США подбивают Азию против Китая

Во второй половине мая Барак Обама посетит с визитом Вьетнам. Американские эксперты уже обсуждают последствия этого визита. В частности, углубление американо-вьетнамского сотрудничества ради совместного сдерживания Китая. В Ханое тоже приветствуют перспективу вьетнамо-американского сближения. Идеология идеологией, но рост ВВП и экспорта, а также усиливающиеся противоречия с КНР заставляют Вьетнам дрейфовать в сторону Вашингтона.

ВМЕСТЕ СДЕРЖАТЬ КИТАЙ

Да, нормализация американо-вьетнамских отношений уже давно состоялась (Джордж Буш даже посетил Вьетнам в 2006 году), однако США заинтересованы в дальнейшем развитии сотрудничества с этой страной. Ханой для Вашингтона является важнейшим звеном в будущей схеме сдерживания экспансии Китая в Восточной и Южной Азии. Американцам уже удалось выбить Мьянму из-под Китая, причем не через переворот, а через налаживание отношений с хунтой, за которым последовала трансформация режима и приход к власти в этой стране первого гражданского президента за последние полвека. В итоге Китай потерял возможность строительства надежного сухопутного трубопроводного маршрута из Индийского океана на свою территорию (в обход Малаккского пролива). Вьетнам же на сегодняшний день обладает наибольшей решимостью и возможностями для того, чтобы бросить вызов китайскому освоению спорных территорий в Южно-Китайском море. У стран крайне напряженные отношения, и население Вьетнама в целом негативно относится к северному соседу. Китайцев там считают хитрыми и агрессивными (в частности, в 2015 году разгорелся скандал вокруг китайских подрядчиков, строящих метро в столице: якобы они затягивали сдачу проекта и увеличили его стоимость почти в два раза).

У Вьетнама в свою очередь есть как минимум два серьезных стимула для дальнейшего сближения с США. Во-первых, все более настойчивое поведение Китая в Южно-Китайском море, включая размещение там солдат, военных кораблей, а также продолжающееся освоение спорной акватории Парасельских островов. Так, установление китайской нефтяной платформы в спорных водах в 2014 году вызвало во Вьетнаме массовые антикитайские погромы. Пока что это максимум, что может сделать Ханой – у него нет серьезного ВМФ для противостояния китайской армии. С помощью же США и Японии он, возможно, появится.

Во-вторых, это желание страны получить экономические преференции за счет участия в американской тихоокеанской зоне свободной торговли ТТП. По некоторым расчетам, участие страны в ТТП позволит в течение 10 лет увеличить ВВП на 11 процентов, а экспорт – на 28 процентов. Никого не смущает вхождение и функционирование коммунистической страны в капиталистической экономической зоне: по данным опроса Pew, проведенного в 2015 году, 95 процентов вьетнамцев поддерживают идею рыночного капитализма.

ДЕНЬГИ ВАЖНЕЕ ПАМЯТИ

Казалось бы, как может Ханой идти на сближение с государством, по чьей вине погибли миллионы вьетнамцев? По вине которого множество детей рождалось с генетическими отклонениями (из-за химикатов наподобие Agent Orange, которые американцы распрыскивали над джунглями для уничтожения “зеленки”, где прятались партизаны)? Однако, как выяснилось, вьетнамцы незлопамятны, если это им выгодно.

Значительная часть населения воспринимает выигранную войну с американцами как часть истории, а не как основание для дальнейших конфликтов с Вашингтоном. По данным опросов, 70 процентов вьетнамцев рассматривают день взятия Сайгона (завершившего войну за объединение страны) лишь как очередной выходной. Американцы у них ассоциируются не столько с Agent Orange, сколько с Бьонсе и другими представителями американской поп-культуры. Аналогичную незлопамятность они демонстрируют и в отношении японцев: в ходе моего визита в эту страну все собеседники (причем как на севере – в Ханое, так и на юге – в бывшем Сайгоне, а ныне Хошимине) характеризуют японцев как честных партнеров по бизнесу и щедрых туристов. Они уже не ассоциируют жителей Страны восходящего солнца с их дедами – солдатами Японской императорской армии, совершавшими преступления против человечности на территории Вьетнама.

