Все ниже и ниже: «Антонов» свалился в штопор

Все ниже и ниже. «Антонов» свалился в штопор

Президент ГП «Антонов» Александр Коцюба заявил, что за все годы независимости Украины предприятием было построено «около» десяти самолетов. Серийного производства самолетов не было все 25 лет.

В качестве причин были названы: отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и однобокость политики продаж и маркетинга. Из-за того, что всё выстраивалось в сторону сотрудничества с Россией, самолеты строились по заказу российских компаний. Более того, кооперация с Россией сыграла злую шутку с лидером украинского авиапрома, и сейчас предприятие вынуждено искать замену российским комплектующим.

Через некоторое время заявление Коцюбы было уточнено. В «Антонове» назвали точное количество построенных серийных самолетов за последние семь лет — их оказалось 16. Самым удачным был 2012 год, когда удалось построить три самолета, в 2015 году было построено два. Что касается 2016 года, было сказано, что подготовлена база для постройки самолетов по существующим контрактам.

После того, как по инициативе «Антонова» были разорваны кооперационные связи с Россией, только на самолетах Ан-148/158 надо было заменить более пяти тысяч наименований изделий. На сегодня, по собственным оценкам ГП «Антонов», удалось найти замену от 60% до 80% покупных комплектующих. Сначала сами создали себе проблемы, теперь пытаются их героически преодолевать. Процесс небыстрый, что поделать.

Распродажа

Поскольку сотрудничество с Россией «Антонов» больше не устраивало, предприятие приступило к поиску заказчиков на стороне. Украинская сторона хвастается тремя совместными проектами с зарубежными заказчиками. Однако все три свидетельствуют о том, что речь идет не о серийном производстве самолетов Украиной, а о передаче технологий с последующей потерей рынка.

В 2015 году сообщалось, что подписан протокол о намерениях между китайской Beijing A-Star Aerospace Technology Co и ГП «Антонов» в рамках церемонии первого полета АН-178 в Киеве. «Антонов» даже объявлял конкурс на название нового самолета. После того, как наибольшее количество голосов получили названия «Степан Бандера» и «Киборг», самолет получил лаконичное название — АН-178.

Соглашение предусматривало покупку китайской компанией двух Ан-178 c дальнейшей организацией производства самолета в КНР. Условия сотрудничества не разглашались по желанию китайского заказчика. Любопытно, что компания Beijing A-Star Aerospace Technology Co не имела никакой связи с авиационными гигантами Китая — компаниями AVIC или COMAC.

Все ниже и ниже. «Антонов» свалился в штопор

В дальнейшем эта же схема была использована в этом году при заключении контракта с китайской компанией Aerospace Industry Corporation of China (AICC), которая по договору получала права собственности на самолет АН-225 «Мрия». В этот раз обошлось без лишних сантиментов, и китайская сторона прямо заявила, что по договору получит права на использование чертежей самолета.

Для начала совместного производства АН-225 в Китае был выбран 2019 год, что не представляется реальным. Более того, передача права собственности на самолет и использование чертежей были оформлены отдельным договором и не имеют отношения к выполнению обязательств по организации производства. Да и авиастроением ранее компания AICC не занималась.

Как и в прошлом случае, Aerospace Industry Corporation of China (AICC) не имеет отношения к авиационным гигантам Китая. Хотя представителям украинской стороны должна была согревать сердце близость аббревиатур компаний: AICC и AVIC.

Еще один прорыв, о котором рапортовало государственное предприятие «Антонов», был связан с Саудовской Аравией. В мае 2015 года между Taqnia Aeronautics и ГП «Антонов» было заключено соглашение о разработке и производстве в Саудовской Аравии легкого транспортного самолета АН-132.

Целью соглашения было: передать технологии авиационного производства и подготовить «молодых и амбициозных» представителей Саудовской Аравии к работе в сфере авиационного производства. В соответствии с соглашением стороны выполнят доработку существующего самолета АН-32, который после установки американского навигационного оборудования и других изменений получит название АН-132.

Саудовская Аравия будет обладать правом интеллектуальной собственности и конструкторскими чертежами на самолет. И в дополнение — для Taqnia Aeronautics это первый проект такого рода, компания ранее самолетостроением не занималась.

Так что флагман украинского самолетостроения занят распродажей оставшихся еще со времен СССР разработок. Ничего нового не создается и уже создано не будет. Во всех соглашениях идет речь о передаче технологий, а договоры заключаются с компаниями, ранее с авиастроением не связанными.

Сервис — наше все

В 2015 году Антонов получал от производственной деятельности 8% средств, остальное от аренды «Русланов» и роялти за авторский надзор. В 2016 году производственная деятельность фактически отсутствовала.

Зато основные усилия ГП «Антонов» направлены на улучшение сервисного обслуживания уже поставленных самолетов собственного производства. В начале этого года говорилось, что компания создает региональные сервисные центры в Латинской Америке, Африке и Индии.

Речь об открытии сервисного центра в Перу шла с 2014 года. За это время Украина уже успела потерять ранее заключенный контракт на ремонт военно-транспортных самолетов АН-32 из-за значительного роста стоимости работ и комплектующих. А сервис, предложенный Украиной, настолько впечатлил ВВС Перу, что было принято решение заменить самолеты компании «Антонов» на самолеты производства итальянской компании Alenia Aermacchi.

Кстати, несмотря на то, что по заявлениям ГП «Антонов» сервисный центр в Латинской Америке уже открыт, найти его координаты на сайте компании не представляется возможным.

Михаил Семенов

Let’s block ads!(Why?)

http://riafan.ru/553666-vse-nizhe-i-nizhe-antonov-svalilsya-v-shtopor