Воздушно-космический щит СНГ: реалии и перспективы

ЗРК С-300
Перевод пусковых установок ЗРК С-300 в боевое положение
Источник: Виталий Невар/ТАСС

В современном мире все четче просматривается закономерность применения средств воздушно-космического нападения и высокоточного оружия для достижения гарантированного успеха в вооруженных конфликтах. Уже сегодня возможности такого оружия позволяют развитым государствам мира в относительно короткие сроки создавать мощные авиационные группировки вблизи границ других стран и решать задачи любого уровня. Среди них: завоевание и удержание господства в воздухе, подавление системы государственного и военного управления, уничтожение наиболее важных объектов экономики и инфраструктуры противостоящего государства, а при необходимости – разгром группировок войск противника для создания условий успешного завершения конфликта.

Следовательно для сдерживания возможной агрессии необходима современная, эффективная система ПВО, способная как обеспечивать выполнение задач мирного времени, так и ведение согласованных боевых действий по отражению воздушно-космического нападения. Однако содержание такого гаранта военной безопасности обходится очень дорого, особенно для небольших государств.

Именно по этому в феврале 1995 году в г.Алма-Ате 10 стран Союза независимых государств подписали бессрочное соглашение о создании объединенной системы ПВO СНГ, а в январе 1996 года утвердили Концепцию охраны воздушного пространства государств – участников СНГ, в которой договорились о совместном контроле, разведывательных действиях и защите воздушного пространства.

На сегодняшний день в ОС ПВО участвуют 7 стран: Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Система развивается по региональному принципу и включает три объединенных региональных системы ПВО: Восточно-Европейскую (Россия и Беларусь), Кавказскую (Россия и Армения) и Центрально-Азиатскую (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан).

Что очень важно, существующая в рамках объединенной системы законодательная база позволяет государствам-участникам развиваться дальше, например проводить оснащение систем ПВО новыми и перспективными видами вооружений и военной техники, а также системами управления.

Ярким примером эффективного сотрудничества в этой сфере показывают вооруженные силы России и Беларуси. Соглашение между двумя странами о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы ПВО было подписано еще в 2009 г. За последние годы государства перешли от теории к практике и уже имеют значительный опыт совместного несения боевого дежурства в рамках Единой региональной системы ПВО двух государств.

Вместе с тем существует ряд проблемных вопросов, основной из которых – недостаточная техническая оснащённость соединений противовоздушной обороны стран-участниц (в большей степени – Кыргызстана, Таджикистана и в меньшей – Армении, Беларуси и Казахстана).

Несмотря на то, что участники ОС ПВО имеют возможность покупать вооружение по внутрироссийским ценам, закупка современных ЗРС и ЗРК в России носит единичный характер по ряду объективных и субъективных причин.

Здесь и сложное финансовое положение стран-участниц, и загруженность российских предприятий заказами для собственной армии, и даже политические разногласия, как это было, когда Москва задержала поставку четырех дивизионов С-300 ПМУ1 Минску. В то же время, новейшие российские ЗРК дальнего и среднего радиуса действия С-400 “Триумф” сейчас вообще не доступны для членов ОС ПВО. Сейчас создаваемые комплексы поставляются в российские ПВО и по договору в Китай. В октябре 2016 года Москва подписала соглашение о поставке С-400 Дели и вот-вот подпишет очередное с Анкарой, а значит союзникам придется подождать.

И хотя каждая из региональных систем находится на разных уровнях своего развития, в рамках заключённых договорённостей страны регулярно проводят совместные учения «Боевое содружество» с привлечением авиации, зенитных ракетных комплексов и радиолокационного оборудования.

Так, учения «Боевое содружество», прошедшие 26 октября 2016 года, были одними из самых масштабных за минувшие 20 лет. В манёврах приняли участие более 9 тыс. военнослужащих, было задействовано около 130 командных пунктов, 160 подразделений радиотехнических и более 40 – зенитных ракетных войск. В воздух поднялись около 100 единиц авиатехники стран СНГ, включая российские самолёты на аэродромах в Кыргызстане и Армении. Расчёты ЗРК провели условные пуски около 200 управляемых ракет.

Однако жизнь не стоит на месте и к воздушной среде, как несущей потенциальную опасность, давно присоединилось и космическое пространство. По этому сегодня объединенная система ПВО СНГ развивается в соответствии с Концепцией воздушно-космической обороны, которая была одобрена в 2015 году и заменила Концепцию охраны воздушного пространства.

Так, 8-9 февраля текущего года в Минске в Исполнительном комитете СНГ состоялось заседание экспертной группы по согласованию проектов документов о сотрудничестве государств – участников Содружества в военной сфере.

Главным вопросом, рассматриваемым на встрече, был проект Основных направлений адаптации объединенной системы противовоздушной обороны стран СНГ к решению задач воздушно-космической обороны.

В данном документе изложены мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы сотрудничества, по строительству объединенной системы воздушно-космической обороны стран СНГ, а также подсистем разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении, поражения и подавления средств воздушно-космического нападения, организационной структуры и системы управления объединенной системы ПВО.

Фактически, это воссоздание на более технологичном уровне советской системы наблюдения за космическим пространством и предупреждения о ракетном нападении, элементы которых после развала СССР, оказались в разных государствах.

Кроме того, в документе прописаны мероприятия военно-технического сотрудничества с учетом выполнения задач воздушно-космической обороны, совместные мероприятия оперативной и боевой подготовки, как в рамках объединенной системы ПВО государств – участников СНГ, так и в рамках создаваемых региональных систем.

Реализация данного проекта позволит в более короткие сроки обнаруживать ракеты и самолёты потенциального противника, находящиеся за сотни километров от территории государств-участников и прилегающих стран, что в свою очередь увеличит скорость реакции на угрозы, которые могут в итоге оказаться реальными.

Валерий Бережной

20.02.2017Права на данный материалпринадлежат Военно-политическое обозрение (Беларусь)
Материал размещен правообладателем
в открытом доступе
  • В новости упоминаются
Компании

  • Похожие новости
Предложить изображение по теме
  • Комментарии
Хотите оставить комментарий? Зарегистрируйтесь и/или Войдите и общайтесь!
loading…

Источник