23 февраля 1918 года родился Алексей Степанович Хлобыстов

Этот день в истории: (фото)

Алексей Хлобыстов родился 23 февраля 1918 года в селе Захаровка Михайловского уезда Рязанской губернии  (ныне село Елино Захаровского района Рязанской области), в семье крестьянина. Окончил 7 классов. Первоначально работал электромонтёром на Карачаровском механическом заводе, затем в НИИ металлургического машиностроения в Москве. Летать учился в Устомском аэроклубе в 1938 году. В Красной Армии с 1939 года. Закончив Качинскую военную авиационную школу пилотов в 1941 году, попал служить в 20-й ИАП.

В июне 1941 года лейтенант А. С. Хлобыстов был отправлен в 153-й авиационный полк  (Ленинградский фронт), где 7 июля одержал первую победу на самолёте И-153, сбив вражеский истребитель Ме-109. Он был тогда ещё совсем неопытным пилотом, не имевшим той уверенности и твёрдости, которая присуща старым, испытанным бойцам. Радость и волнение настолько захватили его, что полковой врач, осмотрев его после вылета, нашёл у лётчика повышенную температуру и отправил его в санчасть. 

 

 

Конечно, молодость взяла своё, и он так же быстро успокоился, как и разволновался. Уже через час оказалось, что температура у него нормальная и вообще он может спокойненько отправляться в очередной полёт.

Вскоре, 7 июля 1941 года, ему удалось серьёзно повредить ещё один вражеский самолёт, который был вынужден совершить вынужденную посадку рядом с нашим аэродром. За эти победы 23 июля 1941 года был награждён орденом Красного Знамени. Позже полк был переброшен на Волховский фронт.

В декабре 1941 года Алексей прибыл в 147-й истребительный авиационный полк  (Kарельский фронт), около Mурманска, летающий на американских истребителях Curtiss P-40 “Томагаук”.

 

Самолёт Р-40В 'Томагаук' А.С.Хлобыстова.

 

8 апреля 1942 года 6 машин 147-го ИАП были подняты на перехват группы из 15 пикировщиков Ju-87 и 5 многоцелевых самолётов Ме-110. Один “Стодесятый” был сбит, но вскоре появилась новая группа вражеских самолётов из 8 Ме-109.

Хлобыстов атаковал Ме-110 и зажав его поливал огнём. Однако “Мессер” продолжал лететь, огрызаясь огнём стрелка. И тогда, Алексей ударил его крылом своей машины, после чего, Ме-110 повалился вниз и взорвался на земле. Самолёт Алексея Хлобыстова получил лишь незначительное повреждение крыла и вскоре Алексей присоединился к группе капитана А. П. Позднякова  (фото)  и Ивана Фатеева, чтобы атаковать Ju-87.

Один “Юнкерс” взорвался после атаки Позднякова, а другие стали быстро разворачиваться и уходить на свою территорию. Но тут в бой вступили истребители противника. Поздняков атаковал в лоб командира группы Ме-109 и таранил его. Оба самолёта при столкновении взорвались… За этот подвиг командир эскадрильи 147-го ИАП Алексей Павлович Поздняков посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. 

 

Алексей Павлович Поздняков

 

Хлобыстов был ранен в бою с двумя другими Ме-109 и, выбрав момент, уже повреждённым крылом своего Р-40 срезал хвост вражеской машины. Продолжая полёт он наблюдал, как его жертва упала на землю и взорвалась, не давая пилоту шансов на спасение…

Алексей Хлобыстов не только выполнил 2 тарана в одном бою, но и вернулся на аэродром с сильно повреждённым крылом своего “Томагавка”!

 

Алексей Хлобыстов у своего Р-40

 

В материалах наградного листа о втором таране лётчика сказано следующее:

“В самый критический момент боя, когда в него вступила вторая группа самолётов противника 8 Ме-109, Хлобыстов сошёлся в лобовой атаке с двумя Ме-109, попытавшимися взять его в клещи.

Передав товарищам по радио: “За Родину !   Иду на таран !”, Хлобыстов вторично в этом бою таранил самолёт противника, на этот раз Ме-109, ударив по плоскости его своей правой плоскостью. В результате тарана Ме-109 был сбит, а у самолёта Хлобыстова отбита часть плоскости до центра звезды и часть элерона. Несмотря на это, Хлобыстов довёл машину до своего аэродрома”.

Всего в этом бою лётчики 147-го авиаполка сбили 5 вражеских самолётов. 

 

Р-40 Хлобыстова

 

9 мая 1942 года Хлобыстов в составе группы сбил 3 вражеских истребителя Ме-109.

14 мая 1942 года он одержал ещё одну победу, сбив истребитель Ме-109. Уже в самом начале боя его самолёт был повреждён пулемётной очередью. Алексей был ранен в ногу и руку. Задымил и тут же вспыхнул мотор. Машина стала медленно терять высоту и тут он увидел прямо перед собой, чуть ниже, вражеский истребитель. И Алексей не раздумывая бросил свой “Тамагаук” на самолёт противника. Это был его 3-й воздушный таран!

После этой победы Алексей долгое время провёл в госпитале, там же узнал о присвоении ему высокого звания Героя Советского Союза.

К тому времени лейтенант А. С. Хлобыстов он совершил 266 успешных боевых вылетов. Проведя 16 воздушных боёв, сбил 4 самолёта лично и 6 в группе с товарищами.

 

А.Хлобыстов принимает поздравления...

 

После госпиталя его направили в Подмосковье – подлечиться и отдохнуть в санатории ВВС. После вручения в Кремле “Золотой Звезды” и ордена Ленина, Хлобыстову предоставили небольшой отпуск для поездки домой.

В газетах тогда часто появлялись заметки, в которых говорилось о победах, одержанных Хлобыстовым и его товарищами по эскадрилье. В номере за 25 июня 1942 года в статье “Такая уж привычка” сообщается, что, вылетев на разведку, Хлобыстов в паре с лётчиком Крымским обнаружил и уничтожил “Мессершмитт”. Ещё через 2 дня неразлучная пара Хлобыстов – Крымский опять уничтожила истребитель противника. День спустя очередной жертвой славного Гвардейца стали сразу 2 вражеских самолёта – “Мессер” и “Юнкерс”, сбитые им совместно с лётчиками Пшенёвым и Жариковым.

 

Обломки вражеского самолёта сбитого Гвардии капитаном А. С. Хлобыстовым.

 

В штабе части и в штабе соединения вели точный учёт сбитых нашими лётчиками самолётов. Всё заносилось в карточки, записывалось в сводки. Сам Хлобыстов в такой записи не нуждался. Потому что он помнил каждый сбитый им самолёт, каждый оставлял метку в его душе, а случалось, что и на теле. 

 

Tomahawk Mk.IIb А.С.Хлобыстова.

 

Осенью он сбил свой очередной самолёт. Этот ему особенно запомнился. Наверное, потому, что при этом он и сам потерял и свою машину. Его истребитель, получив сильные повреждения, упал на землю. С помятой грудной клеткой очутился Хлобыстов в госпитале. Было обидно и больно. Больно не только оттого, что помята грудь. До боли в сердце жалел он свой истребитель, с которым успел сродниться и который, когда он летал, был как бы продолжением его самого, его рук и ног. Он лежал весь забинтованный: и лицо и грудь. И когда друзья пришли его навестить, они не сразу узнали его. Кто – то пошутил по этому поводу:

 

А.Хлобыстов у своего Р-40

 

– А враги уже узнают почерк Алексея Хлобыстова.

Алексей сделал вид, что не расслышал этих слов. Он интересовался жизнью полка, спрашивал, получили ли новые самолёты, которые тогда ждали. Он вновь мечтал о полётах, о боях и о новых победах.

 

Tomahawk Mk.IIb А.С.Хлобыстова.

 

Вскоре он вернулся на фронт. И снова фронтовые изнурительные будни, вылеты, воздушные бои, радость побед и горечь утрат, когда не возвращались с задания товарищи.

Когда лётчики поднимались по тревоге в воздух, их провожали те, кто оставался на земле. Провожали и надеялись, что все благополучно вернутся на свой аэродром. Хлобыстов, обычно, шутил:

– Я всегда прилечу. Хоть на костылях, хоть на одном крыле, а доберусь до своих.

Но вот однажды боевые товарищи не дождались его. 13 декабря 1943 года, командир эскадрильи 20-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан А. С. Хлобыстов, погиб, выполняя разведывательный полёт над территорией занятой противником.

Наземные войска наблюдали в районе падения его самолёта мощный взрыв и сильный пожар. Не исключено, что свой последний полёт лётчик завершил 4-м тараном – огненным. 

 

 

К тому времени Алексей Хлобыстов совершил 335 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов лично и 24 в группе с товарищами  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 6 личных и 33 групповые победы лётчика. ], был награждён вторым орденом Красного Знамени.

Подвиги Героя не забыты. В Москве и Мурманске есть улицы, носящие его имя. В Килп – Ярве, под Мурманском, есть школа которая носит имя Хлобыстова. Там, в музее боевой славы, собрано немало материалов об отважном лётчике.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана А. С. Хлобыстова:
(Из книги М. Ю. Быкова – “Победы сталинских соколов”.  Издательство “ЯУЗА – ЭКСМО”, 2008 год.)


п / п
Д а т а
Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1
05.07.1941 г.
1  Ме-109
сев. озера Коневиста
И-153, “Томагаук”, “Киттихаук”.
2
07.07.1941 г.
1  И-15  (финский)
Саккола
3
04.08.1941 г.
1  “Гладиатор”
Констан – Лахти
4
18 – 26.12.1941 г.
14  Ме-109  (в группе – 14 / ?)
Большая Западная Лица – Рестикент
5
1  Не-111  (в группе – 1 / ?)
Большая Западная Лица – Рестикент
6
13.02.1942 г.
5  Ме-109  (в группе – 5 / 6)
оз. Куик-Явр – Лубол – оз. Нял-Явр
7
08.04.1942 г.
1  Ме-110  (в группе – 1 / 5)
Рестикент
8
1  Ju-87  (в группе – 1 / 5)
Рестикент
9
1  Ме-110  (сбит тараном)
Рестикент
10
1  Ме-109  (сбит тараном)
Рестикент
11
23.04.1942 г.
1  Ме-110  (в группе – 1 / 8)
озеро Пяйве – Явр
12
2  Ме-109  (в группе – 2 / 8)
озеро Пяйве – Явр
13
3  Ju-87  (в группе – 3 / 8)
озеро Пяйве – Явр
14
29.04.1942 г.
2  Ме-109  (в группе – 2 / 6)
Большая Западная Лица
15
09.05.1942 г.
1  Ме-109  (в группе – 1 / 6)
Большая Западная Лица
16
2  Ме-109  (в группе – 2 / 5)
Западная Лица
17
14.05.1942 г.
1  Ме-109
Западная Лица

      Всего сбитых самолётов – 6 + 33;  боевых вылетов – 335.

Источник

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: