Снегурочка в опере и Жизни

Эту статью мы посвящаем теме, на которую уже писали ранее, но которая по-прежнему остаётся притягательной для нашего общества, и которая сочетает в себе: как экскурс в прошлое и ошибки в нём, так и указание на то, куда ж нам плыть в будущем. Именно поэтому еще на долгие годы сказка и опера «Снегурочка» останутся актуальными для всех интересующихся и средством воспитания подрастающих поколений.

История создания

Римский-Корсаков познакомился с произведением «Снегурочка» Александра Николаевича Островского сразу после ее публикации. О том, как менялось его отношение к пьесе, он подробно рассказывал в «Летописи моей музыкальной жизни»:

«В первый раз «Снегурочка» была прочитана мной около 1874 года, когда она только что появилась в печати. В чтении она тогда мне мало понравилась; царство берендеев мне показалось странным. Словом — чудная, поэтическая сказка Островского не произвела на меня впечатления. В зиму 1879—80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя всё более и более влюблённым в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу».

Весной 1880 года Римский-Корсаков побывал в Москве у А.Н. Островского и получил у него разрешение воспользоваться его пьесой для сочинения оперы с правом внесения необходимых правок. Сразу после возвращения в Петербург началась подготовительная работа. Все лето, проведенное в имении Стелёво, он посвятил сочинению этой оперы. Окружающая природа оказалась созвучна его собственным мыслям и вдохновляла его на творчество:

«Первый раз в жизни мне довелось провести лето в настоящей русской деревне. Здесь все мне нравилось, все восхищало. Красивое местоположение, прелестные рощи («Заказница» и Подберезьевская роща), огромный лес «Волчинец», поля ржи, гречихи, овса, льна и даже пшеницы, множество разбросанных деревень, маленькая речка, где мы купались, близость большого озера Врево, бездорожье, запустение, исконные русские названия деревень, как, например, Канезерье, Подберезье, Копытец, Дремяч, Тетеревино, Хвошня и т. д. — все приводило меня в восторг. Отличный сад со множеством вишневых деревьев и яблонь, смородиной, клубникой, крыжовником, с цветущей сиренью, множеством полевых цветов и неумолкаемым пением птиц — всё как-то особенно гармонировало с моим тогдашним пантеистическим настроением и с влюбленностью в сюжет Снегурочки. Какой-нибудь толстый и корявый сук или пень, поросший мхом, мне казался лешим или его жилищем; лес «Волчинец» —заповедным лесом; голая Копытецкая горка — Ярилиной горой; тройное эхо, слышимое с нашего балкона, — как бы голосами леших или других чудовищ. Лето было жаркое и грозовое. С половины июня и до половины августа грозы и зарницы бывали чуть не каждый день».

Осенью того же года была сделана оркестровка сочинения, которая была закончена 26 марта 1881 года.

Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой лёгкостью и быстротой, как «Снегурочка». Он высоко оценил её значение в собственном творчестве, в частности сказав:

«Кончая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги».

Особое внимание при сочинении оперы композитор уделял вокальному стилю — удобной тесситуре, гибкости и эффектности вокальных партий, свободе плавно льющегося речитатива. Кроме того, Римский-Корсаков считал, что оркестровка этой оперы также явилась для него «шагом вперед во многих отношениях». Позднее он сказал:

«Я вынес убеждение, что «Снегурочка» — это моё лучшее произведение».

Премьера, состоявшаяся 29 января (11 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А. Н. Островский:

«Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Загадка Снегурочки

http://allrus.me/wp-content/uploads/2013/11/Vladimir-Nesterov.-Snowmaiden.jpg

Прежде чем читать далее, настоятельно рекомендуем ознакомиться с текстом сказки Островского по ссылке http://az.lib.ru/o/ostrowskij_a_n/text_0142.shtml.

Снегурочка — сказочный персонаж, согласно легенде — дочка Деда Мороза, которая приходит к нам в дом вместе с ним в новогодние праздники. Она привносит волшебную красоту в детские праздники, но после них о Снегурочке забывают до конца очередного года. Периодически показываются театральные или кинопостановки, в которых Снегурочка представлена в банальной бытовой мелодраме с фольклорной экзотикой.

Но в Снегурочке во всех проявлениях продолжает оставаться загадка, которая заставляет каждый раз внимательно всматриваться в этот образ. Нам представляется, что за этой таинственной сказкой скрыт судьбоносный поворот русского исторического пути или точка разветвления (т.е. выбора), который до сих в должной мере не осознан. Поэтому попробуем прояснить смысл и значение Снегурочки в русском прошлом, настоящем и будущем.

http://ppt4web.ru/images/150/12774/640/img18.jpg

Н.А.Островский — первооткрыватель этого загадочного сюжета и образа, Н.А. Римский-Корсаков — создатель прекрасно завораживающей музыки к этой сказке, В.М. Васнецов — нарисовавший к ней замечательным картины, в то время сами ещё не понимали на уровне сознания, что они открыли, но своим чутьём чувствовали особенность этой сказки, выделяющей её среди многих сказок и былин, пришедших к нам из прошлого Руси, и тем самым обратили на неё внимание читателей и слушателей.

Безопасность жизни общества в целом и каждого индивида в отдельности определяется тем, насколько его жизнь протекает в ладу с самим собой, другими людьми, биосферой Земли и Богом. Понимая, что все процессы управляются либо самоуправляются, понимая как ими управлять, каждый индивид способен понять как дОлжно жить, и как — недопустимо. Поскольку Бог общается с человеком на Языке Жизни, то человек постоянно получает в той или иной форме информацию, необходимую для принятия управленческих решений.

Если индивид воспринимает Вести приходящие от Наивысшего Всеобъемлющего Управления (Бога) и в соответствии с ними строит свою жизнь, то про него можно сказать, что он стремится к Человечности и старается жить по Со-Вести, то есть совместной Вести Бога и Человека.

Если же индивид остаётся к этой Вести глух и невнимателен, не понимает язык Промысла, то у него не получится жить по Со-Вести. Он будет получать в своей жизни нарастающий поток проблем, который при их не разрешении погребает под собой и самого индивида, и общество таких индивидов. То есть проблемы индивида и общества определяются ими самими, а не кем-то ещё.

Про таких людей Федор Иванович Тютчев написал:

«Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..»

В самый критический момент, когда «слепцы ведут слепцов к пропасти», появляется в той или иной региональной цивилизации Благая Весть всему миру через Посланника для помощи остановившимся в своем развитии народам, чтобы они преобразились и вернулись на путь к Человечности.

В соответствии с достаточно общей теорией управления — это проявление прямой (положительной и отрицательной) связи Промысла, корректирующей отклонение, и возвращающее на правильный путь. Именно деятельность таких людей во многом определила ход дальнейшего развития ряда цивилизаций. Например, Иисус или Мухаммад принесли Благую Весть всему миру. Поэтому актуальность и значимость различения и понимания миссии Посланников Промысла является общечеловеческой задачей на все времена и для всех народов. А признание или не признания Посланника является судьбоносным выбором своего будущего для каждого из народов. Сами Посланники, их Весть и сообщения о них попадают в поле зрения внимательных людей, как что-то чудесное-необычное на обычном-бытовом фоне и остаются в народной памяти зачастую в виде фольклора (притчей, мифов, былин и сказок). Посланник обращается ко всем так, чтобы его поняли единообразно соответственно культуре современного ему общества в целом. А в личном общении — соразмерно нравственному развитию каждого. Но результат этого общения — зависит от людей: принять и преобразиться в соответствии с Благой Вестью, или отвергнуть и продолжать оставаться «слепцом». По этому поводу в Коране сказано:

«Бог не меняет того, что происходит с людьми, покуда люди сами не переменят того, что есть в них (в другом переводе: покуда люди сами не переменят своих помыслов), — сура 13:12 (http://islam-today.ru/veroucenie/allah-ne-izmenit-nasego-polozenia-poka-my-ne-izmenim-seba/

Снегурочка — воплощение Благой Вести

Поэтому если принять, что Снегурочка — это явленная берендеям (народу дохристианской Руси) воплощение Благой Вести, то раскрывается глубинный смысл текста А.Н. Островского. Не случайно он назвал своё произведение «весенняя сказка».

public-snegurochka-2-2

http://sunny-art.ru/

Начнём с оценки положения у берендеев до появления Снегурочки. В царстве берендеев далеко не всё в порядке, общество испытывает проблемы. Это интуитивно чувствуют и правители берендеев и те, кто должны выполнять роль жречества, но кто выродился в знахарство и скоморошество.

http://opisanie-kartin.com/uploads2/image113.jpg

Так, слепые (!) гусляры с тревогой поют о полыхающих окрест войнах, но заканчивают песнь славословием о мире в державе берендеев и его блюстителе-царе Берендее. Здесь переплетаются подобострастие и непонимание внутреннего положения в обществе берендеев.

http://commons.wikimedia.org/wiki/Костюмы_и_декорации_Виктора_Васнецова_к_опере_«Снегурочка»#/media/File:%D0%A8%D1%83%D1%82%D1%8B.jpg

Сам царь Берендей в это время занят росписью своего дворца замысловатыми рисунками, за что его поднимают на смех скоморохи, чего он не замечает и пускается в нравящееся ему самолюбование.

«Приятно ум чужой своим примерить,
На меру взять и на вес; глупость мерить —
Напрасно труд терять.»

Далее первый боярин (премьер-министр) Бермята утверждает:

Великий царь счастливых берендеев,
Живи вовек! От радостного утра,
От подданных твоих и от меня
Привет тебе! В твоем обширном царстве
Покуда всё благополучно».

http://img-fotki.yandex.ru/get/9895/19449236.a4/0_93693_8199c4d2_XL.jpg

Явное преувеличение: всё царство — посад да слобода. Опытный бюрократ оставляет для себя поле для маневра. Но царь Берендей сомневается:

«Не верю я, Бермята.
В суждениях твоих заметна лёгкость.
Не раз тебе и словом и указом
Приказано, и повторяю вновь,
Чтоб глубже ты смотрел на вещи, в сущность
Проникнуть их старался, в глубину.
Нельзя ж легко, порхая мотыльком,
Касаться лишь поверхности предметов:
Поверхностность — порок в почётных лицах,
Поставленных высоко над народом.
Не думай ты, что все благополучно,
Когда народ не голоден, не бродит
С котомками, не грабит по дорогам.
Не думай ты, что если нет убийств
И воровства…»

Бермята соглашается и решает отделаться «малой кровью»:

«Воруют понемножку».

Но не этим озабочен царь Берендей. Он говорит:

«Благополучие — велико слово!
Не вижу я его давно в народе,
Пятнадцать лет не вижу.
В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев.
Исчезло в них служенье красоте;

Короче, друг, сердечная остуда
Повсюдная, — сердца охолодели,
И вот тебе разгадка наших бедствий
И холода: за стужу наших чувств
И сердится на нас Ярило-Солнце
И стужей мстит…»

Заметим, что именно Ярило посылает стужу, но Солнце этого делать не может. Значит Берендей отождествляет, сознательно или бездумно, двух разных богов и вносит путаницу в свой разум и в мировоззрение берендеев, а это приводит далее к трагическим последствиям для всего их общества.

Ярило (по славянской мифологии) — это божество весеннего плодородия и страстной любви в виде молодого парня на белом коне, сезонный земледельческий культ, обрядовые празднования которого заканчивались его похоронами (!). Если посмотреть в более древние времена, то Ярило — одна из сил природы — Солнце, которое как и другие природные стихии, является составляющей Языка Жизни, которым Белобог общается с людьми. Люди же общаются с ним через молитвы, требы и дары, приносимые ему.

Однако в контексте сказки можно предположить, что Ярила — это созданный берендеями их главный, по их представлениям солнечный бог — а по сути их собственное коллективное бессознательное или в терминологии эзотеризма — эгрегор.

Эгрегор (коллективное бессознательное) — это энерго-информационное поле, созданное совместной деятельностью людей, которое отражает те мысли и чувства (информацию-образы, отдельные алгоритмы и полноценные сценарии), которые в него вложили, но не может «выдать» того, чего в него не вложили. Своего рода банк данных с определёнными паролями входа.

