Плата за ТВ-пропаганду. Пойдут ли на это жители Украины?

С 1 января на Украине вступает в силу законопроект № 3504, который вносит поправки в национальные особенности ТВ-трансляции и радиовещания. Теперь все общенациональные каналы, за исключением нескольких государственных, станут платными. Жителей Украины обязывают платить за рекламу и ТВ-пропаганду, которая изливается на них усиленным потоком уже третий год подряд.

История вопроса

Телевидение – это звено кланово-олигархической системы, которая установилась на Украине. Эта система состоит из финансово-промышленных групп (ФПГ) во главе с крупнейшими олигархами и группами лоббистов, подконтрольных парламентских партий и телевизионных каналов как средств массового управления.

Борьба между ФПГ идёт только за одно: за доступ к государственному бюджету, а значит, к национализации убытков и приватизации прибылей.

Все частные ТВ-каналы крупнейших ФПГ являются убыточными:

– группа «1+1 media» Игоря Коломойского и ФПГ «Приват» (“1+1”, “2+2”, ТЕТ, “ПлюсПлюс”, “Униан ТВ”, “Бигуди”);

– группа зятя Леонида Кучмы Виктора Пинчука StarLightMedia (СТБ, ICTV, Новый канал, QTV, М1 и М2);

– “Медиа Группа Украина” Рината Ахметова (“Украина”, НЛО TV и “Индиго TV”);

– Inter Media Group Сергея Лёвочкина и Дмитрия Фирташа (“Интер”, НТН, “Мега”, “Enter-фильм”, “Пиксель”, K1, K2, Zoom и EuroNews).

При этом, как заявляет медиаэксперт Александр Глущенко, ТВ-рынок Украины сознательно и умышленно [искусственно] расширялся, значительно обгоняя рекламный рынок. Даже в период роста, т.е. в 2011-2012 гг.

* * *

Расширение сети убыточных каналов, которые жили далеко не только от рекламы, но и от спонсорского финансирования и «политических» денег, было вызвано борьбой за власть между ФПГ. Так, в 2012-м названные выше крупнейшие медиахолдинги пролоббировали закон о т.н. УПУ – универсальной программной услуге.

Дело в том, что начиная с середины 90-х и до 2010 г. ТВ-рынок проходил трансформацию от частных новаторских каналов до инструментов влияния ФПГ.

Кабельные провайдеры в 2005 году стали исключать ряд общенациональных уже олигархических телеканалов из сетки своего вещания. В зависимости от своих приоритетов.

Образовалась ситуация, когда медиахолдинги не имели монопольного влияния на зрительскую аудиторию, а кабельные провайдеры стали диктовать политику крупным телеканалам.

* * *

Эта т.н. проблема решилась путём принятия лоббистского закона об УПУ – списке обязательных бесплатных каналов, которые должны были транслировать кабельные операторы.

Закон нанёс ущерб кабельным операторам, так как увёл от них прибыль: зрителям достаточно было этих 32 каналов, а дополнительную платную подписку они оформляли неохотно.

Медиахолдинги получили от этого закона прибыль, так как значительно расширили свою аудиторию, что на фоне устойчивого рекламного рынка при Януковиче приносило компенсацию затрат на трансляцию и производство телевизионного продукта.

Медиахолдинги проспонсировали бесплатную раздачу на Украине ТВ-тюнеров Т2, которыми снабжались целые страты населения. Потратили на это миллионы гривен. Правда, как это обычно делается на Украине, не своих денег, а бюджетных. Под видом благотворительности и государственной программы, но для своего частнособственнического интереса за деньги налогоплательщиков.

Так, кстати, и готовилась почва для того деформирующего информационного влияния, которое оказывали украинские медиахолдинги на психику и ценности простого украинца начиная с 2014 года. Отметим, что закон был принят и пролоббирован именно в 2012-м, в то время, когда, к примеру, будущий соорганизатор евромайдана Сергей Лёвочкин приобрёл у Валерия Хорошковского группу «Интер».

Борьба шла за наиболее глубокое вхождение в телевизор каждого домохозяйства Украины, и она увенчалась успехом для ФПГ.

Теперь каждого жителя Украины обязывают платить за пропаганду

После евромайдана и резкого падения экономики при Яценюке-Порошенко упала не только платёжная способность украинца, резко упал и рынок рекламы, связанный с этой платёжеспособностью.

Медиахолдинги оказались в состоянии ещё большей убыточности, так как реклама все меньше и меньше стала покрывать расходы на производство и трансляцию.

В конце 2015-го народный депутат Виктория Сюмар, член партии «Народный фронт», спонсируемой Игорем Коломойским, внесла законопроект о сокращении, а потом и о практической отмене УПУ. То есть того списка обязательных общенациональных ТВ-каналов, которые должны бесплатно транслироваться каждым оператором кабельной сети.

Законом устанавливается требование к операторам кабельной сети платить за трансляцию пакетов ТВ-каналов вышеуказанных ФПГ: по гривне-две с каждого абонента за каждый пакет каналов каждому медиахолдингу в месяц. На круг получается 40-50 гривен в месяц сверх абонентской платы провайдеру и десятки миллионов гривен в год от провайдера медиахолдингам.

Некоторые кабельные операторы, например в Одессе, уже заявили о выключении из сети украинских каналов начиная с 1 января, если не будет установлена чёткая договорённость с ними.

* * *

Закон о платном телевидении опять пролоббирован крупными ФПГ, как и предыдущий закон об обязательном списке каналов.

Группа Коломойского и группа Пинчука активно поддерживали этот законопроект, так как он приносит медиахолдингам так необходимые сейчас финансы для продолжения своей деятельности. Их каналы лидируют по популярности в стране и, вероятно, чтобы смотреть СТБ, зрителю придётся приобрести подписку и на весь пакет каналов Пинчука, а группы Ахметова и Лёвочкина пойдут пристяжными к ним.

При этом аудитории «Интера» и СТБ разнятся как по регионам, так и по ментальности, что в итоге приведёт к большей сегментации общества по убеждениям и интересам и, как вариант, меньшему влиянию таких зомбоканалов и отъявленных пропагандистов, как «1+1» и ICTV.

В сложной ситуации снижения рекламных доходов – это шанс удержаться на плаву, но это и неизбежное снижение своего влияния, так как зритель перестанет видеть в одном пакете весь спектр пропагандистских каналов ТВ, уйдёт в Интернет или на спутник. Где есть шанс встретить иную точку зрения, которую не допускали в олигархическое ТВ-пространство Украины на протяжении трёх лет.

* * *

А это приведёт к спаду информационной зависимости и информационного влияния. Пусть не намного, но и этого уже достаточно для выхода Украины из состояния массовой истерии и озлобленности по отношению к России, которое усиленно навязывается всеми информационными каналами украинских олигархических групп начиная с 2014-го.

Василий НАКОНЕЧНЫЙ: http://politobzor.net/show-116177-plata-za-tv-propagandu-poydut-li-na-eto-zhiteli-ukrainy.html

http://cont.ws/post/458657

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: