Scofield: Арест Д. Захарченко и конфликт интересов спецслужб. Часть III

Говорилось там следующее:

Руководство Украины пытается замять скандал вокруг незаконной продажи стратегических крылатых ракет «Х-55» в Китай и Иран. Об этом «Новому Региону» сообщил источник, представившийся бывшим офицером СБУ.

Собеседник агентства передал редакции документы, которые, по его словам, являются частью служебной переписки СБУ, касающейся дела о незаконном экспорте «Х-55». Источник утверждает, что еще весной 2005 года тогдашний руководитель Службы безопасности Александр Турчинов подготовил доклад, в котором среди организаторов аферы фигурировали российские и украинские фирмы, а также нынешние высшие должностные лица Украины, однако после того, как Турчинов был уволен, спецслужбы сделали все, чтобы документ не получил огласку.

Следует отметить, что в последний раз скандал вокруг экспорта «Х-55» был на слуху летом 2006 года. Тогда министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что имеются данные о продаже Украиной стратегических крылатых ракет авиационного базирования Х-55 Китаю и Ирану. Эту сделку в 2000-2001 годах осуществила фирма «Прогресс», дочернее предприятие «Укрспецэкспорта».

Достоянием гласности эта история стала весной 2005 года. В апреле 2005 года Виктор Ющенко публично подтвердил факт незаконной поставки ракет Х-55 в Китай и Иран с территории Украины. С этого момента «дело Х-55» становится предметом многочисленных спекуляций в прессе и инструментом обвинений политического характера.

… Между тем, среди переданных «Новому Региону» документов находится, как утверждает источник, фрагмент секретного письма руководителя СБУ Турчинова на имя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Петра Порошенко. Это письмо датировано 25 августа 2005 г. Источник указывает, что в документе приводится перечень зарубежных организаций, принимавших участие в операции по незаконному экспорту ракет Х-55 в Китай и Иран, причем утверждается, что эти данные получены при помощи израильских спецслужб. (Напомним, что летом 2005 года в Израиле побывала представительная группа сотрудников СБУ).

Вот цитата из этого документа (в переводе на русский):

«Под прикрытием кредитных линий для «ЗАО Atomstroyexport» (Россия), гарантировал иранской и китайской сторонам проводку необходимых платежей через подконтрольные инвестиционные фирмы «CTF Holdings Ltd», «AB Holdings Ltd» (Гибралтар), «ARS Nova Ltd», «Volgen Trading Ltd», «Alfa Star Ltd», «Investworld Ltd» (Кипр). «Isofert Trading INC», «Transchem Internetional INC» (Панама), «EMM Arab Systems Ltd» (Кипр) использовались для расчетов с китайской стороной.

Компания «Far West Ltd» (Швейцария) под контролем «Diligence LLC» (США) обеспечивала общее руководство операцией и рабочие контакты с иранской стороной через филиал в Тегеране.

«Тесhnocal ty NC» и «SP-Trade NC», подконтрольные «KBR INC» (все – США) использовались для проведения платежей в адрес компании «S.H. Heritage Holding Ltd» (Кипр), выступавшей финансовым посредником в контактах с иранской стороной, представленной компанией «SATAK Co Ltd», контролируемой Комитетом иностранных операций Главного командования Корпуса стражей исламской революции и департаментом 140/16 Организации оборонной промышленности Ирана».

… Как сообщил агентству источник, представившийся бывшим офицером СБУ, по его мнению, инициаторы нелегальной экспорта вооружений в Иран – это отнюдь не граждане Украины. Собеседник утверждает, что на Украине вряд ли кто-нибудь нашел в себе желание и, главное, возможности зарабатывать на такой, в высшей степени сомнительной и рискованной операции.

Кто же мог быть инициатором?

Для понимания этого, говорит источник, следует напомнить некоторые ретроспективные аспекты военно-технического сотрудничества между СССР и Ираном.

После Исламской революции 1979 года сотрудничество СССР с Ираном в этой области было практически прекращено и возобновлено только в 1986 году, после подписания Михаилом Горбачевым секретного решения Политбюро ЦК КПСС «О поставке в 1986-87 годах в Иран специмущества, командировании в Иран советских военных специалистов и приеме в СССР иранских специалистов для обучения эксплуатации, применению и ремонту специмущества». В соответствии с этим решением, Иран получил, в том числе, первую партию баллистических ракет «СКАД».

За подготовку этого решения и его реализацию отвечал Юрий Маслюков, который в то время занимал посты председателя Госплана СССР и председателя Военно-промышленной комиссии при Совмине СССР – органа, координировавшего деятельность советского военно-промышленного комплекса, а также импорт и экспорт оружия и двойных технологий по «белым», «серым» и «черным» схемам.

О том, какими связями обладает Юрий Маслюков в мире торговцев оружием убедительно сказал один из владельцев «Far West Ltd», отвечающий за Тегеранский офис этой компании, Руслан Саидов:

«Когда-то, кто помнит, существовал COCOM – Координационный комитет по контролю над экспортом. Эта международная организация занималась регулированием экспорта в СССР и другие социалистические страны стратегических товаров и технологий, способных усилить их экономический и военный потенциал. В состав организации входили 17стран – все члены НАТО (кроме Исландии), Япония и Австралия. Кроме того, 5 нейтральных стран Западной Европы и Новая Зеландия тесно с ней сотрудничали. Главенствующую роль в COCOM играли, разумеется, США. В ответ, в СССР была создана эффективная система по обходу ограничений COCOM, включавшая внешнеторговые организации, КГБ, ГРУ, промышленность, Академию наук. За рубежом были учреждены тысячи фирм (некоторые действуют до сих пор), ежегодно выделялись миллиарды долларов. Причем, этой работе придавалось настолько важное значение, что она возглавлялась первым заместителем председателя правительства СССР. В последние годы существования Советского Союза это был Юрий Дмитриевич Маслюков».

У Маслюкова был первый заместитель – Леонард Вид, который также принимал самое деятельное участие в подготовке «иранского решения» Политбюро. После 1991 года их пути разошлись – Маслюков стал активным функционером КПРФ (в настоящее время он депутат Госдумы РФ ) и время от времени занимал немалые государственные посты в новой России. А Вид ушел в частный банковский бизнес – стал председателем правления «Альфа-банка» (вышел в отставку по возрасту в 2002 г).

Компания «Far West Ltd» была зарегистрирована в Швейцарии в 1998 году. Как неоднократно отмечалось в прессе, ее учредителями стали бывшие офицеры ГРУ и среди них – Антон Суриков, который руководил аппаратом Маслюкова в бытность того вице-премьером в правительстве Евгения Примакова, а сегодня является помощником Маслюкова в Госдуме РФ. По сведениям из многочисленных открытых источников, компания «Far West Ltd» является оператором и посредником на «сером» и «черном» рынках вооружений, ее филиалы расположены, в том числе, на Украине и в Иране. Несложно предположить, что эта фирма являлась своеобразным «кристаллизатором» специфических связей Маслюкова и Вида, наработанных еще в период существования СССР. Впрочем, сотрудничество Маслюкова со своим бывшим первым заместителем продолжалось и во вполне респектабельных сферах: значительная часть оборонных предприятий Ижевска и Воткинска (Маслюков – депутат от этого региона), в том числе завод по производству баллистических ракет «Тополь» – основной ударной силы российских РВСН, держат счета в «Альфа-банке».

В «Альфа-групп» трудится еще один хороший знакомый Маслюкова – руководитель ООО «Альфа-Эко» (ведущий акционер «Альфа-банка») Александр Файн. В те времена, когда Маслюков возглавлял ВПК СССР, Файн был главным конструктором одного из предприятий Министерства среднего машиностроения, отвечавшего, как известно, за советский ядерный проект. Во многом благодаря усилиям Файна при поддержке Маслюкова «Альфа-групп» получила право обслуживать счета предприятий «Росатома» и в том числе ЗАО «Атомстройэкспорт», которое занимается строительством АЭС в Иране (Бушер) и Китае (Тянь-Вань).

Кстати, совсем недавно, 15 ноября, «Альфа-банк» и Федеральное агентство по атомной энергии подписали соглашение о сотрудничестве.

«Альфа-групп» обладает несколькими особенностями, о которых мы не можем не упомянуть в контексте обсуждаемой темы: во-первых, бизнес этой группы ведется через обширную и абсолютно непрозрачную для стороннего наблюдателя сеть оффшоров, а во-вторых, в непосредственное руководство этой группы входят граждане США, весьма близкие к разведсообществу этой страны. К этому следует добавить прямые и близкие контакты руководителей «Альфа-групп» с вице – президентом США Диком Чейни и менеджментом компании «Halliburton».

Изложенная информация позволяет развернуть «список экс-главы СБУ Александра Турчинова» в следующую реконструкцию событий 1999 – 2001 г.г.:

В 1998 – 1999 годах радикальное крыло Республиканской партии США под руководством Чейни и Рамсфельда разработало стратегию по установлению контроля над «нефтяной бочкой планеты» – зоной Персидского залива. Здесь у США были два серьезных противника – Ирак и Иран. Со свойственной «неоконам» решительностью эти страны должны были быть объявлены «рассадником терроризма» и подавлены военной силой. С информационными поводами в отношении Ирака проблем не возникало – после агрессии против Кувейта мировое сообщество смотрело на Саддама с отвращением и в принципе не стало бы возражать против любых санкций в отношении Ирака. Достаточно было приписать иракскому режиму мифическое «обладание ОМУ» и повод к войне был готов – здесь Чейни рассчитал точно. Но с Ираном дело обстояло куда сложнее. Страна не была под санкциями, ее руководство, несмотря на лихие декларации типа «сотрем Израиль с карты мира!», проводило предельно осторожную политику, а спецслужбы были на высоте. Короче говоря, Иран, в отличие от Ирака, действительно должен был нарушить международные соглашение по нераспространению ОМУ и средств его доставки, и доказательства этих нарушений должны были лежать у Чейни на столе. Но как заставить Иран пойти на такой опрометчивый шаг?

По версии источника «НР», было совершенно ясно, что «утечку» запрещенного оружия следует организовать с территории какого-либо постсоветского государства (ну, не из стран же НАТО в самом деле!). Но как убедить Иран принять такой «подарок», да еще под негласным контролем американских спецслужб? Прямое давление со стороны США на госорганизации России, Украины или, например, Казахстана, работающие в деликатной сфере ВТС, было, очевидно, невозможно. Требовалась структура частная, но обладающая огромными лобистскими и финансовыми возможностями. Единственной структурой, которая отвечала этим требованиям и была плотно связана с Диком Чейни и его компанией «Halliburton», являлась «Альфа-групп». Сошлемся на один старый офицальный пресс-релиз «Альфы»:

«Тюменская нефтяная компания» совместно с основными акционерами – консорциумом «Альфа-групп» и Access Industries Inc. – назначили J.P. Morgan финансовым консультантом компании, сообщили в пресс-службе ТНК. В сентябре 1998 г. финансовым консультантом ТНК по привлечению кредита свыше 500 млн долл. от Эксимбанка США под реконструкцию Самотлорского месторождения и Рязанского НПЗ стал Chase Manhattan Bank. За этим последовало заключение стратегического альянса с американской компанией Halliburton, которая будет действовать в качестве партнера ТНК по реконструкции Самотлора».

Сотрудничество «Альфа-групп» и будущего вице-президента США началось со сладкой конфеты в полмиллиарда долларов, к которой Чейни присовокупил небольшой «бонус» – в руководстве «Альфы» стало работать несколько человек из компании «Diligence LLC».

Это предприятие относится к т.н. «частным военным компаниям» и создано бывшими сотрудниками ЦРУ и британской МИ-5. Фактически это частная разведка, работающая в интересах республиканских ФПГ США методами «не совместимыми с государственной службой». В настоящее время членом совета директоров «Альфа-капитал» является Ричард Берд – глава «Diligence LLC» (неплохо для структуры, обслуживающей благодаря Маслюкову и Виду счета закрытых предприятий российского ВПК и «Росатома»).

Стоит добавить, что «Diligence LLC» является постоянным партнером другой «частной военной компании» – «KBR Inc.», которая в свою очередь, является дочерним предприятием «Halliburton».

Очевидно, что Маслюков, Вид и Файн были людьми, которых знали и которым доверяли в Иране на самом высоком уровне, в том числе и в руководстве разведсообщества. Еще бы, они были известны как лоббисты поставок вооружений в исламскую республику со времен СССР (Маслюков и Вид) и как держатели кредитных линий для проекта АЭС в Бушере (Вид и Файн). Они вполне могли убедить иранскую сторону принять неожиданный «подарок». «Альфа-групп» обладала разветвленной сетью оффшоров, где должны были исчезнуть финансовые следы секретных контрактов, а у Маслюкова был готовый аппарат для реализации операции в лице «Far West Ltd», сотрудники которого ориентировались в теневом рынке оружия как рыба в воде. В 2000 году Республиканская партия победила на выборах в США, и Чейни получил полномочия вице-президента (конец цитаты).

Источник