На пороге катастрофы: Украина, Днестр и призраки энергонезалежности

Представьте себе, что Днестр исчезнет или обмелеет так, что станет похож на речку-вонючку типа своих притоков — Бык, Реут и пр. И ситуация с водоснабжением в Молдавии, Приднестровье и Одесской области Украины станет катастрофической. Ещё с пушкинских времён в Одессе была проблема с доступом к нормальной питьевой воде. Теперь региону грозит настоящая катастрофа.

Весной 2016 года, когда начался забор воды в трёхкаскадном Днестровском гидроэнергокомплексе в Черновицкой области Украины, в Молдавии тут же констатировали сильное обмеление главной речной артерии региона. Доходило дело до того, что Днестр можно было переходить вброд. Т.е. физическая граница между Республикой Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской республикой (ПМР) просто начала исчезать. Именно напугало это молдавские власти или близость экологической катастрофы, сказать сложно, но тревогу в Молдавии забили всерьёз.

Только вдумайтесь: на Днестре украинские энергетики решили строить крупнейшую в Европе. Несмотря на то, что ниже по течению есть уже одна крупная ГЭС — Дубоссарская (принадлежит непризнанной ПМР) Т.е. эти горе-разработчики решили строить ГЭС крупней, чем аналогичные ГЭС на гораздо более полноводном Днепре. Нет, о Днепре они, конечно, тоже не позабыли…

Итак…

Энергонезалежность

13 июля кабмин Украины утвердил масштабный документ — Программу развития гидроэнергетики до 2026 г. Она предусматривает увеличить вдвое (с 8,6% до 15,5%) долю гидроэнергетики в общей системе энергетики страны. Тем самым украинские власти хотят снизить зависимость от российского газа и донецкого угля, на которых работают многие энергопредприятия страны.

Понятно желание украинских властей избавиться от энергетической зависимости от российского газа и донбасского угля. Им ведь почему-то гораздо проще дружить с заокеанскими баксоприносящими партнёрами, чем наладить нормальные отношения с соседями. Не ищем логики, ибо логика проста: Украина стала 51-м штатом-колонией одной неназванной заокеанской страны. И компрадоры ради похвалы хозяев, радостно подскакивая, готовы расшибиться лбом о стену, которую сами выстраивают вокруг себя, ссорясь буквально со всеми соседями.

Для реализации Программы за 10 лет предполагается ввести в эксплуатацию более 3,5 млн кВт новых мощностей. На Днепре будут построены Каневская ГАЭС (1 млн кВт) и Каховская ГЭС (250 тыс. мВт), а на Южном Буге достроена Ташлыкская ГАЭС (300 тыс. кВт). На Днестре будет достроена крупнейшая в Европе (!!!) Новоднестровская ГАЭС (1,25 млн кВт).

Осенью 2015 г. украинская госкомпания «Укргидроэнерго» объявила о далеко идущем плане на Верхний Днестр: здесь планируется построить каскад из шести гидроэлектростанций суммарной мощностью 390 мВт. Пять из них будут русловыми (по 60 мВт каждая), одна – деривационной (86 мВт). Т.е. мало им трёхкаскадной Новоднестровской ГАЭС. Строить ГЭС планируют на кредитные средства — преимущественно ЕБРР. Ориентировочная стоимость — 1,1 млн евро. Строительство будет длиться 8 лет. Т.е. с Днестром можно прощаться? А заодно и со всем регионом, что эта изнасилованная река питала…

Уже не столь существенно, что вышеобозначенная Программа развития гидроэнергетики была утверждена 13 июля, а публичные слушания этого документа с участием представителей общественности состоялись 22 июля во Львове. И плевать гройсманам на украинских экологов, которые грозятся судом и настаивают, что сия Программа нелигитимна, плевать, что по закону подобные проекты в обязательном порядке должны пройти экологическую госэкспертизу. Программа развития гидроэнергетики была утверждена без заключений — ну, типо, ура! треба бильше енергонезалежности…

Впрочем, гроши на развитие гидроэнергетики украинский кабмин собирается взять взаймы у международных банков, а те без экоэкспертизы на такие проекты средства, как правило, не дают.

Впрочем, громадьё планов обуяло не только центральную владу Украины. Как написало в прошлом году одно из украинских изданий, волна строительства мини- и малых ГЭС на Украине приобрела такой масштаб, что скоро превратится в финансово-политическое цунами, сокрушительное для карпатских и не только гидроэкосистем. Всё дело в том, что на Украине еще с 2008 г. действует т.н. “зелёный” тариф, по которому закупается электроэнергия, произведённая из альтернативных источников энергии. А микро-, мини- и малые ГЭС, согласно украинскому законодательству, как раз считаются объектами альтернативной энергетики.

Еще несколько лет назад украинские власти заявили о намерении построить на горных реках Закарпатья, Львовской, Ивано-Франковской и Черновицкой областей более 500 мини-ГЭС. Только вдумайтесь: 500!

Вот прямо чувствуется рука заокеанских кукловодов. Те у себя тоже угробили тысячи или даже миллионы гектаров земли, добывая сланцевую нефть. И тоже планов было громадьё. Ну, миновал сранцевый бум Украину, зато минигэсовский бум обозначился.

И плевать гройсманам, что негативный пример уже есть: опыт уже существующих мини-ГЭС показал, что у экологов есть все основания для опасений. Как писала местная пресса, в Ивано-Франковской области после строительства мини-ГЭС на реке Белый Черемош, река, как и водопад, который был на этом участке, просто пересохли — остались лишь камни.

В трубу украинские энергетики, может, и не вылетят, как заокеанские со своим сранцевым бумом, зато предусмотреть все экологические катастрофические следствия подобного бума можно уже теперь.

Во-первых, реки пересохнут или в лучшем случае обмелеют. Как это повлияет на Чёрное море, куда впадает большинство украинских рек, — тоже большой вопрос.

Во-вторых, воды будет не хватать не только жителям Юга Украины и Молдавии, воды может не хватить и для посевов, ведь этот регион сельскохозяйственный, летом — засушливый, и орошение здесь чрезвычайно важно.

В-третьих, нет уверенности, что украинские инженеры хорошо продумали и предусмотрели всё, и куча этих микро-, мини- и макро-ГЭС не прорвёт в один прекрасный день. А кого затопит? Именно тех, кому будет так не хватать питьевой воды.

В четвёртых, согласно данным Института геофизики НАН Украины, строительство Новоднестровской ГАЭС может увеличить сейсмическую активность в регионе с 6 до 7 баллов. А Министерство экологии Украины указывало на то, что зона, где проводится строительство, имеет высокий риск эрозии и оползневых процессов. Так что риски неслабые.

А соседи?..

Масла в огонь подливают и молдаване. Ведь строительство Новоднестровской ГАЭС зависит и от них, пусть и очень слабо, но хоть как-то. Помимо экологического и экономического воздействия в этом вопросе имеется и территориальный нюанс: часть плотины Днестровской ГЭС-2, входящей в Днестровский гидроэнергоузел, находится на молдавском берегу. ГЭС-2 занимает свыше 17 га молдавской территории и использует общие гидроресурсы. Это единственный реальный рычаг воздействия на планы Киева в «новоднестровском вопросе». Украина хочет взять у Молдавии в долгосрочную аренду, окончательно отрезав РМ в этом месте от буферного водоёма. В последнее время украинская сторона заметно активизировалась в этом вопросе — сроки горят, надо сдавать объект. Украинская власть даже готова признать собственность Молдовы на несколько баз отдыха взамен на уступки Кишинёва.

Да-да, спасибо за такое щедрое предложение! — возрадовались молдаване и тут же пошли нажаловались Дмитрию Рогозину. А поскольку российский вице-премьер курирует регион, то он пообещал привлечь для решения проблемы катастрофического положения Днестра специалистов Министерства природных ресурсов и экологии России, которые, по его словам, прибудут в регион, выяснят и посмотрят, какие международные организации можно привлечь для решения этой проблемы.

Пока, несмотря на все евроинтеграционные потуги, Украина, как партнёр, постоянно своих соседей кидает. Молдаване жалуются, что украинские коллеги больше имитируют процесс консультаций по Днестровскому гидроэнергоузлу, чем ведут конструктивный диалог, и виртуозно уходят от обязательств, прописанных в международных конвенциях. Молдавские чиновники и экологи бьют тревогу, наверное, уже лет пятнадцать. За такой срок украинские власти, видимо, уже стали лишь посмеиваться с этих тревог.

Гидроэнергетический комплекс начали строить еще в начале 80-х годов прошлого века. Несмотря на то, что Днестровский гидроэнергокомплекс ещё не завершён (на ГАЭС введена в эксплуатацию только первая очередь станции из 3 гидроагрегатов, а всего их должно быть 7, суммарной мощностью почти 2,3 тыс. мВт), он уже практически полностью изменил гидрологию и температурный режим нижнего течения Днестра.

Украинские энергетики подают в Днестр слишком холодную воду из нижних слоёв водохранилища, что привело к исчезновению целого ряда видов промысловых рыб или к замещению ценных видов на сорные. По некоторым оценкам, сейчас в Днестре осталось 45-50 видов рыб вместо прежних 90. Также эта холодная и очень прозрачная вода хорошо пропускает свет, а потому вызывает бурное развитие водной растительности. При отмирании растительность скатывается до Дубоссарского водохранилища, вызывая его быстрое заиление, что ведет к повышению уровня загрязнения реки и снижению её способности к естественной самоочистке. Параллельно уменьшается и мощность Дубоссарской ГЭС.

Также на совести Днестровского гидроэнергоузла внезапные наводнения и обмеление Днестра. В 2008 г. в Молдавии было одно из сильнейших наводнений за её историю, обвинение коснулось именно украинской стороны. В агентстве «Апеле Молдовей» заявили, что это украинские энергетики без предупреждения спустили воду из Днестровского водохранилища.

В Центре гидрологических прогнозов РМ заявили, что гидрологическую засуху на Днестре в значительной мере вызвали действия украинских энергетиков, которые сократили сброс воды из Днестровского водохранилища: вода поступала в Днестр со скоростью 130 м3 в секунду, что составляло лишь 1/3 необходимого объема.

Перспективы строительства новых и малых ГЭС вообще могут убить Днестр, прежде полноводную европейскую реку, особенно в условиях вырубки лесов в Карпатах и, как следствие, драматического изменения климата.

Вот кто способен склонить Украину к выполнению своих международных обязательств? Ведь Днестр — трансграничная река. А использование и функционирование трансграничных водных ресурсов регулируется целым рядом международных конвенций, к которым присоединились и Молдова, и Украина. Осуществлять совместную разработку планов по управлению бассейном Днестра Молдову и Украину обязывают и подписанные ими соглашения об ассоциации с ЕС. Но, взяв на себя соответствующие международные обязательства, официальный Киев не спешит их придерживаться при управлении рекой Днестр.

Пока власти Украины виртуозно уходят от обязательств, украинские энергетики по своему усмотрению распоряжаются трансграничной рекой.

И пока у ЕС множество забот (от мигрантов и терроризма до проблемы существования самого Евросоюза), в Киеве этим пользуются.

Молдавия, Приднестровье и Одесская область Украины сегодня, по сути, заложники этой ситуации.

Ладно бы такие действия Украины против Молдовы были связаны с тем, что им до лампочки проблемы соседней страны. Но ведь от экологической катастрофы пострадают южные области самой Украины. Неужели, жители юга страны (исторической Новороссии) действительно так же безразличны украинцам, как и молдаване, ибо — ватники и колорады?

Ситуация кажется безвыходной, ведь пока неадекватные люди у власти в этой забытой богом, но не госдепом стране, на адекватный диалог идти с ними достаточно тяжело. Остаётся надеяться лишь на то, что у Украины не будет денег, чтобы закончить этот экологически опасный проект.

В статье использовались материалы noi.md: Украина Молдове: Днестр в обмен на пару баз отдыха, а также фото kp.md

Днестровский каскад ГЭС

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: