Бизнес на жизнях и здоровье миллионов украинцев

Уже можно принять за аксиому: если украинские чиновники берутся за какую-то реформу, то она обязательно кому-то нужна, только не народу этой страны. Примеров таких «благодеяний» не сосчитать, но характерно: чем больше чинуши бьют себя в грудь, проявляя таким образом свою заботу о народе, тем больше готовься к циничному грабежу.

Яркий тому пример – обещания правительства снизить цены на лекарства, наведя порядок в аптечной отрасли страны. Если верить словам премьера В. Гройсмана, на украинском рынке лекарств цены выше европейских «на десятки или сотни процентов». По его мнению, всему виной монополисты, которые «делали цены абсолютно недопустимыми и нечестными по отношению к украинским гражданам». Но скоро, мол, этой проблемы не будет: Кабмин внедряет очередную реформу в сфере здравоохранения, которая уже в следующем году должна снизить в два раза цены на определенные типы лекарств. Правда, этому должна предшествовать масштабная зачистка Минздрава от врагов государства, которые, по словам Гройсмана, и стоят на пути очередных европейских реформ.

В чем же суть реформы и насколько она «облагодетельствует» и без того несчастный украинский народ? Попробуем разобраться.

Снизить цены правительство планирует двумя методами: внедрением компенсации на лекарства (реимбурсация) и упрощением регистрации лекарственных препаратов. В проекте госбюджета на 2017 год на компенсацию стоимости лекарств выделили 500 млн. грн. Это довольно ничтожная сумма, если учесть, что ежегодно население тратит на закупку лекарств более 15 миллиардов гривен. Да и компенсировать стоимость медпрепаратов будут больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и астмой. Для них хотят сделать бесплатными 93 препарата.

Реимбурсация в украинском варианте уже вызвала вал критики. Дело в том, что подобную практику пытались ввести дважды: в 2012-м для гипертоников и в 2014 году для диабетиков. Но все провалилось из-за отсутствия должного финансирования. Учитывая нынешний мизер выделенных средств, стоит ожидать того же. Плюс к этому стоит заметить, что на Украине, по оценкам экспертов, нет точного реестра пациентов с данными заболеваниями и сколько реально выделять средств на реимбурсацию никто еще не подсчитывал.

Данная реформа больше похожа на показуху с одновременной коррупционной составляющей. В прилагаемом списке препаратов, на которые будут выделять компенсацию, оказались относительно дешевые лекарства (аспирин, фуросемид и др.), а в список лекарств, которые дороже, попали только определенные производители. При этом больному придется «выпросить» рецепт на эти лекарства у врача, а потом получить препарат только в определенных аптеках. Понятное дело, что в этих бесконечных очередях будут стоять самые незащищенные слои населения, в первую очередь старики.

Другое решение власти относительно упрощения государственной регистрации лекарственных средств также вроде должно привести к снижению цены на лекарства. 16 июня с.г. П. Порошенко подписал закон «О внесении изменений в статью 9 закона “О лекарственных средствах”». «К нам в Украину смогут, наконец, приходить ведущие фармакологические компании, которые по этическим соображениям отказывались платить взятки», – говорил тогда украинский президент. Якобы благодаря этому на рынке лекарств возрастет конкуренция, из-за чего цены пойдут вниз.

Речь идет об упрощенной регистрации тех препаратов, которые получили разрешительные документы американского регулятора (FDA), Европейского агентства лекарственных средств (EMA), а также зарегистрированных в Японии, Австралии и Канаде. То есть речь идет о странах – главных покровителях киевского националистического режима. Кстати, данная реформа была задумана ещё импортным министром здравоохранения А. Квиташвили.

Уже этот перечень фактов заставляет задуматься: всё ли так прозрачно в этом деле? Начнём с самого главного – с цен на лекарства.

Чиновники обещают их существенно снизить через конкуренцию. Мол, с Запада хлынет поток дешевых лекарств и украинским фармкомпаниям придется снижать свои сверхприбыли.

В данной логике реформы самое главное – завышенные цены на украинские медпрепараты. Действительно, значительно обедневшему народу за годы после госпереворота лекарства обходятся в серьёзную копейку. Более чем трёхкратная девальвация гривны автоматически повысила цены на весь импорт. Для большинства населения цены на иностранные товары стали практически неподъемными. По ряду причин продукция национального производителя стала более по карману. Однако в случае с лекарствами власть утверждает, что именно на Украине они дороже, нежели в странах ЕС. Насколько это соответствует действительности?

Весной с.г. испанская неправительственная организация Civio Foundation представила результаты исследования о доступности лекарств в мире. Экспертами было проведено сравнение цен на 14 основных лекарств в 61 стране. В Европейском регионе данные сравнивались для таких стран, как Бельгия, Германия, Италия, Молдова, Россия, Испания и Украина. Цены практически на все лекарства на Украине оказались самыми низкими даже по сравнению с Молдовой. И это понятно – дорогие лекарства украинское население просто не в состоянии купить. Так откуда же тогда взялись «самые дорогие цены», которые озвучил В. Гройсман?

Ответ на этот вопрос может дать статистика. По данным департамента фармацевтической деятельности при Минздраве, по состоянию на 1 сентября 2016 года на Украине было зарегистрировано более 10,1 тыс. наименований готовых лекарственных средств: украинских 3268, а иностранных 6911.

Однако, несмотря на существенно меньший ассортимент украинских лекарств, они пользуются большим спросом. И это понятно: человек в кризис может от многого отказаться вообще, но в случае с лекарствами приходится искать более дешевый аналог. Именно благодаря этой особенности рынок лекарств за последние два года существенно изменился. По сути, благодаря кризису украинские фармкомпании значительно усилили свои позиции.

По итогам 9 месяцев в структуре продаж доля лекарственных средств украинского производства в денежном выражении составила 42,8%, а в натуральных величинах – 76,8%. Что говорит как раз о дешевизне украинских препаратов, которых значительно больше и покупают. При этом доля украинских фармкомпаний на рынке растет в сравнении с предыдущим годами и в денежном выражении, а темпы прироста объема аптечных продаж значительно опережают зарубежных конкурентов.

Самое интересное, что этот рынок украинские фармацевты отвоёвывали в условиях его стремительного сокращения в 2014 и 2015 годах. И только в нынешнем году началось некоторое восстановление (3,2% прироста в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). При этом лидерами по этому показателю стали Харьковская и Одесская области, а также город Киев. Такое положение никак не могло устраивать иностранные фармкомпании.

По оценкам экспертов, украинский рынок лекарств в 2016 году по объему составит около 45-50 миллиардов гривен. Иностранным конкурентам фарминдустрии есть за что бороться. Кстати, основными центрами по производству лекарств являются Харьков (15 крупных заводов), Киев (10) и Одесса (3). Учитывая политические предпочтения киевского режима, Харьков и Одессу могут просто исключить из этого списка в угоду западным конкурентам. Если ради «дружбы» с американцами смогли уничтожить высокотехнологичное машиностроение, расправиться с фарминдустрией не составит особого труда.

Как раз закон об упрощенной регистрации иностранных препаратов может этому существенно поспособствовать. Косвенно это подтверждают высказывания генерального директора украинской фармкомпании «ИнтерХим» А. Редера.

По его словам, в результате принятия данного закона пострадают украинские фармацевты, которые поставляют на рынок лекарства в среднем в пять раз дешевле импортных. Это связано с тем, что теперь украинские производители должны регистрировать свои препараты полтора-два года, а иностранные проходят процедуру регистрации за 10 дней.

«Люди будут вынуждены покупать дорогие лекарства, потому что отечественные таблетки, которые в пять раз дешевле, будут еще 1,5 года ждать регистрации. Этот вопрос равенства условий. Государство своими руками создает проблемы своему же производителю. И лишает граждан доступа к дешевым лекарствам», – подчеркивает он.

Получается, объявленные В. Гройсманом «самые высокие цены» на лекарства являются лишь ширмой для допуска на рынок иностранных конкурентов. Украинская медицина давно превратилась в огромный бизнес, основанный на человеческих жизнях. С приходом к власти проамериканского режима здесь, как и на многих аналогичных направлениях, пообещали внедрить европейские стандарты и на корню уничтожить коррупцию. На деле же все оказалось противоположным – новая власть её просто возглавила, о чём красноречиво говорят скандальные е-декларации чиновников.

О каких суммах идет речь в медицине, можно только догадываться на частных примерах. Так, на Украине давно уже отработаны схемы «плодотворного» сотрудничества между консультативно-экспертными группами Государственного экспертного центра (КЭГ ГЭЦ) МОЗ Украины и фармкомпаниями. Чтобы обеспечить монопольную позицию того или иного препарата, достаточно решения экспертов, которые затруднят регистрацию препарата-аналога. Подобные услуги стоят больших денег.

Согласно полученным данным проекта «Медицинский контроль», из 98 членов консультативно-экспертных групп за последние два года в различных формах получали выгоду от сотрудничества с фармкомпаниями 34 человека на сумму более 26 миллионов гривен. «Всего в различных экспертных группах отрасли работает несколько тысяч таких экспертов. Очевидно, что бенефиты, в сумме получаемые ими, измеряются не пяти- и шести-, а восьмизначными суммами», – подчеркивается в исследовании .

Кстати, дача особо крупных взяток иностранными фармкомпаниями – распространенная практика «цивилизованного» Запада. К примеру, один из крупнейших в мире фармацевтических концернов Pfizer в начале этого года был приговорен в США к штрафу в размере 60$ млн. за взятки чиновникам и врачам за границей. Шведско-британская фармацевтическая компания AstraZeneca в период с 2005 по 2010 год оформляла взятки китайским чиновникам как гонорары за непроведённые лекции. Аналогичных примеров можно приводить множество.

Вышеупомянутый «Медконтроль» опубликовал документы, в которых значатся и конкретные фамилии. Так, член КЭГ «Вакцины и иммунологические препараты» профессор С. Крамарёв за период 2014 – начало 2016 гг. получил более 1 млн. грн. от иностранных фармкомпаний. Другой член этого же КЭГ по экспертизе вакцин и иммунобиологических препаратов Ф. Лапий, по совместительству главный детский иммунолог департамента здравоохранения Киевской городской администрации, получал равную своей годовой зарплате помощь от различных фармкомпаний в размере 76 тыс. грн.

Правда, его дом в престижных Новоселках неподалеку от Вышгорода свидетельтвует о том, что доходы детского иммунолога на порядок выше от задекларированных. Кстати, Ф. Лапию «помогают» основные продавцы вакцин на украинском рынке – крупнейшие мировые производители иммунобиологических препаратов: GSK, «Пфайзер» и MSD.

Но намного больше из этого списка заработал эксперт КЭГ «Эндокринология и обмен веществ» член-корреспондент Национальной академии медицинских наук Украины Б. Маньковский. От его мнения напрямую зависит допуск или недопуск на украинский фармрынок инсулинов.

В 2014-2016 гг. кроме официальной зарплаты этот членкор получил доходов от ряда фармкомпаний в размере 4 млн. грн. Платежи поступали от основных мировых производителей инсулинов, присутствующих на рынке Украины: «Ново Нордиск» и «Санофи». А также от мировых производителей глюкометров (диагностических систем для контроля уровня сахара в крови) – «Эббот» и «Рош».

А теперь представим, о каких суммах со стороны иностранных фармкомпаний может идти речь не отдельным экспертам, а руководителям Украины, оттесняющим украинскую фармацевтическую отрасль в угоду западным конкурентам?

Как говорится, ничего лишнего – только бизнес… на жизнях и здоровье миллионов украинцев.

Сергей ВЯЗЕМСКИЙ

Просмотров: 325

Let’s block ads!(Why?)

http://ruspravda.info/Biznes-na-zhiznyah-i-zdorove-millionov-ukraintsev-24544.html

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: