Лекция 1.8. Акции

Знакомимся с базовыми коэффициентами

Теперь, когда вы изучили основы финансовой отчетности (язык бизнеса), давайте изучим основной язык инвестирования.

Коэффициенты являются обычным инструментом, используемым инвесторами, чтобы связать цену акции с тем или иным компонентом деятельности компании. Эти коэффициенты окажутся особенно полезными, если вы знаете их предельно допустимый размер.

Но прежде чем мы перейдем к расчету любых соотношений, мы должны сначала рассмотреть некоторые основные определения.

Прибыль на акцию

Прибыль на акцию (EPS) – это чистый доход фирмы (как правило, в течение 12 последовательных месяцев), разделенный на количество акций в обращении. EPS рассчитывается  в двух вариантах: базовом и раздвоенном. Базовая прибыль на акцию включает в себя только фактические выпущенные акции компании, в то время как разводненная прибыль на акцию представляет все потенциальное количество акций, которое может быть выпущено с учетом текущих опционов на акции и пр.
 Разводненная прибыль на акцию является более “консервативным” подходом.

EPS = (общая прибыль компании) / (акции в обращении)

Хотя показатель EPS может дать вам беглое представление о прибыльности компании, он не должен быть использован изолированно от изучения денежного потока и различных показателей производительности фирмы.

Рыночная капитализация

Рыночная капитализация – есть по существу не что иное, как рыночная стоимость компании. Данный показатель рассчитывается путем умножения количества акций на текущую цену акций. Например, если существует 10 миллионов выпущенных акций АБВ компании и ее акции в настоящее время торгуются на уровне $ 25 за акцию, рыночная капитализация АБВ компании составляет $ 250 млн. В ближайшее время мы с вами узнаем, что капитализация рынка дает представление не только о размере компании, но также может быть использована при расчете базовых коэффициентов оценки.

Рыночная капитализация = (Цена акции) х (Количество акций в обращении)

Норма прибыли

Так же, как есть три вида прибыли – валовая, операционная и чистая – есть также три вида нормы прибыли, при расчете которых можно приобрести более глубокое представление о  прибыльности компании. Показатель валовой маржи – это просто валовая прибыль, деленная на выручку и т.д. Маржа обычно указывается в процентах.

Валовая маржа = (Валовая прибыль) / Выручка
Операционная маржа = (Операционная прибыль) / Выручка
Маржа (или рентабельность) по чистой прибыли = (Чистая прибыль) / Выручка

Отношение Цена / Прибыль и связанные с ним показатели

Одним из наиболее популярных методов оценки является соотношение Цена / Прибыль, или P / E. P / E представляет собой цену акции, деленную на EPS (т.е. прибыль на акцию) за последние 4 квартала. В качестве примера: при цене за акцию на биржевой торговле в размере $ 15 с прибылью в $ 1 за акцию –  за предыдущий год P/E  составит 15.

P / E = (Цена на акцию) / EPS

Соотношение P / E дает примерное представление о цене, которую инвесторы платят за акцию относительно лежащей в ее основе доходности. Это быстрый и грубый способ оценки, насколько дешево или дорого может стоить акция. Как правило, чем выше соотношение P / E, тем больше инвесторы готовы платить за ту денежную доходность, которая приносит компания. Высокий показатель P / E акции (Обычно тот, у которого P / E выше 30), как правило, имеет более высокий темп роста и / или ожидание оборота прибыли. В то же время, низкий P / E акции (обычно тот, у которого P / E ниже 15), как правило, имеет более медленный рост и / или меньшую перспективу на будущее.

Соотношение P / E также может быть полезным, если сравнивать его с P / E аналогичных
компаний, чтобы увидеть, сколько зарабатывают конкуренты. Кроме того, вы можете сравнить P/E компании со средним P / E у Индекса S & P 500 или какого-либо другого базового индекса, чтобы получить примерное представление о том, насколько дорого оценивают акцию относительно более широкого рынка.

Другим полезным вариантом использования P / E является оценка доходности по прибыли – т.е. EPS, деленный на стоимость акции. Т.о. показатель доходности по прибыли – это коэффициент, обратный P / E. Так, высокая доходность по прибыли указывает на относительно недорогую стоимость акции, в то время как низкая доходность по прибыли указывает на более дорогую стоимость акции. Это может быть полезным для сравнения доходности по прибыли ценных бумаг с доходностью 10- или 30-летними казначейскими облигациями, чтобы получить представление о том, насколько дорога акция.

Доходность по прибыли = 1 / (P/ E) = EPS / (Цена акции)

Также иной полезный вариант использования коэффициента P / E – это расчет с помощью него  PEG коэффициента (англ.PEG ratio, Prospective Earnings Growth Ratio).  Высокое значение коэффициента P / E, в целом, означает, что рынок ожидает, что компания сможет быстро нарастить свою прибыль в будущем, иными словами: большая часть потенциальных доходов ожидается при их поступлении в будущем. Это означает, что рыночная стоимость данной компании (которая отражает ожидание тех будущих доходов) гораздо больше относительно тех доходов, которая компания имеет на данный момент.

Коэффициент PEG поможет вам определить, взлетела ли цена на акцию слишком высоко относительно того, сколько инвесторы платят за рост компании. Показатель PEG- есть ни что иное, как прогнозируемый коэффициент P/E или Forward P/E (Forward P/E  – это отношение текущей рыночной цены акции компании Price к ожидаемой прибыли на акцию E (expected EPS — expected earnings per share)), деленный на ожидаемый прирост доходов компании в течение следующих пяти лет (по предсказанию на основе оценок и соглашения  Wall Street). Например, если у компании  Forward P / E = 20 с ежегодным приростом дохода, по оценкам, в среднем в 10%, PEG коэффициент данной компании будет составлять 2.0. Опять же, чем выше значение PEG, тем относительно более дорого оценивается акция.

PEG = (Forward P/E) / (5-летний прирост EPS)

Как и с другими коэффициентами, PEG  необходимо также пользоваться с осторожностью. Коэффициент PEG опирается на две различные оценки аналитиков Wall Street, где по одной оценке в знаменателе должна быть ожидаемая прибыль на акцию в течение 1го следующего за текущим годом, в то время как по другой оценке необходимо брать 5-летнюю перспективу роста прибыли компании в будущем, что, в свою очередь, может вдвойне усилить оптимистичные или пессимистичные прогнозы.  Данный коэффициент также разделяется между двумя крайностями: нулевого роста или гипер-роста компаний.

Коэффициент Цена/Продажи

Коэффициент Цена / продажи (P/S) рассчитывается по аналогии с P/E, за исключением того, что в качестве знаменателя вместо прибыли фигурирует годовой объем продаж компании.  Преимущество использования соотношения P/S заключается в том, что оно основано на продажах, и эта та цифра, которой намного труднее манипулировать, чем доходами и она также подвержена меньшему количеству бухгалтерских оценок. Кроме того, поскольку продажи имеют тенденцию быть более стабильным, чем доходы, P / S может быть хорошим инструментом для просеивания и отслеживания циклических и других компаний с колебаниями по модели прибыли.

P / S = (Цена акции) / (Выручка на одну акцию) = (Рыночная капитализация) / (Общая выручка)

При использовании коэффициента P / S, важно иметь в виду, что доллар прибыли имеет по существу то же значение, независимо от уровня продаж, необходимых для его создания. Это означает, что  доллар с продаж  высоко прибыльной фирмы стоит больше, чем доллар с продаж для компании с низким коэффициентом рентабельности. Таким образом,  коэффициент Цена/Продажи, как правило, является полезным только при сравнении компаний в аналогичных отраслях.

Для того, чтобы понять различия в различных отраслях, давайте сравним магазин продовольственных товаров с промышленностью медицинских изделий. Продуктовые магазины, как правило, имеют очень маленькие прибыли, зарабатывая лишь несколько центов на каждый доллар с продаж. Таким образом, бакалейные имеют средний коэффициент P / S = 0.5, один из самых низких среди всех исследованных индустрий Morningstar. Что значит, что необходимо осуществить много продаж, чтобы создать доллар прибыли в продуктовом магазине, поэтому инвесторы не ценят эти доллары с продаж очень высоко.

В то же время, производители медицинского оборудования имеют намного более высокую рентабельность с продаж. По отношению к бакалейщикам, для медицинской промышленности для того, чтобы создать доллар прибыли не потребуется столько много усилий.
Неудивительно, что производители оборудования имеют высокое среднее соотношение P /S =  5.0.
Таким образом, индустрия продовольственных товаров с P / S = 2.0. будет выглядеть довольно дорого, в то время как производитель медицинского устройства с тем же P / S может оказаться жутко дешевым.

Коэффициент Цена/Балансовая стоимость

Другой общей мерой оценки является коэффициент Цена / балансовая стоимость (P/B), который оценивает стоимость акций на рынке с учетом балансовой стоимостью предприятия (также известной как акционерный капитал), взятой из последнего баланса фирмы. Балансовую стоимость можно рассматривать как то, что бы осталось для акционеров, если компания свернула бы все свои операции, расплатилась со своими кредиторами, собрала все деньги от своих должников и ликвидировала бы себя.

Балансовая стоимость на акцию = (Общий Акционерный капитал) / (Акции в обращении)

P / B = (Цена акции) / (балансовая стоимость на акцию) = (Рыночная капитализация) / (Общий Акционерный капитал)

Как и с другими коэффициентами, которые мы рассмотрели ранее, есть некоторые предостережения в использовании  P/B. Например, балансовая стоимость не может точно измерить ценность компании, особенно если фирма обладает значительными нематериальными активами, такими как: фирменное наименование, доля рынка, и другие конкурентные преимущества. Самые низкие показатели P/B, как правило, в капиталоемких отраслях, таких как ЖКХ и розничная торговля, в то время как наиболее высокие коэффициенты P/B в таких областях, как производство фармацевтических препаратов и потребительских товаров, в которых нематериальные активы являются более важными.

Коэффициент Цена/Балансовая стоимость (P/B)  также привязан к рентабельности собственного капитала (ROE), который равен чистой прибыли, деленной на акционерный капитал. При рассмотрении двух компаний, которые при прочих равных условиях равны, компания с более высоким  ROE будет иметь более высокий коэффициент P/B. Высокий P/B не должен быть причиной для беспокойства, особенно если компания постоянно получает высокий ROE.

Коэффициент Цена/Денежный поток

Коэффициент Цена/Денежный поток (P/CF) используется обычно не так часто, и не так известен, как те коэффициенты, которые обсуждались ранее. Он рассчитывается аналогично коэффициенту P/E, за исключением того, что он использует операционный денежный поток вместо чистой прибыли в качестве знаменателя.

P / CF = (Цена акции) / (Операционный денежный поток на акцию)

Поток денежных средств может быть в меньшей степени подвержен бухгалтерским махинациям, чем доходы, так как он измеряет фактическую наличность, а не бумаги или бухгалтерскую прибыль. P/CF может быть полезным для таких фирм, как ЖКХ и кабельные компании, которые могут иметь больше наличных денег, чем бухгалтерской прибыли, указанной в отчетности.
Коэффициент P/CF также может быть использован вместо P/E, когда у компании существует много разовых  расходов, которые порой приводят к отрицательному значению прибыли.
Дивидендная доходность

Есть два способа заработать деньги при покупке акций – доходы от прироста капитала (когда акции идут вверх в цене) и выплаты дивидендов. Дивиденды – это платежи, которые компании выплачивают  непосредственно акционерам.

Дивидендная доходность на протяжении многих лет остается важной мерой оценки.  Дивидендная доходность равна годовому значению дивиденда компании на одну акцию, деленному на цену акции. Таким образом, если компания выплачивает ежегодно дивиденд в размере $ 2,00, а цена акции данной компании торгуется на уровне $ 100 за шт., ее дивидендная доходность равна 2,0%. Если же цена акции упала до $ 50 за акцию, дивидендная доходность вырастет до 4,0%. И наоборот, при прочих равных условиях, доходность дивидендов падает, когда цена акции идет вверх.

Дивидендная доходность = (Годовой размер дивиденда на акцию) / (Цена акции)

Акциями с высокой дивидендной доходностью, как правило, обладают уже зрелые компании с незначительными возможностями для дальнейшего роста. Экономическое обоснование данного факта объясняется тем, что эти компании уже не в состоянии найти достаточное количество перспективных проектов  для инвестирования в будущий рост бизнеса, поэтому они большую часть прибыли выплачивают обратно акционерам в виде дивидендов. В то время как предприятия ЖКХ считаются типичным представителями компаний, выплачивающими дивиденды, вы также можете найти большие перспективы роста дивидендных выплат у фармацевтической промышленности.

Дивиденды в последнее время снова стали привлекать внимание инвесторов. Большим драйвером перефокусировки на дивидендную политику компании послужило недавнее изменение в американском налоговом законодательстве, которое снизило ставку налога на дивиденды. Так что если вы в поисках доходов в виде дивидендов от ваших фондовых инвестиций, помните, что лучшие высокодоходные акции генерируют значительные денежные потоки, обладают здоровым балансом, а также характеризуются относительной стабильностью бизнеса. И, если вы рассчитываете на данный поток дивидендов в качестве вашего основного дохода, будет также хорошей идеей проверить стабильность данных выплат компанией в исторической перспективе.
Главный вывод

Таким образом, в данном уроке мы с вами изучили то, как рассчитать множество различных показателей, однако понимание компонентов этих отношений является ключом к изучению языка инвесторов. Также очень важно уже в самом начале понимать, когда акция стоит на рынке дешево, а когда дорого. Хорошая новость заключается в том, что если вы инвестируете достаточно долго, показатели, изученные выше станут для вас «вторым я».

http://ec-analysis.livejournal.com/100702.html