Лекция 1.7. Акции

Краткий курс о финансовой отчетности предприятия

Хотя выражения “финансовая отчетность” и “бухгалтерский учет” вызывают дрожь и мурашки по спине у многих людей, это неотъемлемый язык бизнеса и инвесторы должны с ним ознакомиться прежде, чем покупать акции. Прелесть в том, что вам не нужно быть финансовым гуру, чтобы понять основы трех основных и наиболее важных финансовых отчетов: о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств. Все три из этих отчетов содержатся в годовом отчете фирмы 10-К и ежеквартальных 10-Q.

Финансовые отчеты открывают вам окна во внутренним мир компаний и помогут судить об их производительности и здоровье их бизнеса. Мы введем вас в курс дела посредством краткого и емкого описания каждого из отчетов ниже. Более подробно финансовая отчетность будет раскрыта в следующем уроке.

Отчет о прибылях и убытках
Что это такое и зачем мне это надо?

Отчет о прибылях и убытках говорит вам, сколько денег компания заработала (ее выручка), сколько она потратила (ее расходы), а разница между этими двумя величинами – есть ее прибыль. Отчет прибылях и убытках раскрывает доходы и расходы компании в течение определенного периода времени, такие как три месяца или год. Информацию об этом вы чаще всего будете встречать в СМИ или финансовых отчетах в виде таких цифр и данных, как: общая выручка, чистый доход или прибыль на акцию.

Отчет о прибылях и убытках отвечает на вопрос: “Насколько хорошо функционирует бизнес данной компании?” или проще говоря, “Зарабатывает ли она деньги?” Фирма должна быть в состоянии приносить больше денег, чем она их тратит, иначе она не сможет долго быть «в бизнесе» или «на плаву». Фирмы с низкими издержками по сравнению с их доходами  и, соответственно, более высокой прибылью по отношению к доходам – ​​особенно привлекательны для инвестиций, поскольку компания приносит больше денег на каждый вложенный в нее доллар, что, в свою очередь, приносит непосредственную пользу вам в качестве акционера.

Доходы, расходы и прибыль
Каждый из трех основных элементов отчета о прибылях и убытках описан ниже.

Доходы.
Раздел доходов, как правило, самая простая часть данного отчета. Чаще всего – это одна цифра, которая представляет собой все деньги, которые заработала компания на протяжении определенного периода времени, хотя крупные компании иногда разбивают данную информацию на несколько подразделов таким образом, чтобы раскрыть  дополнительную информацию по заработанной прибыли, к примеру, в разрезе бизнес – сегментов или по географическому положению. Отметим также, что выручка в общих кругах широко известна, как продажи.

Расходы.
Хотя существует много видов расходов, наиболее распространенными являются: себестоимость реализованной продукции и SG & A (коммерческие, общехозяйственные и административные расходы). Себестоимость реализованной продукции, которая также называется себестоимость проданных товаров, является расходами, которые принимают самое непосредственное участие в создании доходов. Например, компания Gap GPS может потратить $ 10, чтобы сделать рубашку, которую продаст в дальнейшем  за $ 15. Когда она продастся, себестоимость реализованной продукции для этой рубашки будет $ 10 – т.е. то, сколько стоило произвести рубашку Gap для продажи. Коммерческие, общехозяйственные  и административные расходы (SG & A) также широко известны как операционные расходы. Эта категория включает в себя большинство других расходов в ведении бизнеса, включая маркетинг, зарплаты и управление технологическими затратами.

Прибыль.
В своей простейшей форме, прибыль равна общей выручке за вычетом общей суммы расходов. Тем не менее, существует несколько широко используемых подкатегорий прибыли, о которых инвесторы должны быть в курсе. Так, валовая прибыль рассчитывается как выручка за вычетом себестоимости реализации. Она в основном показывает, сколько денег осталось на оплату операционных расходов (а также, надеемся, и прибыли для акционеров) после того, как продажа произошла. Используя наш пример с рубашкой от Gap: Валовая прибыль от продажи  рубашки составила бы $ 5 (, т.е. $ 15 Цена продажи – $ 10 Себестоимость реализованной продукции  = $ 5 Валовая прибыль). Операционная прибыль равна доходам за вычетом себестоимости от продаж и SG & A. Эта цифра представляет собой прибыль компании, полученную от ее реальных операций, из которой также исключены определенные расходы и доходы, которые не могут быть связаны с основными операциями компании. Чистая прибыль, в целом, представляет собой прибыль компании после того, как все расходы, в том числе финансовые расходы, были оплачены. Это число часто называют “нижней строкой” и к этой цифре, как правило, люди прибегают тогда, когда они используют слово «прибыль» или «доходы».

Бухгалтерский баланс
Что это и что нам с этим делать?

Бухгалтерский баланс, также известный как отчет о финансовом состоянии, в основном говорит вам, сколько компания имеет (ее активы), и сколько она должна (ее обязательства). Разница между тем, что она имеет и тем, что она должна, есть  ее акционерный капитал, также обычно называемый “чистые активы”, “капитал акционера” ​​или “собственный капитал”.

Бухгалтерский баланс представляет собой некий «снимок» здоровья компании по состоянию на дату, указанную в финансовой отчетности.

Как правило, если компания имеет гораздо больше активов по сравнению с ее обязательствами, то она находится в хорошей форме. И наоборот, необходимо изучать компанию с большим количеством обязательств по отношению к активам с той же осторожностью, будто вы одалживаете большую сумму денег вашему другу, который обременен большими долгами.

Активы, обязательства и собственный капитал
Каждый из трех основных элементов бухгалтерского баланса описаны ниже.

Активы.
Есть два основных вида активов: оборотные и внеоборотные активы. В рамках этих двух категорий, существует множество подкатегорий, многие из которых будут объяснены в следующем уроке. Текущие или оборотные активы, вероятно, будут израсходованы или конвертированы в денежные средства в течение одного рабочего цикла – обычно определяется как один год. Например, продукты в местном супермаркете будут классифицироваться как текущие активы, т.к. яблоки и бананы должны быть проданы в течение следующего года. К внеоборотным активам, как вы уже догадались, относится все то, что не классифицируется как текущий актив. Например, холодильники в вашем супермаркете будут классифицироваться как внеоборотные активы, т.к.  маловероятно то, что они будут “израсходованы” или преобразованы в денежные средства в течение одного года.

Обязательства.
Подобно активам, есть две основные категории обязательств: текущие и внеоборотные обязательства. Краткосрочные обязательства  – это обязательства, которые фирма должна погасить в течение года. Простым примером может быть следующее: допустим, что ваш супермаркет купил и получил $ 1.000 яиц с местной фермы, но оплату произведет лишь через месяц.  Внеоборотные обязательства являются оборотной стороной внеоборотных активов. Эти обязательства представляют собой деньги, которые компания заняла на срок год и более в будущем. Например, бакалейщик может заимствовать $ 1 миллион у банка для нового магазина, который он должен выплатить в течение пяти лет.

Капитал.
Капитал представляет собой часть компании, которая принадлежит акционерам. Поэтому его обычно называют собственным капиталом. Как описано выше, собственный капитал равен сумме активов за вычетом совокупных обязательств. Хотя существует несколько категорий в составе собственного капитала, двумя крупнейшими являются оплаченный капитал и нераспределенная прибыль. Оплаченный капитал представляет собой сумму денежных средств, уплаченных за акции акционерами, когда акции были впервые предложены публике. Он в своей основе представляет, сколько денег фирма получила, когда продала свои акции. Нераспределенная прибыль представляет собой общую прибыль, которую компания заработала с момента ее начала и до настоящего времени за минусом того, что было выплачено акционерам в виде дивидендов. Так как это кумулятивная величина, если компания в течение долгого времени терпела убытки, нераспределенная прибыль может стать отрицательной и будет переименована в “нераспределенный убыток».

Отчет о движении денежных средств
Что это и для чего это нам нужно?

Отчет о движении денежных средств говорит вам, сколько денег вошли в компанию и вышли из нее в течение определенного периода времени, например квартала или года. Вы можете задаться вопросом, для чего нужен этот документ финансовой отчетности, т.к. уже есть подобный ему отчет о прибылях и убытках, который показывает, сколько выручки пришло в компанию и сколько расходов ей пришлось понести.

Отличие заключается в сложной концепции в связи с учетом методом начислений. В отчете о прибылях и убытках: учет операций производится  методом  начислений  и требует от компаний отражать доходы и расходы в отчете тогда, когда происходят сделки, а не при обмене наличными. Хотя это объяснение кажется достаточно простым, на практике возникает путаница, и отчет о движении денежных средств помогает инвесторам разобраться.

Отчет о движении денежных средств очень важен для инвесторов, поскольку он показывает, сколько денег компания сгенерировала фактически. С другой стороны, отчет о прибылях и убытках часто включает в себя неденежные доходы или расходы, которые отчет о движении денежных средств не включает.

У компании, которая является вашей потенциальной инвестицией очень важно прослеживать ее способность генерировать денежные средства. Многие компании показывают прибыль в отчете о прибылях и убытках, но в дальнейшем страдают от нехватки денежных средств. Пристальный взгляд на отчет о движении денежных средств этих компаний, возможно, предупредит инвесторов о том, что «тяжелые времена» еще впереди.

Три компонента отчета о движении денежных средств

Поскольку компании могут генерировать и использовать денежные средства несколькими различными способами, отчет о движении денежных средств, разделен на три секции: денежные потоки от операционной деятельности, от инвестиционной деятельности, а также от финансовой деятельности.

Денежный поток от операционной деятельности показывает, сколько денег компания получила от своей основной деятельности, в отличие от второстепенных мероприятий, таких как инвестиции или заимствования. Инвесторы должны внимательно посмотреть, сколько денежных средств фирма генерирует от операционной деятельности, т.к. именно они рисуют лучшую картину того, насколько хорошо бизнес приносит денежную наличность, которая в конечном итоге принесет пользу акционерам.

Поток денежных средств от инвестиционной деятельности компании  показывает сумму денежных средств, потраченную на инвестиции. Инвестиции, как правило, классифицируются как капитальные расходы – т.е. деньги, потраченные на такие предметы, как новое оборудование или что-либо другое, необходимое для поддержания работы бизнеса;  или денежные вложения, такие как покупка или продажа фондов денежного рынка.

Поток денежных средств от финансовой деятельности  включает в себя какую-либо деятельность, участвующую в операциях с собственниками компании или должниками. Например, денежные поступления от нового займа или дивидендов, выплачиваемых инвесторам, найдут свое отражение в этом разделе.

Свободный денежный поток станет для вас в дальнейшем очень знакомым термином.  Проще говоря, он представляет собой количество избыточной наличности генерируемой компанией, которая может быть использована для обогащения акционеров или инвестирована в новые возможности для бизнеса, не нанося вред существующим операциям. Таким образом, она считается «свободной». Хотя существует много методов определения свободного денежного потока, наиболее распространенный метод  – это вычитание из чистого денежного потока, полученного от операционной деятельности капитальных затрат (т.о. полученная величина найдет свое отражение в разделе: «денежный поток от инвестиционной деятельности»).

Главный вывод

Уф !!! Мы вместе с вами только что прошли через основы финансовой грамотности всего за один урок! В то время как мы хотим повторить, что существуют гораздо более интересные аспекты в инвестировании в акции, помимо изучения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, для инвесторов  очень важно знать и понимать язык бизнеса. Мы также рекомендуем вам отточить свои свежеприобретенные навыки, взглянув подробней на более детальное обсуждение, посвященное финансовой отчетности в следующем уроке.

http://ec-analysis.livejournal.com/100312.html