Устроить путч, сберечь пару месторождений и разработать танк: что умеют ЧВК

Устроить путч, сберечь пару месторождений и разработать танк: что умеют ЧВК

Несмотря на то, что кампания российских ВКС в Сирии продолжается уже почти десять месяцев, из которых половину времени в стране официально действует режим прекращения огня, ситуация в регионе от реального мира по-прежнему далека. Каждый день этот вывод подтверждается новыми сводками новостей из Сирии, полными обстрелов, взрывов и смертей.

Все постепенно превращается в рутину. Основные действующие лица, союзники и враги, места боев и направления ударов кажутся давно знакомыми, прочно вошедшими в нашу реальность: вот окружение боевиков под Алеппо, вот курды, а вон там — контрнаступление ИГ. Однако периодически в этом кровавом спектакле нет-нет, да мелькнут на бэкграунде сцены фигуры, официально в сирийской «постановке» участия не принимающие. Персонажи «не на виду».

Речь идет о ЧВК — частных военных компаниях.

Сирийские страсти

В середине июля 2016 года англоязычные СМИ бросились бурно обсуждать российские самолеты, якобы сравнявшие с землей лагерь сирийской «умеренной» оппозиции в населенном пункте Ат-Танф. Позже появилось неожиданное уточнение от The Wall Street Journal: буквально за 24 часа до того момента, как на Ан-Таф низвергнулся огненный дождь с небес, этот лагерь покинули… 20 британских спецназовцев. Спустя день на арабоязычных ресурсах всплыла еще более интересная информация: в Ан-Тафе бывали не только англичане из Special Air Service, но также — военнослужащие американских войск специального назначения и сотрудники неустановленных ЧВК. Причем, последние выглядели вполне по-европейски и общались между собой на английском языке.

Вновь тема присутствия неизвестных «белых с оружием и знанием английского», крайне смахивающих на операторов ЧВК, проявилась в сообщении американского аналитического центра Stratfor. Их «донесение», опубликованное в начале последней недели июля 2016 года, касалось расширения американскими военными или работающими на них сотрудниками ЧВК инфраструктуры аэропорта города Рамилан в сирийском Курдистане — на земле суверенного государства.

Если мы отмотаем хронику назад, то обнаружим, что в прошлом году ряд иностранных и отечественных СМИ долго муссировали тему присутствия в Сирии наших собственных, российских ЧВК. И все же, вне зависимости от степени достоверности этих предположений, приоритет в использовании ЧВК на сирийской территории, несомненно, остается за европейцами и американцами. Достаточно сказать, что те и другие в роли контракторов ЧВК присутствовали в Сирии уже в 2012 году.

«У меня есть специалисты…»

Что представляют собой современные частные военные компании? Чем они занимаются и на что способны? За ответами на эти вопросы Федеральное агентство новостей обратилось к Петру Исламову, эксперту по частным военно-охранным компаниям.

Устроить путч, сберечь пару месторождений и разработать танк: что умеют ЧВК

— У них довольно широкий ассортимент услуг. Подбирают контингент международных полицейских миссий и групп по разминированию, выполняют воздушную разведку… Но в основном, конечно, осуществляют обучение личного состава силовых подразделений, а также сопровождение ценных грузов и охрану важных объектов или персон.

— В общем перечне задач ЧВК этот пункт стоит едва ли не на последнем месте.

— Потому что «пушечное мясо» всегда проще и дешевле навербовать среди местных.

— Смотря что понимать под этим термином. Если мы говорим о частной структуре, ориентированной в первую очередь на обучение личного состава иностранных вооруженных формирований, то таковой стала Watchguard International, зарегистрированная в 1967 году в Джерси ветеранами Special Air Service Дэвидом Стерлингом и Джоном Вудхаусом. Если речь идет о частной организации, способной осуществлять не только инструкторское и, скажем, логистическое сопровождение каких-то силовых акций, но и самостоятельно вести масштабные боевые действия в частном порядке, то это будет ЮАРовская Executive Outcomes, появившаяся в 1989 году с легкой руки бывшего генерал-лейтенанта южно-африканских сил безопасности Эбена Барлоу. Если мы говорим о ЧВК как о некоем объединении наемников, то о какой-то одной конкретной дате говорить трудно — проще вспомнить конкретного человека, который первым после Второй мировой вышел на рынок с соответствующим предложением. Этот человек — Боб Денар.

— Если кратко, то: «У меня есть специалисты. Вы мне платите и ставите задачи. Я эти задачи со своими людьми реализую». Фактически, именно Денар стал первым человеком, зарегистрировавшим для наемников конкретный юридический адрес.

Устроить путч, сберечь пару месторождений и разработать танк: что умеют ЧВК

— Да. С другой стороны, подавляющее большинство ЧВК в XX веке «выросли» из подрядных организаций, как это, например, случилось с известной в определенных кругах американской DynCorp. Когда-то те компании, на базе которых возникла эта ЧВК, занимались частными авиаперевозками и аэродромным техобслуживанием воздушных судов. Потом выяснилось, что перевозить по воздуху грузы можно по заказам самых неожиданных организаций, включая ЦРУ. Не подлежащий огласке характер грузов и довольно опасные места их выгрузки потребовали создания специальных команд охраны и групп передовой разведки. Ну и пошло-поехало… Пока DynCorp, привыкшая, что ее прикрывают бравые ковбои из Лэнгли, не доехала до громких скандалов.

— Когда DynCorp делала «под ключ» департамент по борьбе с наркотиками в Гватемале, то сперва все было ок. Департамент организовали, оставили консультантов…. Через полгода весь департамент пришлось разгонять. Почему? Потому что он не боролся с наркотиками, а их охранял и распространял. В Албании во время югославских событий указанная ЧВК «отличилась» еще больше. Албанцы хватали сербских девочек и вывозили за пределы страны в подпольные бордели. «Крышевала» это DynCorp, а заминало потом скандал ЦРУ… Вот так обстояли дела с ЧВК, скажем так, первого поколения, которые, за исключением личной армии Барлоу, имевшей не только бронетехнику, но и штурмовую авиацию, в массе своей были частными охранными компаниями, работавшими за пределами своей страны. Начало же ЧВК второго поколения положил вхожий в администрацию Белого дома бывший «морской котик» Эрик Принс.

— Верно. Что нового создал Принс? С благословения дедушки Джона Маккейна и ему подобных сенаторов, Принс создал частную силовую структуру, исходно ориентированную на господряды. На минуточку, до 90% выручки детища Принса сейчас составляют правительственные заказы. Понимаете, Принс нашел очень выгодную нишу. Вернее, ему ее подсказали. ЧВК могут оперировать там, где по каким-то причинам не могут официально действовать регулярные вооруженные силы государства. ЧВК зачастую способны развертываться быстрее армейцев. В ЧВК меньше бюрократии, а значит оперативное управление получается более гибким. Там более высокий профессионализм по сравнению с обычной армией. Наконец, потери личного состава ЧВК не учитываются в официальных правительственных отчетах. Есть у них, конечно, и свои «минусы», но это уже, что называется, совсем другая история.

Устроить путч, сберечь пару месторождений и разработать танк: что умеют ЧВК

Персонал и оплата

— Greystone Limited — очередная итерация Blackwater, работавшая, кстати, на Украине после Евромайдана.

— Крайне в этом сомневаюсь. Greystone, Ltd. — это прежде всего консультанты и охранники. Из числа современных еще можно вспомнить израильскую Spearhead, Ltd., британскую Erinys. Последняя в основном сделала себе имя на обеспечении безопасности морских перевозок. Работа британцев окружена множеством слухов, одним из которых является причастность ЧВК к всплеску пиратства в Аденском заливе. Мол, это стало следствием сговора местных «джентльменов удачи», Erinys и страховщиков Ллойда. Другой слух повествует о том, что Erinys в начале «нулевых» выбила со своего рынка услуг российскую компанию, также предоставлявшую возможность вооруженной охраны судовых грузов в опасных водах. Наших просто подставили, обвинив их в незаконном провозе оружия. В итоге россияне три месяца отсидели в тюрьме и потеряли бизнес. Что еще? G4S — очень интересная контора с годовым оборотом за 12 млрд долларов. G4S — это место, куда вы можете прийти и сказать: «Сначала поставьте мне скрытые камеры в квартиру, потом посадите мне консьержа в подъезд. Потом, как освободитесь, свергните мне президента банановой республики, заодно сберегите мне пару нефтяных месторождений и разработайте танк».

Читайте также:Кадровые рокировки: Путин расставляет силовиков накануне больших событий

— Это бывшие военные, которых больше, и гражданские контракторы, которых меньше.

— Правильнее говорить о стационарных вербовочных конторах, которые, кстати, имеются не только за границей. До 2006 года в Москве был официальный офис DynCorp. Туда можно было прийти и, так сказать, поговорить…

— Для примера, в Blackwater американец за месяц зарабатывал в 4 раза больше, чем он заработал бы за тот же срок в американской армии. Условно, человеку говорили: «Джонни, ты едешь в Афганистан на год в составе нашего военного контингента и потом получаешь за это 50 тысяч долларов. Но, парень, если ты махнешь туда же вместе с ребятами Эрика Принса, ты привезешь домой уже 150—200 тысяч долларов!» Сами понимаете, это стимул хоть куда. Вспомните недавно вышедший на экраны голливудский блокбастер «13 часов: Тайные солдаты Бенгази». Там есть очень интересный социальный момент. Когда в самом начале главные герои, частные контракторы, разговаривают между собой, то выясняется, что один из них — помощник зубного врача, другой — агент по недвижимости и т. д. То есть все эти люди, обладающие после армии отличными боевыми навыками и опытом, на «гражданке» себя реализовать в полной мере так и не смогли. Для них ЧВК — это манна небесная. Здесь им говорят: «Ребята! Нам нужны только ваши навыки, то, чему вы всю жизнь учились. Мы готовы вам платить за это хорошие деньги! Если вы готовы играть по нашим правилам — welcome!»

Устроить путч, сберечь пару месторождений и разработать танк: что умеют ЧВК

Ирак, Сирия и ЧВК

— В Ираке сейчас, по большому счету, одни ЧВК. Роль их там огромна. Потому что в Ираке массово присутствует международный бизнес, и весь этот бизнес старается себя обезопасить как в личном плане, так и в имущественном. Рынок для ЧВК в Ираке широчайший. Там работают не только такие «титаны» как Greystone, Ltd. и DynCorp, обеспечивающие безопасность правительства, дипредставительств и объектов «нефтянки», но и колоссальное количество местных ЧВК, охраняющих какие-нибудь отели. С Сирией ситуация иная. В Сирии все частные военные компании, которые там сейчас работают, а их около пяти, действуют под крышей разведок разных стран. Зачастую в силу обстановки этим компаниям приходится заниматься и таким, с точки зрения обычной работы современных ЧВК, «непотребством», как выполнение функций разведывательно-диверсионных групп. Но чаще это все же охрана, сопровождение ценного оборудования и денежных средств.

— Они действуют на всех сторонах.

Читайте также:«Южный поток», перезагрузка: Москва и Анкара оставят не у дел «спонсоров терроризма»

— Почему бы и нет? Если уж граждане России и других республик бывшего СССР умудряются обнаруживаться в Сирии в рядах «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в РФ), то почему бы гражданам этих государств не отправиться в Сирию в рядах какой-нибудь иностранной ЧВК? Тем более что, с точки зрения истории, это не является чем-то из ряда вон выходящим. После распада СССР множество военнослужащих бывшей Советской Армии оказались не у дел и отправились искать достойный заработок на стороне. Кто-то пошел служить во французский Иностранный легион, кто-то — в ЧВК. Среди последних, кстати, было особенно много граждан с украинскими паспортами.

Устроить путч, сберечь пару месторождений и разработать танк: что умеют ЧВК

— Во-первых, советский опыт нам говорит, что институт военных советников в ряде случаев вполне способен заменить ЧВК. Так что насущной необходимости вот прямо сейчас легализовывать частные военные компании Россия явно не испытывает, что подтверждается провалом всех попыток протолкнуть закон о ЧВК через Госдуму. Во-вторых, будем честными, легализация у нас таких компаний — это для государства довольно хлопотное мероприятие с неочевидной выгодой. Почему неочевидной — смотри мое «во-первых». Почему хлопотное? Потому что придется корректировать не только одну статью в УК РФ. ЧВК — это ведь не только «группа на выезде». Это еще и базы подготовки на родине, это стрельбища, это легализация продажи в гражданские руки военного оборудования и вооружения, включая оружие автоматическое.

Поэтому создание российских ЧВК потребует перетолмачивания массы законов и подзаконных актов. А также учреждения госструктур, которые все это должны будут как-то контролировать и регулировать при нулевом опыте как первого, так и второго. В общем, это целая революция. Нужна ли она сейчас нашему государству? Хотя, признаюсь, если задуматься о перспективах подобной революции — они ослепительны. Чтобы вы понимали, в случае появления российских ЧВК тот же иракский рынок они за год отожмут у ныне действующих игроков процентов на 20. Через 4—5 лет эти 20% превратятся в 40—50%. Понятно, что это не только трудоустройство бывших военных, но и рост в регионе проекции силы нашего государства. И, кстати, не только в этом регионе. На нашей планете все еще имеется много уголков, где подтвержденная характеристика «ex-specnaz» открывает перед человеком массу возможностей легального хорошего заработка.

Let’s block ads!(Why?)

http://riafan.ru/541210-ustroit-putch-sberech-paru-mestorozhdenii-i-razrabotat-tank-chto-umeyut-chvk

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: