Как Лукашенко защищает интересы России

Белоруссия является, наверное, самым близким партнером России на постсоветском пространстве. Она не только активно участвует в процессах евразийской интеграции, но и образует с РФ Союзное государство, которое со скрипом, но функционирует. Однако российско-белорусские отношения отнюдь не безоблачны. И у граждан России часто возникают определенные вопросы по поводу нашего союзника.

Креветки и глобусы

8 июня завершает работу III Форум регионов России и Белоруссии – весьма солидное бизнес-мероприятие, где участвуют представители 40 российских регионов (примерно половина из тех, которые работают с белорусскими партнерами) и 13 губернаторов. На финальном дне форума выступают главы двух государств – президент России Владимир Путин и его коллега Александр Лукашенко. Они будут говорить о союзе, братских отношениях между двумя странами, тесной связи между народами, совместной судьбе. Проблема лишь в том, что их заявления, на первый взгляд, контрастируют с реальностью.

Отношения между странами не безоблачны. Часть проблем инициируется самим Лукашенко (который предпочитает вываливать спорные моменты с Москвой в публичную плоскость, а не решать их закулисно), другие же появляются из-за элементарного несовпадения интересов. Самой громкой, естественно, была история с так называемыми белорусскими креветками – попытками Минска наладить контрабандный поток подсанкционных европейских товаров в РФ через свою территорию и под своими торговыми марками. Собственно, вопрос не решен до сих пор – “креветки” идут, российские импортеры активно пользуются белорусскими каналами, Минск зарабатывает неплохие деньги на реэкспорте. Последней же неприятной ситуацией стала история с могилевскими глобусами. На этих товарах (прибывших, между прочим, из Польши) Крым был показан как часть России. В результате местные власти (безусловно, с санкции высших властей страны) товар изъяли и порекомендовали “избегать продажи политических карт мира и глобусов, на которых территориальная принадлежность Крыма отличается от общепризнанной в мире”.

Страдают и экономические отношения между странами. Так, по словам главы верхней палаты парламента Белоруссии Михаила Мясниковича, давшего интервью местным СМИ, в рамках III Форума регионов Белоруссии и России планируется подписать около 39 контрактов на сумму примерно 300 миллионов долларов. Однако это капля в море на фоне общего падения товарооборота между двумя республиками – за 2015 год он рухнул на 25 процентов и составил 25 миллиардов долларов.

“Этому есть объективные причины: снижение мировых цен на нефть, на продовольствие. Повлияли и предкризисные ожидания, которые привели к спаду спроса. Девальвация российского и белорусского рублей тоже влияла на товарооборот”, – объяснял на мартовской пресс-конференции в Минске посол России в Белоруссии Александр Суриков.

Власти обеих стран понимают проблемы и зачастую предлагают решать их весьма нетрадиционными методами. Так, на секции о работе СМИ в рамках упомянутого Форума регионов российские и белорусские политики призывали журналистов концентрироваться на позитивных сторонах российско-белорусских отношений и вообще быть более патриотичными. Эти рекомендации вызывают определенные вопросы. Во-первых, запрос на негатив существует, и его тогда будут удовлетворять те силы, которые как раз заинтересованы в обострении отношений между странами. Во-вторых, отсутствие конструктивной критики отношений нередко ведет к непониманию российской публикой реальных причин тех или иных действий Батьки. А действия эти зачастую весьма прагматичны.

Мы со всеми

Белоруссия – самый успешный на постсоветском пространстве пример проведения многовекторной политики. Пользуясь своим географическим положением, политическим значением и экономическими возможностями, Минск пытается одновременно развивать отношения и с Москвой, и с Евросоюзом, и с соседними государствами, даже если они “в контрах” с Россией. Так, значительная часть белорусского экспорта уже идет на Запад, на подъеме находятся и политические отношения с Брюсселем, который больше не воспринимает Лукашенко как “последнего диктатора Европы”. В феврале 2016 года ЕС снял (если быть точнее, просто не пролонгировал) персональные санкции в отношении президента Лукашенко и еще около 170 белорусских чиновников. Причем, по сути, снятие санкций произошло на условиях Минска: Евросоюз выдвигал около десятка требований для отказа от санкционных мер, из которых Батька выполнил лишь одно (освобождение ряда политзаключенных). В Минске прекрасно понимают, что одним из основных мотивов для принятия этого решения было желание европейских чиновников оттянуть Белоруссию от России, однако, несмотря на это, готовы к углублению сотрудничества.

Является ли это углубление (как и диверсификация в целом) опасной и проблемной для России? Нет. Как минимум по трем причинам.

Во-первых, как отметил президент Лукашенко еще на большой пресс-конференции для российских региональных СМИ в далеком 2014 году, диверсификация внешнеполитических связей отнюдь не отменяет того факта, что в “нужный момент” Минск встанет с Москвой “спина к спине”. И это не пустые слова, а пресловутый прагматизм Батьки. Он не дурак, прекрасно помнит судьбу Хосни Мубарака и Муаммара Каддафи, поэтому не склонен доверять благодушию Запада. Европа не отказалась и никогда не откажется от идеи смены белорусского режима на более послушный, а Кремль таких поползновений не делает.

Во-вторых, России выгодно поддерживать продвигаемую Батькой многовекторную линию. Не только для того, чтобы не раздражать белорусское население и лишать местных антироссийских активистов аргументов в пользу идеи об “оккупации Беларуси Москвой”, но и для того, чтобы, возможно, спроецировать ее на другие страны постсоветского пространства. Ни для кого не секрет, что сейчас в регионе идет активная борьба интеграций – евразийской и европейской. И на постсоветском пространстве есть ощущение, что Москва требует от них определиться на предмет того, с кем они. Российская “конфета” хоть и вкуснее с экономической точки зрения, но завернута в неприглядную ценностную обертку – “европейские ценности” пока более раскручены, чем “евразийские”. Сейчас же на примере ближайшего союзника России Кремль может дать понять, что абсолютно не возражает против диверсификации отношений, если страны региона будут соблюдать два условия: не отождествлять европейский путь с превращением своей страны в антироссийский форпост Европы и не рвать тесные экономические связи с Москвой. Пример Украины уже показал, что происходит с экономикой страны, когда она рвет экономические отношения с РФ ради получения мизерной доли европейского рынка.

Наконец, в-третьих, Кремль может использовать “многовекторный” статус Минска для решения ряда своих конкретных задач. В России очень многие критикуют отказ Батьки признавать Крым частью РФ, как и его стремление сохранить достаточно тесные отношения с киевскими путчистами. Относиться к этой политике можно по-разному, однако факт в том, что именно благодаря ей у России появилась возможность использовать Белоруссию как посредника в переговорном процессе по Украине. И по целому ряду вполне понятных причин лучше вести переговоры по судьбе украинского пространства в Минске, чем в Варшаве. Возможно, в будущем минская площадка будет использована и для других важных переговоров.

Геворг Мирзаян

Источник

Просмотров: 179

Let’s block ads!(Why?)

http://ruspravda.info/Kak-Lukashenko-zashchishchaet-interesi-Rossii-21654.html

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: