Як-44Э: радарный щит советских атомных авианосцев

Палубная авиация флота СССР с самого создания тяжёлых авианесущих крейсеров (ТАКР) остро нуждалась в самолётах радиолокационного дозора и наведения (РЛДН). Роль данных машин должна была заключаться в информационном обеспечении боевых действий корабельной авиации, в частности, на большом удалении от береговых аэродромов. И, если возможность посадки подобных самолётов на ТАКР проекта 1143 была ограниченной, то разрабатываемый атомный авианосец «Ульяновск» с катапультным стартом однозначно бы позволял тяжёлому винтовому летательному аппарату, по типу американского E-2 «Хокай», базироваться на палубе. По этим причинам, в середине 70-х. годов в КБ Яковлева была начата разработка одного из первых в СССР самолётов РЛДН палубного базирования.

Новая машина получила обозначение Як-44Э и уникальные для своего времени технические решения. Помимо того, что на самолёте были созданы все условия для отдыха экипажа, установлена современная комбинированная противообледенительная система, использована передовая для СССР авионика, Як-44Э получил уникальные винтовентиляторные двигатели Д-27. Именно они обеспечивали самолёту укороченную длину пробега и солидную взлётную массу, по которой он, кстати говоря, почти в два раза превосходил свой американский аналог. И именно благодаря ним Як-44Э мог находится в режиме патрулирования практически семь часов. Однако главной особенностью самолёта стала его радиоэлектронная начинка.

Як-44Э оснащался радиотехническим комплексом Э-700 с антенной, расположенной в грибовидном вращающемся обтекателе над фюзеляжем. С помощью оборудования Як-44Э был способен обнаруживать множество самых малозаметных высоко- и низколетящих целей, одновременно наводить на них до 40 своих истребителей и работать в условиях активного радиоэлектронного противодействия. Так, дальность обнаружения малогабаритной американской крылатой ракеты типа «Грапун» доходила до 165 километров. Кроме того, самолёт отлично распознавал и морские цели, а также мог работать над сушей.

Источник фото: livejournal.com

К июню 1989 года проектирование Як-44Э завершилась, был построен его полноразмерный макет и уменьшенная копия для проведения радиотехнических исследований. В следующем году макет доставили на борт тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», где отрабатывалось возможность его базирования на авианесущих кораблях. Однако серьёзное сокращение финансирования и остановка работ по строительству атомного авианосца «Ульяновск» в 1992 года, поставили крест на дальнейшей судьбе самолёта. В 1995 году «яковлевцы», с целью спасти разработку попытались представить своё детище на МАКС-1995, но получили запрет от Министерства Обороны. Практически воплощённый в металле проект Як-44Э был окончательно отложен на полку.

Источник фото: livejournal.com

С одной стороны, отказ от уникального в своём роде самолёта выглядит поспешностью. Несколько полностью проработанных вариантов Як-44Э предусматривали применение самолёта с сухопутных аэродромов, что сделало бы его отличным дополнением к А-50. Но, с другой, дальнейшая разработка палубного самолёта ДРЛОиУ не имела дальнейшего смысла без наличия кораблей базирования. Як-44Э не мог применяться с «Адмирала Кузнецова», единственного авианесущего корабля, который остался в строю ВМФ, так как на нём не используются паровые катапульты, обеспечивающие взлёт самолётов. И потому, решение Министерства обороны, оказавшегося в весьма затруднительной финансовой ситуации в связи с развалом СССР, выглядит весьма логичным. Однако не стоит забывать, что все наработки по самолёту сохранились и вполне могут быть возобновлены для формирования авиагруппы проектируемого российского авианосца «Шторм».

Источник фото: livejournal.com

Источник

http://cont.ws/post/392318