Экономика: “Пятизвездочный” теплоход задаст новый уровень для российских речных круизов

В России начинается масштабная программа обновления речного круизного флота: заложен первый за десятилетия отечественный пассажирский лайнер. Спрос на подобные круизы и корабли прогнозируется огромный, и лайнер должен быть именно отечественным: зарубежные не подходят по целому ряду параметров. Накануне на судостроительном заводе «Лотос» в Астраханской области (входит в Объединенную судостроительную компанию, ОСК) состоялась закладка первого за многие десятилетия круизного пассажирского теплохода
Владимир Путин высказал надежду, что это судно станет первым, но далеко не последним и будет построена целая серия таких теплоходов. «Не сомневаюсь, что серия эта будет востребована… в данном случае пассажирскими перевозчиками… и послужит реальному возрождению пассажирских перевозок по рекам и развитию внутреннего и въездного туризма», – заявил Владимир Путин.
«Это реальное историческое событие – впервые за почти 60 лет начали строить круизный теплоход. Сухогрузы строим, танкеры строим, маленькие прогулочные катера строим, а такого судна не строили», – говорит газете ВЗГЛЯД генеральный директор «Морского Инженерного Бюро» Геннадий Егоров.
Именно инженеры его бюро и разработали концепт судна PV300VD, которое должно быть построено за три года. Проект принадлежит петербургской команде инженеров «Морского Инженерного Бюро – Спб», которое работает в России уже 16 лет. Как говорит Егоров, он является собственником двух отдельных компаний – одно бюро находится в Одессе, другое в Санкт-Петербурге. Но для России разработки велись в Северной столице.
Историческая несправедливость
Такие теплоходы не строились и в Советском Союзе. «Последние суда в СССР были построены в 1959–1960 годах – два речных круизных судна, «Советский союз» и «Ленин», на Горьковском заводе», – рассказывает Егоров. А затем речные круизные суда СССР стал закупать за рубежом вплоть до 1989–1990 годов. Правда, это были не совсем иностранные теплоходы. «Они строились по заказу и по проектам, которые разрабатывались специально для России, для эксплуатации в российских условиях. И строили их в ГДР, Чехословакии, а также в Австрии», – рассказывает директор по внутреннему туризму круизной компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин. По сути, СССР использовал производственные мощности, но инженеры по-прежнему были советские. А вот после 1990 года для России круизные речные теплоходы уже вообще перестали строиться, даже на иностранных площадках.
С тех пор речное пассажирское судоходство живет за счет советского наследия. Закупать импортные подержанные речные теплоходы российские компании не могли. И дело даже не в деньгах. То, что там делают, просто не подходит для эксплуатации в российских условиях.
«Судоходные условия в России достаточно суровые. Требования к безопасности – к осадке теплохода, его размерам, гораздо серьезней, чем для европейских рек. Грубо говоря, там конструкции попроще, поэтому они и стоят дешевле. Наши реки и озера, водохранилища не позволяют эксплуатировать зарубежные теплоходы. Поэтому нам нужны свои», – говорит Смолин.
Неслучайно новый теплоход будет иметь класс «река – море». Такой класс судна нужен для того, чтобы иметь возможность выходить в крупные озера, например в Онежское и Ладожское, объясняет Смолин.
«За XXI век на Рейне запустили более 110 речных круизных теплоходов с каютами. Но их размеры нам не подходят, и главное, у них же реки другие – мирные и тихие. У нас же есть Ладога и Онега, большие водохранилища, где приличное волнение. Поэтому наши речные круизные суда гораздо мощнее», – добавляет Егоров.
Именно поэтому так важно было разработать проект нового судна, которое может возить туристов по российским рекам, и наладить его производство.
«До бесконечности использовать наследие Cоветского Cоюза мы не можем, поэтому вопрос о новом пассажирском судостроении поднимался на протяжении 10–15 лет. Суда у нас устарели, им по 50–60 лет, в перспективе 5–10 лет больше половины флота придет в негодность. Из 120 теплоходов, которые использовались еще в 2008 году, уже сейчас в навигации осталось 96, и их число постоянно сокращается», – говорит Смолин.
Россия занялась возрождением речного круизного пароходства еще несколько лет назад, до моды на импортозамещение. Но уже тогда речь шла об организации производства исключительно внутри страны. Ведь это не только дополнительные рабочие места и дополнительные налоги, но и в целом развитие национального судостроения.
Концепт PV300VD разрабатывался «Морским Инженерным Бюро – Спб» в 2010–2015 годах специально по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта России в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 годы». Госзаказчиком и координатором программы выступает Минпромторг РФ.
И вот в назначенный срок – в 2016 году – началось строительство головного теплохода. Завершение строительства намечено на 2019 год. Стоимость одного лайнера составит, по разным оценкам, от 2,5 до 3,5 млрд рублей. Срок окупаемости называется от 15 до 20 лет. Пока в плане создание до трех таких судов.
Туристические перспективы
Сначала новое судно хотели в сезон (с мая по октябрь) эксплуатировать в России по линии Москва – Санкт-Петербург, потом везти туристов из Москвы в Самару и Ростов-на-Дону, а в зимний период везти туристов в Красное море: Ростов-на-Дону – Ялта – Одесса – Стамбул (Турция), Стамбул (Турция) – Александрия (Египет).
Однако теперь заговорили о судоходстве в Крым, в Севастополь, а также в Сочи, плюс о более интересном для внутреннего туриста круговом круизе по Каспийскому морю. Здесь не так сильна конкуренция, как в Красном море, и маршрут интересен для туристов не только из Прикаспийского региона, но и из других стран.
«За год в России мы обилечиваем порядка 450–500 тыс. человек, из них около 100 тыс. – это иностранные клиенты. Сейчас число иностранцев сократилось почти вдвое с 2014 года по понятным причинам – не едут после событий на Украине. Но вырос спрос со стороны российских туристов», – говорит Смолин.
По его словам, в среднем один круизный день стоит 4–5 тыс. рублей на человека. На некомфортабельном судне цена может быть 2,5 тыс. рублей в день. Если речь о теплоходе класса люкс с балконом и каютой в два раза больше стандартной, то цена вопроса – 9–10 тыс. рублей с человека за день.
Минимальный тур выходного дня длится три дня. Стандартная продолжительность – 7–10 дней. Есть также длительные круизы – 14–21 день. Например, круиз Москва – Астрахань – Москва длится 21 день. «В такие круизы ходят, причем их раскупают, как правило, в первую очередь», – говорит Смолин.
Эксперты уверены, что потенциал развития круизного туризма благодаря новому современному теплоходу большой. «Нынешние теплоходы не удовлетворяют определенному уровню комфорта. 10-метровая каюта – это не совсем то, что нужно современному туристу. У нового теплохода каюты гораздо большей площади. Сегодня ходят теплоходы в основном три звезды, а новый теплоход будет иметь 4,5–5 звезд», – говорит Смолин. Егоров считает, что спрос на круизы со стороны туристов может вырасти с текущих 350–450 тыс. человек до 1 млн и выше. 
Покупателями нового теплохода должны стать «Мостурфлот» (входит в ГК «Морское речное пароходство»), «Водоходъ» и «Ортодокс», говорили в Минпромторге. Учитывая дороговизну кораблей, планируется сдавать их операторам в лизинг. В «Водоходе» говорят, что в течение трех лет они купили бы пока только один–два таких теплохода. Но в целом рынку надо как минимум 10 таких теплоходов в ближайшие 5–10 лет, а в более дальней перспективе – десятки речных пассажирских судов, которые пойдут на замену выбывающему старому флоту.
Особенности теплохода
Главная «фишка» этого четырехпалубного теплохода, отмечает Егоров, в том, что он может ходить как по рекам, так и по морям. Сейчас же в России имеются только речные теплоходы.
Кроме того, это будет современный и комфортабельный теплоход: площадь каждой каюты составляет примерно 16–43 кв. м, включая балкон или «французский» балкон (как правило, каюты двухместные). 
По сути, это будет «плавучая гостиница» с устройством полноценных балконов/террас, на носу будет обзорный салон, «солнечная» палуба состоит из двух частей: на крыше рубки с ветроотбойником и на тентовой палубе со сдвижным закрытием от непогоды, бассейном и баром.
На теплоходе также предусмотрены конференц-залы, бары, детская комната, салон красоты, сувенирный киоск, фитнес-центр, солярий на открытой солнечной палубе. Также на теплоходе все продумано для людей с ограниченными возможностями.

Теги: 
туризм, судостроение

Закладки:
Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru

http://www.vz.ru/economy/2016/8/16/827077.html