Смерть журналистики

Журналистика, как профессия, настолько скомпрометировала себя в последнее время, что статьи, публикуемые в сети, часто называют “кормом”. Сегодня журналист — производитель корма для голодных потребителей, которым искусственно выработали зависимость от этого нового продукта потребления.

Мы сами виноваты в том, что превратили современную журналистику в своего рода новостной МакДональдс. И именно современные американские СМИ сделали Дональда Трампа президентом США. Всё началось с шуточек над прической Трампа, которые подхватили новостные СМИ, и в итоге превратили Трампа в свой развлекательный актив. Современная журналистика построила свой бизнес на массовости и привлечении внимания, которые являются ценностью только когда используются для развлечения. Услуги информирования и обучения общественности должны быть главной целью журналистики, но принцип построения высокоэффективной бизнес–модели заставляет СМИ заниматься развлечением толпы и привлечением внимания.

Американские СМИ превратили Дональда Трампа в эффективный clickbait (заголовок–приманку). И основная проблема заключается в том, что СМИ настаивают на сохранении текущей бизнес–модели, построенной на объемах потребления. “Трамп” — был актуален, был кликабелен, выше уровня “порно”, а ближе к выборам в США, “Trump” обогнал “porno” и смотрите насколько.

По США

По всему миру

Политическая журналистика продолжала строить свою работу вокруг прогнозирования количества просмотров уже много лет, не способствуя улучшению ситуации путем информирования общественности. Ирония заключается в том, что в гонке за такими показателями как “посещаемость” и “конверсия”, американская журналистика, а за ней и вся мировая журналистика, забыла о таком понятии как “здравый смысл”.

Фактически, предвыборная гонка в США превратилась в американских СМИ в продвижении clickbaitов в интернет-среде. The New York Times снова и снова трубили о том, как Хиллари Клинтон опростоволосилась с электронной почтой каждый раз, когда было необходимо сбалансировать каждый факт обсуждения фанатизма Трампа, его женоненавистничества, злоупотреблений, лжи, безумия и теневых связей. Хотя история с электронной почтой, на самом деле, была высосана из пальца.

Журналистика потеряла свою независимость, а также доверие. Журналистика сделала гражданский дискурс неучтивым. Журналистика разучилась слушать, понимать, сопереживать и служить во благо общества. Современная журналистика видит только массу (посетителей, ссылочную, клики).

В конце концов, журналистика потеряла жизненно важную причину своего существования – информирование общественности. Работа журналиста заключается в том, чтобы сделать общественность умной и заставить её думать, но когда нужна массовость, умная общественность никому не нужна.

Многие забыли о том, что они должны делать занимая должность журналиста, и начали заниматься созданием продукта под названием журналистика. И это всё потому, что журналистика, в её чистом виде, не приносит большой экономической выгоды. Работа журналиста, на самом деле, проста, хотя несведущему кажется очень сложной. На самом деле, задача журналиста – поднять попу с офисного кресла и прийти к представителям определенных общественных групп и проинформировать их через факты, контекст, объяснения, исследования.

Современная журналистика должна на секунду остановиться и взять на свои плечи тот груз ответственности, который она должна нести за каждое сказанное слово, раз уж слово журналиста превратилось в продукт потребления.

Можем ли мы исправить журналистику? Опять же, честно, не знаю. Я считаю, что мы должны переосмыслить журналистику. А начать следует с её единственного значения – взвешенного непредвзятого повествования и улучшения общества.

Александр Жвакин 

http://cont.ws/post/426724