что радиостанции, которые использовались и в русском, и в японском флоте, были примерно однотипными, с искровыми передатчиками. Поэтому было несложно подавлять сообщения «большой искрой», то есть более мощным сигналом своего передатчика.
Как выглядят средства РЭБ и как работает боевой радиоэлектронный комплекс мы уже публиковали.
В Сирии, в зоне действия российской войсковой группировки, «ослепли натовские радары, нарушена работа электронных систем наведения, установлены помехи спутниковой съемке». Американские войска, расположенные в регионе, и их натовские союзники «ослепли и оглохли на земле, в воздухе и в космосе – в «пузыре» диаметром около 600 километров». Об этом сообщало англоязычное издание Daily OSNet со ссылкой на главнокомандующего объединенными силами НАТО в Европе, американского генерала Филиппа Бридлава.
Бридлав уже и раньше говорил об «умопомрачительных» возможностях российских средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и «способности русских создавать обширные районы А2/AD». Это районы (по-английски – anti-access/area denial), в которых российские войсковые группировки способны одновременно обеспечить: а) гарантированный запрет доступа любому противнику в зону своего действия + б) запрет на любое противодействие применению собственного оружия в этой зоне. Такие запретные «пузыри», по словам Бридлава, Россия уже «надула» над Черным морем, опираясь на свои крымские базы, и над Балтийским – опираясь на Калининградский эксклав. Теперь такой же пузырь, диаметром примерно в 600 км., создан нами и над Сирией.
Что же представляют из себя эти зоны и какими средствами достигается в них нужный запретный эффект?
Если «русский пузырь» в Сирии, по славам Бридлава, имеет диаметр 600 км., то общая площадь запретного района достигает огромной величины в 282 600 квадратных километров. Но откуда взялась эта цифра – 600 км.? Скорее всего, НАТОвский генерал просто взял за основу максимальную дальность действия знаменитого российского комплекса ПВО С-300 (она составляет 300 км.) и нашего новейшего комплекса РЭБ «Красуха», который, если судить по данным открытых источников, способен подавить всю вражескую электронику в радиусе тоже до 300 километров.
Впрочем, давайте разберемся поподробнее.
Эшелонированная система противовоздушной обороны, созданная российской группировкой в Сирии, включает в себя:
А) Размещенный на ракетном крейсере «Москва» флотский вариант С-300 «Форт» (64 пусковые установки). Этот комплекс «предназначен для обороны корабельных соединений, крупных промышленных и административных объектов, военных баз и пунктов управления от ударов средств воздушно-космического нападения противника». Он способен поражать «как баллистические, так и аэродинамические цели, в том числе активно маневрирующие и летящие на предельно малых высотах над поверхностью». Дальность действия – от нескольких до 300 километров, в зависимости от типов применяемых зенитных ракет;
Б) Группировку самоходных зенитно-ракетных комплексов «Бук-М2», «предназначенных для борьбы с маневрирующими аэродинамическими целями на малых и средних высотах в условиях интенсивного радиопротиводействия» (дальность до 50 км);
В) Группировку самоходных зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1». Этот ЗРПК «предназначен для ближнего прикрытия гражданских и военных объектов от всех современных и перспективных средств воздушного нападения, наземных и надводных угроз» (дальность до 36 км.)
Все эти средств ПВО приспособлены для включения, в случае необходимости, в единую общую систему с единым управляющим центром, что существенно повышает вероятность поражения всех видов целей.
Плюс к тому на авиабазе под Латакией развернуто звено наших новейших многоцелевых тяжелых сверхманевренных истребителей СУ-30СМ поколения 4+. Эти самолеты «предназначены для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, обеспечения боевых действий других родов авиации, прикрытия наземных войск и объектов, уничтожения десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных и надводных целей». При этом Су-30СМ имеют боевой радиус в 1500 километров.
Таким образом, в небе над Сирией и восточной частью Средиземного моря создана «многослойная» система противовоздушной обороны, гарантирующая уничтожение любых целей – от низколетящих крылатых ракет до баллистических ракет средней дальности – с почти стопроцентной вероятностью.