Собственно, японцы быстрее американцев осознали все перспективы сближения с Вьетнамом, особенно в рамках провозглашенного премьер-министром Синдзо Абэ перехода от “пассивного” к “активному” пацифизму. Еще в 2014 году глава японского кабмина снял существовавший в стране почти полвека запрет на продажу оружия коммунистическим режимам и взял курс на углубление военно-технического сотрудничества с Ханоем (особенно в вопросах ВМФ). Вашингтон в том же году тоже облегчил собственное оружейное эмбарго в отношении Вьетнама (что взволновало китайцев, назвавших это решение вмешательством в дела региональных сил). Правда, Обама продолжал привязывать дальнейшее сотрудничество к мерам вьетнамских властей по “улучшению ситуации с правами человека”.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

По сути это и есть основной вопрос будущего визита. Условно говоря, сможет ли президент Обама поставить интересы национальной безопасности выше, чем правозащитные моменты, и одновременно показать, что он продолжает привязывать дальнейшее сотрудничество с Вьетнамом к теме “прав человека”? Американские правозащитники давят на Обаму, как и некоторые конгрессмены. Поэтому, возможно, президент попытается достичь с вьетнамским руководством некоего компромиссного соглашения, аналогичного кубинскому (когда Рауль Кастро сделал символические шаги, наподобие освобождения ряда политзаключенных). Не исключено, что для обсуждения конкретных деталей 9 мая и прибыли в Ханой два помощника государственного секретаря – по вопросам демократии, прав человека (Том Малиновски) и по делам Восточной Азии и Тихоокеанского региона (Дэниел Рассел).

В обмен на символические уступки Ханоя в вопросе прав человека Барак Обама может предложить Вьетнаму полное снятие запрета на поставки американского оружия. Эмбарго “может быть модифицировано для того, чтобы оно отражало меняющиеся обстоятельства”, – признает представитель Госдепа Дэвид Маккиби. Кроме того, Ханой сможет надеяться и на военно-политическую поддержку. На традиционного союзника – Россию – у вьетнамцев надежды немного. Москва в силу новых глобальных раскладов де факто встала на сторону Пекина – она выступает за решение территориальных вопросов через прямой диалог между конфликтующими сторонами (тогда как противники Китая хотят максимальной “интернационализации” конфликта).

Вьетнамцы уже заявили, что приветствовали бы снятие оружейного эмбарго. , – говорится в заявлении Министерства иностранных дел Вьетнама. На всякий случай в страну уже прибыли представители ведущих американских концернов (в частности, Boeing и Lockheed Martin) – для обсуждения потенциальных сделок.

Да, переоценивать степень благодарности вьетнамцев за возможное снятие запрета не стоит. Итоги майского визита вряд ли приведут к созданию вьетнамо-американского альянса: Ханой не станет отказываться от многовекторной политики в регионе. , – говорится в заявлении вьетнамского МИД. В 2013 году тогдашний премьер-министр Вьетнама Нгуен Тан Зунг заявил о готовности проводить “стратегическое взаимодействие” с Соединенными Штатами как с серьезной тихоокеанской державой. По его мнению, США должны были “вместе с Китаем играть ключевую роль в регионе и во всем мире”. Однако чем больше Пекин станет усиливать давление на страны региона (в том числе через военные демонстрации и хозяйственное освоение спорных акваторий), тем активнее Ханой будет двигаться в сторону Вашингтона.

Геворг Мирзаян

Просмотров: 109

Let’s block ads!(Why?)

http://ruspravda.info/SSHA-podbivayut-Aziyu-protiv-Kitaya-21003.html

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: