Помазание на царство?

визит Владимира Путина в Грецию и мировой “политический пейзаж”

2216-pomВизит президента Российской Федерации Владимира Путина в Грецию, прошедший 27-28 мая, возможно, стал прологом к фундаментальным изменениям мирового “политического пейзажа”.

Этот визит имел два взаимосвязанных и взаимодополняющих “измерения”. Первое из них, конечно, было связано с развитием двусторонних отношений между Россией и Грецией, переживающих, как известно, очень непростые времена своей истории.

Греция давно стала жертвой политики МВФ и крупных транснациональных банков, которые навесили на эту 11-миллионную страну более чем 300-миллиардный долг. К власти пришло новое правительство, которое ведёт очень тяжёлые переговоры с Евросоюзом, с международными финансовыми структурами — под жёстким контролем со стороны США и Германии, которые выступают основными кредиторами Греции и желают получить с греков свой “фунт мяса”. К тому же, у Греции традиционно тяжёлые отношения с Турцией — и не только по кипрской проблеме.

То есть получилось так, что “по другую сторону баррикады” и у Греции, и у России — одни и те же силы, что неминуемо должно сближать актуальные позиции Москвы и Афин, оживлять их память о веках духовного, культурного, да и политического сотрудничества. В этой связи стоит заметить, что Греция всегда хорошо относилась к России и никогда не воевала против нашей страны, в отличие, скажем, от таких православных государств Балканского полуострова, как Болгария или Румыния. Поэтому сегодня Россия может помочь Греции в решении её финансово-экономических проблем, а Греция — помочь России прорвать блокаду на западном направлении.

Все эти моменты обсуждались на встречах Путина как с президентом Греции Прокописом Павлопулосом, так и с премьер-министром Алексисом Ципрасом. Был подписан целый ряд соглашений в сфере энергетики, в сфере туризма. Путин подчеркнул, что за последний год более чем в пять раз вырос поток российских туристов в Грецию, достиг уже больше миллиона человек и может увеличиться ещё втрое, если будут решены визовые вопросы. Причем рост этот происходит за счёт свёртывания турпотоков на египетском и турецком направлениях. Есть проекты по БРИКС, есть проекты по Арктике, есть проекты по логистике, включая порт Салоники, есть проекты по высоким технологиям, в частности — по космосу и информатике.

Но это, так сказать, первое измерение путинского визита — кстати, не слишком масштабное и знаковое, поскольку торговля двух стран исчисляется всего лишь двумя с небольшим миллиардами долларов и в ближайшее время вряд ли окажется на порядки больше.

Но у визита Путина был ещё другой аспект, аспект статусный, аспект символический — это его посещение Афона. Путин уже не первый раз посетил Святую Гору. Путь его туда был нелёгким. Он очень трудно добирался до этой “монашеской республики”, как её называют, и попал туда, как говорится, не с первого захода — по-моему, только с третьей попытки. Сейчас его поездка была связана с тысячелетием присутствия русского монашества на горе Афон, это прежде всего Свято-Пантелеимонов монастырь. Но, главное, Путина на этот раз встречали на Афоне совершенно иначе, нежели это было раньше.

Всему миру было показано, как российский президент стоял в “стасидии византийских императоров” в присутствии православных монахов и священников.

Конечно, можно допустить, что “дух времени” зашел настолько далеко, что даже афонские монахи и иерархи православной церкви уже начали пренебрегать церковными традициями ради каких-то мирских, светских выгод. Но точно так же можно допустить и обратное: церковные традиции ими сохраняются. А если так, то случиться подобное могло в одном-единственном случае: если Путин на Афоне был “помазан на царство” или, во всяком случае, находится на пути к этому таинству…

И тогда вся странная и, на первый взгляд, необъяснимая череда событий, свидетелями которой мы были 26 августа (а это и освобождение Надежды Савченко, и заявление Дмитрия Пескова по Донбассу, и выступление Дмитрия Медведева в Крыму, и многое другое) становится просто необходимым актом смирения, без которого новый басилевс, первый после смерти Иоанна VIII Палеолога в 1448 году, вряд ли мог быть признан таковым… “Аще кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую” (Мф. 5:39). По подставленной щеке “цивилизованный Запад” и его клиенты-клевреты типа Порошенко и К° сразу с радостью ударили. Видимо, не понимая, что всё это теперь вернётся к ним многократно и многомерно…

Похоже, статус Путина как руководителя государства, как руководителя РФ, после визита на Афон теперь становится совсем другим. Если ему действительно был вручен или в ближайшем будущем будет вручен imperium от всего православного мира (не надо забывать, что вскоре должен состояться Вселенский православный собор), то самые невероятные изменения не только в политике, но и в актуальном статусе российского государства оказываются не просто возможными, но даже неизбежными.

Если, скажем, тот же самый Павлопулос говорил о подавляющем влиянии нашей страны на дела Балканского полуострова и всего Ближнего Востока, называя Россию великой державой, то афонские монахи, православное духовенство и патриарх Кирилл, который тоже специально приехал на Афон, в общем-то, сделали так, что этот визит стал восприниматься как появление у всего .православного мира общепризнанного военно-политического лидера, чего не было на протяжении уже более шести с лишним веков. Кстати, все российские императоры, от Петра Первого до Николая Второго, “помазывались на царство” российским духовенством и могли только мечтать о восстановлении “Третьего Рима”. Сейчас это произошло или, видимо, произойдёт в ближайшее время. По крайней мере, видно, что почва к этому готовится и последствия этого решения очень сильно переформатируют всю политическую, всю экономическую структуру современного мира — в гораздо большей степени, чем развитие обычных межгосударственных отношений России и Греции.

Владимир Винников
 Рис. Геннадия Животова