Теперь о средствах радиоэлектронной борьбы. Эшелонированная система РЭБ, созданная нами в Сирии, может включать в себя:
А) «Витебск». Новейший комплекс индивидуальной защиты летательных аппаратов от любых ПЗРК («Стингер», «Игла» и т.п). На испытаниях этого комплекса был произведен поразительный эксперимент. По неподвижному (!) вертолету Ми-8 – не по макету, а по реальному вертолету – было выпущено более 20 зенитных ракет, но ни одна из них не смогла его поразить. (В интернете, кстати, можно найти впечатляющие видеофрагменты этих испытаний, снятых в инфракрасном спектре).
Б) «Хибины». Это комплекс радиоэлектронного противодействия. Он предназначен для защиты своего летательного аппарата и подавления радиотехнических устройств противника. Может устанавливаться на все типы самолетов, входящих в состав российской авиагруппы. Создан по модульному принципу и способен, в зависимости от необходимости, многократно наращивать свои возможности за счет дополнительных подвесных контейнеров с аппаратурой.
Возможности этого комплекса хорошо иллюстрирует прошлогодний случай с американским эсминцем «Дональд Кук» в Черном море, когда один наш самолет СУ-24М, вооруженный «Хибинами», сумел полностью подавить всю электронную начинку эсминца, превратив его, по сути, в беззащитную плавучую мишень.
В) Станция «Ртуть-Б». Это передвижная наземная станция помех радиовзрывателям боеприпасов. Любой снаряд, любая ракета, оснащенные радиовзрывателями, будут подорваны собственными же взрывателями на границе той области, которую контролирует «Ртуть-Б». Монтируется она на базе БТР-80 и обеспечивает прикрытие командных пунктов, мест скопления войск, ПУ ракет и т.п. Площадь прикрытия одной станции — более 50 гектар. Может работать в движении, прикрывая войсковые колонны на марше.
Г) «Рычаг». Новейший сверхсекретный комплекс радиоэлектронного подавления противника. Подавляет и глушит все средства связи, слежения и управления оружием. Размещается на вертолете Ми-8. Дальность действия — несколько сотен километров, более точные данные отсутствуют.
Д) «Красуха». Это мощнейший комплекс РЭБ, «предназначенный для прикрытия командных пунктов, группировок войск, средств ПВО, важных промышленных и административно-политических объектов». Комплекс анализирует тип сигнала и адресно воздействует на РЛС противника индивидуально подобранным помеховым излучением. Осуществляет подавление спутников-шпионов, наземных радаров и авиационных систем дальнего обнаружения АВАКС Радиус действия – до 300 км. Размещается на 2-3-х машинах. Недавно «Красуха» была замечена в одном из видеосюжетов, снятых российским телевидением на авиабазе Хмеймим под Латакией.
Все ли эти средства РЭБ развернуты нами в Сирии, или только некоторые, можно лишь догадываться. В любом случае, российские возможности в этой области на порядок превышают американские. Наши комплексы способны обеспечить в запретной зоне подавление радиотехнических средств разведки, целеуказания и управления оружием любого противника.
Война в эфире
Высокоскоростной Интернет, защищенная связь, техника, способная развернуть ракету в воздухе или «заглушить» радиоуправляемый фугас, стали главными новинками операции Воздушно-космических сил в Сирии. Командующий американскими войсками в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес охарактеризовал российский потенциал средств связи и радиоэлектронной борьбы как «умопомрачительный».
Российские военные разработки в области радиоэлектронной борьбы (РЭБ) способны сбивать ракеты без единого выстрела, «ослеплять» и «оглушать» любую технику противника и даже возвращать самолеты противника на базу. Такую аппаратуру производит Концерн «Радиоэлектронные технологии» КРЭТ). В этом году он поставил российским войскам высокотехнологичной продукции на 60 млрд рублей. В условиях санкций и экономического давления запада Концерн полностью выполнил обязательства по гособоронзаказу, повысил совокупную выручку на треть по сравнению с прошлым годом, и форсировал собственную программу импортозамещения.
«Силы РЭБ – решающий фактор современной войны, – говорит эксперт в области противоракетных систем Михаил Ходаренок. – Боевая электроника способна выиграть войну еще до ее «официального» начала. Достаточно включить аппаратуру электронного подавления систем наведения, управления, радиолокации и связи противника, и ни одна боевая единица не тронется с места, не сможет отреагировать на обстрел, а значит, будет уничтожена в первые минуты боя».
Войска РЭБ структурно входят в специальные войска вооруженных сил. Их задача – борьба в эфирном пространстве, защита систем управления войсками и вооружениями, нарушение работы систем противника (прежде всего GPS) путем постановок радиоэлектронных помех.
«У нас есть изделия наземной РЭБ, есть и воздушные средства, – сообщил в ходе XIV Отраслевой научно-технической конференции «Российская радиоэлектроника – Новые вызовы и перспективы» в Казани замминистра обороны, отвечающий за ВПК, Юрий Борисов. – Существуют и изделия РЭБ морского базирования, соответствующие мировому уровню».
Он напомнил, что Минобороны ежегодно наращивает объемы закупок средств РЭБ, при этом объем приобретений соответствует потребностям вооруженных сил. По словам Борисова, в рамках действующей госпрограммы вооружения проведен и удачно завершен ряд опытно-конструкторских работ. Оснащенность современными средствами РЭБ, по его словам, сегодня достигает не менее 70%, в ближайшее время составит 90%.
«Шапка-невидимка»
Судить об успехах можно и по отчетам главного производителя боевой электроники – Концерна радиоэлектроники (КРЭТ). В прошлом году он передал военным новейшие образцы техники спецназначения: комплексы «Борисоглебск-2», «Алургит», «Инфауна», «Красуха-2», «Красуха-С4», «Москва-1», «Пародист», «Лорандит-М», «Леер-2», «Леер-3», «Лесочек», «Лесс», «Магний-РЭБ», «Поле-21» и другие. Все они способны не только защитить технику и личный состав от высокоточных ракет и бомб, но и сделать наши войска невидимыми на поле боя.
По словам начальника войск радиоэлектронной борьбы полковника Юрия Ласточкина, «разработанные средства впервые позволяют обеспечить возможность радиоразведки и радиоподавления систем связи коллективного пользования, осуществить возможность скрытого, выборочного по местоположению и системному адресу блокирования абонентских терминалов сотовой связи противника».
«Американцы не начинают ни одной боевой операции без мощного подавления работы радиостанций, командных пунктов, систем ПВО, а также комплексов управления оружием», – говорит Михаил Ходаренок.
По словам эксперта, обкатку Сирией прошли вертолеты, оборудованные системами «Рычаг» и «Президент-С»: средства РЭБ, установленные на Ми-28Н, достаточно легко смогли подавить системы наведения ранних образцов переносных зенитных ракетных комплексов, которыми располагают террористы ИГИЛ (организация запрещена в России), советских ПЗРК «Стрела-2» и «Игла-1», а также китайских HN-5.
Как говорят специалисты, системы РЭБ позволяют в 25–30 раз увеличить живучесть авиации. Истребители Су-35 и фронтовые бомбардировщики Су-34 несли на законцовках крыльев комплексы «Хибины». Колонны автомобилей и бронетехники сопровождали комплексы «Инфауна», способные предотвратить подрыв радиоуправляемых фугасов.
Авиабаза Хмеймим была надежно прикрыта комплексом «Красуха». В войсках идет уже четвертая ее модификация, которую создатели в шутку называют «шапка-невидимка». Комплекс способен лишить авиацию противника возможности ведения радиолокационной разведки и применения высокоточного оружия. «Красуха» обеспечивает радиоэлектронное подавление самолетов, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов: «накрывает» все системы локации противника, и те перестают видеть цели уже за 250 километров.
Связь без брака
«Боевой» Интернет – одно из последних ноу-хау российской армии. Его испытания идут еще с 2012 года. Однако именно в Сирии военные показали его эффективность в области управления штабами и подразделениями на местности в реальном времени. Как говорят в Минобороны, помимо классических каналов связи, должностным лицам доступны современные специализированные электронные коммуникационные сети, позволяющие мгновенно передавать различные текстовые документы, а также фото- и видеофайлы неограниченного объема.
Кроме того, «военный» Интернет позволяет проводить видеосвязь командиров и начальников, находящихся в любой точке, например сеансы видеосвязи с экипажами кораблей, выполняющих задачи в Мировом океане. В Сирии российские военные испытали новейшие образцы аппаратуры цифровой связи, в частности тактические комплексы П-380К и Р-169. При помощи этих и других устройств была обеспечена работа подразделений в едином информационном поле и налажен высокоскоростной «военный» Интернет.
Полевой коммуникатор П-380К позволяет 20 абонентам переговариваться в защищенном режиме, он может подключаться как к другим подобным устройствам для расширения сети, так и к системам связи других видов, например спутниковой. Радиостанция Р-169 «Гранит» обеспечивает закрытую речевую связь. Оба комплекса имеют возможность высокоскоростной передачи данных и защищены от несанкционированного доступа.
И, наконец, о главном.
Могут ли американцы уничтожить этот «российский пузырь»? Конечно, могут. Неприступных и непоражаемых объектов не существует. Дело лишь в цене вопроса.
Так, если взять за исходную точку расчетов официально заявленные нами уровни эффективности российских средств противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы, то для этого США придется создать огромную межвидовую группировку войск. Не имея качественного превосходства, Вашингтон будет вынужден сосредоточить на средиземноморском и ближневосточном театрах военных действий гигантские ресурсы, чтобы обеспечить своим военным подавляющий численный перевес.
А именно – по самым скромным подсчетам – Вашингтону придется развернуть: а) многоцелевую наземную авиационную группировку численностью не менее 300-500 самолетов + б) примерно столько же беспилотных летательных аппаратов различного назначения + в) корабельную ударную группировку в составе не менее одного авианосца и десяти ракетных крейсеров и эсминцев с крылатыми ракетами «Томагавк». К обеспечению боевой устойчивости такой группировки необходимо будет привлечь атомные подводные лодки, силы и средства союзников США по НАТО, одновременно задействовав практически всю военную инфраструктуру НАТО на Ближнем Востоке.
И даже несмотря на это, США должны быть готовы к тому, что в ходе операции, в течение первых же нескольких дней большая часть самолетов и кораблей, которые в ней участвуют, будет уничтожена, а наземная инфраструктура американских и НАТОвских баз в регионе выведена из строя ударами российских «Калибров» из акватории Черного и Каспийского морей.
Помимо того, даже в случае военного успеха, для его закрепления и недопущения восстановления «российского пузыря» Вашингтону потребуется в Сирии кровопролитная наземная, сухопутная операция, сравнимая по своим масштабам с Иракской войной 2003-2011 гг. То есть – введение на территорию Сирии оккупационного корпуса численностью около 250 000 военнослужащих. Прямые финансовые затраты на такую операцию (не считая потерь дорогостоящих самолетов и кораблей в первой фазе борьбы с российской группировкой) за год составят для США не менее 200 млрд. долларов. Человеческие потери, скорее всего, превысят несколько десятков тысяч человек.
Такой масштаб затрат и потерь для Вашингтона категорически неприемлем, даже если не брать в расчет неминуемую эскалацию вооруженного противостояния с Россией на других театрах военных действий, которое с высокой степенью вероятности перерастет в Большую войну и взорвет все нынешние «горячие точки» в Евразии от Украины до Южно-Китайского моря.
А потому военного решения «российской проблемы» в Сирии ни для США, ни для НАТО в целом, не существует. Даже небольшая наша группировка, размещенная в Тартусе и Латакии, им явно не по зубам. Сирийская операция Кремля на глазах всего «мирового сообщества» смачно вбила осиновый кол в миф о военном всемогуществе Запада, в могилу американского «мирового жандарма».
Сколько систем нужно армии, чтобы достойно держать удар, – военная тайна. В КРЭТ говорят, что только одних комплексов «Ртуть» армии нужно более 100 единиц. Потребность в других системах РЭБ также оценивается в сотнях штук. «РЭБ уже показала себя как неотъемлемая часть военных действий любого масштаба, переросла из средства оперативного обеспечения в средство вооруженной борьбы», – утверждает Юрий Ласточкин. А это значит, что это средство ведения современной войны будет развиваться и дальше.
Специально для "РУССКОЙ СИЛЫ" подготовил Макс Елев