Поскольку коллективное бессознательное содержит только старые алгоритмы, оно сопротивляется новому состоянию общества. Поэтому Ярило стремится уничтожить Снегурочку, так как её приход означает конец его монопольного положения над берендеями; призывает стужу (как божество страсти он может вызывать противоположные состояния: жар-холод, любовь-ненависть) для устрашения берендеев, чтобы они оставались его энерго-информационными «донорами» и, если не путать имена богов, то Берендей называет действия Ярилы-эгрегора точно. В финале Ярила-эгрегор является в виде молодого парня в белой одежде, неся зловещие символы: светящуюся людскую голову (череп?) в правой руке и ржаной сноп — в левой.

http://commons.wikimedia.org/wiki/

Царь Берендей чувствует, что общество больно и даже определяет симптомы этой болезни:

«Возвышенной тоски любовной нет»

Действительно, берендеи перестали личностно развиваться, ибо в их жизни нет Любви, но здесь царь не точен, поскольку при Любви будет радость, а тоска — это проявление другого чувства. Также говорит он и о других причинах своей тревоги:

«Появилось стремление к новшествам:
А видятся совсем другие страсти:
Тщеславие, к чужим нарядам зависть
И прочее».

Заметим, что в «прочем» может быть и стремление к развитию новых человеческих качеств, потому это может быть проявлением бездумного консерватизма.

http://3.bp.blogspot.com/-zSJ89uqz07E/T8D97XxLgwI/AAAAAAAAHj8/4HIFgLV8tlw/s1600/0006-004-Solomin-Nikolaj.jpg

http://commons.wikimedia.org/wiki/

А что народ, простые берендеи? Они беспечно и бездумно, по традиции, празднуют окончание зимы, но вот происходит чрезвычайное событие — чужак Мизгирь совершает вызывающий проступок — он обманул и предал поруганию Любовь своей невесты – «благое чувство, великий дар природы, счастье жизни!».

http://commons.wikimedia.org/wiki/

А местные мужики и парни не сумели поставить на место нарушителя традиции и защитить Любовь, а надеются только на «батюшку-царя». И поют ему льстивую хвалебную песнь:

«Привет тебе, премудрый,
Великий Берендей,
Владыка среброкудрый,
Отец земли своей.
Для счастия народа
Богами ты храним»,

Они ошибаются: он выдвинут коллективным бессознательным берендеев — Ярилой для служения себе, то есть сохранения прежних порядков, сохранения психологической зоны-комфорта.

«И царствует свобода
Под скипетром твоим…»

Лукаво принимая произвол царя, они не хотят стать самостоятельными и нести ответственность за свою жизнь. Очень напоминает ситуацию в современной России, когда все ждут, что президент, губернатор всё сделают за толпу, которая не хочет стать народом и изменить прежде всего своё поведение, ибо в обществе людей, живущих по совести, невозможны преступления.

http://commons.wikimedia.org/wiki/

Это типичное состояние толпо-«элитарного» общества, где и управители, и управляемые живут по преданию (традициям), рассуждают по авторитету президента (либо другого вождя), предания или Писания (признаваемого в том или ином обществе Священным). То есть то общество людей, остановившихся в своём развитии. В контексте рассматриваемого случая — находящихся в застое под управлением алгоритмов «бога»-эгрегора Ярилы.

Согласно В. Жикаренцева (Русь открывает себя. М.,2007) эгрегор проявляется в базовых символистических фигурах. Мужской ряд: Царь-Герой-Любовник, женский ряд: Жертва-Мудрость-Любовь. В пьесе А.Н.Островского эти ряды представлены следующими персонажами. Царь Берендей (одно из значений слова «берендей» — это занимающийся пустяками, делающий игрушки) — это пустопорожний краснобай с девизом: «пусть всё будет как всегда — живём по преданию и рассуждаем по писанию», т.е. он — царь-биоробот, однако будучи эгрегориальным лидером он видит новые факторы, но не находит в себе сил стать эгрегориальным программистом и изменить коллективное бессознательное своего народа берендеев так, чтобы изжить это «житие по преданиям и рассуждения по авторитетам». А ведь существует правило:

положение обязывает, если положение не обязывает, то оно убивает, сначала духовно, а затем — физически».

И это правило действует в отношении как индивидов, так и управленческих структур, не соответствующих своему предназначению, и касается всех уровней и видов власти. Поэтому будущего у Берендея, как заложника алгоритмики эгрегора, без Ярилы нет, в отличие от конъюнктурного бюрократа-троцкиста Бермяты — этот будет нужен при всех толпо-«элитарных» режимах и готов присягнуть любой власти, подобно некоторым депутатам и чиновникам Карелии.

Купец Мизгирь по внешним признакам похож на героя — видный, бойкий, гордый, но «удалец среди овец» и проявил себя не на поле сражений, а в зарубежной торговле и среди трусливых слободских берендеев. Он уверен, что может всё и всех купить — это демонический тип личности, который ради своей прихоти может нарушить любые традиции. Столкнувшись с Праведным и не желая покаяться, он обрекает себя на самоубийство, идя, как и любой демон, по пути саморазрушения.

Лель — безродный, бездомный, без определённой профессии, но он научен Ярилой-эгрегором песни, умению петь для обольщения, внушения страсти. Известен как разрушитель семьи. Из таких появляются Бобыли-пьяницы, паразиты, пляшущие и пирующие на праздничных «раздачах».

Этим мужским персонажам зеркален женский ряд: блудливая боярыня Елена Прекрасная, страстная Купава, никчёмная Бобылиха. Общее у них — зависимость от Ярилы-эгрегора. Привыкшие из него брать все алгоритмы своей жизни, все сценарии поведения, без него они своим умом не могут ничего создать, даже для своей и его защиты. Они не могут понять и принять миссию Снегурочки, ибо их Господин-Ярило замыслил (эгрегоры не мыслят, но содержат в себе определённые цели и алгоритмику их исполнения) её погубить, что и было коллективно выполнено ими.

public-snegurochka-2-3

http://sunny-art.ru/wp-content/uploads/2010/06/Wiktor_Michajlowitsch_Wassnezow_86.jpg

Но внешние знамения и нарастание внутриобщественных проблем свидетельствуют об изменении состояния природной и общественной среды, о том, что обществу нужно выходить на новый общественный уровень и достигать нового качества развития человеческого в себе. Но «низы» беспечны и ленивы, поэтому надеются на «верхи», а правители «не видят средств» выхода из тревожной ситуации, хотя в лице царя Берендея чувствуют неладное. Формалист Бермята предлагает приказать любить, а царь считает, что «мольбами лишь смягчают гнев богов и массовыми жертвами». Но Бермята возражает, что прежние обряды (алгоритмы поведения) не дадут нужного результата, ибо появилась Снегурочка — необычное чудо. И из-за неё началась смута среди участников спасительного массового свадебного обряда — женихов и невест.

«Какая-то в зареченской слободе
Снегурочка недавно объявилась.
Передрались все парни за неё.
На женихов накинулись невесты
Из ревности, и брань идёт такая —
Усобица, что только руки врозь!»

File:Брусила и берендеи ребята.jpg

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Брусила_и_берендеи_ребята.jpg

Царь:

«Во-первых, я не верю, во-вторых,
Быть может, ты и прав, тогда старайся
Уладить всех и примирить до завтра.
Решение моё непременимо».

Но Берендей не может различить прихода Посланника и не понимает миссии Снегурочки. Его реакция неадекватна «мудрому и благоразумному правителю»: он отрицает очевидность:«я не верю» и потому он слагает ответственность на подчинённого. Упорствует, настаивая на своём, даже понимая абсурдность этого.

Бог всегда помогает

Бог помогает тем, кто остановился в своем развитии, запутался в проблемах и стоит перед самоуничтожением, давая последний шанс вернуться на путь развития человечности и своего предназначения в той форме, которая понятна данному народу. Поэтому берендеи получают в помощь Снегурочку. Почему именно через Снегурочку? Это своеобразное человекоподобное существо. Она дочь Мороза (царя Мира Льда, вершителя зимнего порядка застывшей, холодной, но не мёртвой Красоты, поэтому его ещё называют Карачун-Корочун, т.е. завершитель годового жизненного земного цикла) и Весны (начала нового жизненного цикла), т.е. Снегурочка — дочь Природного Конца и Начала. Не случайно, что имя Снегурочки имеет два несхожих образа: созданная из снега (очищенная вода на холоде превращающаяся в кристалл, который может расти) и утренний жаворонок веселыми трелями встречающий зарю.

Снегурочке исполнилось пятнадцать лет. В течение этого срока воспитывалось новое поколение и «остудевали сердца» берендеев. А их любовная-творческая энергия Красоты, оставшаяся невостребованной, помогла Морозу сформировать восхитительную человекоподобную красоту своей дочери. Тем самым Мороз посылает взамен берендеям холодную энергию, ибо в природе все взаимосвязано. И она не боится угроз Ярилы, пока «имеет младенчески чистую душу».

http://artlemon.ru/imagesbase/1/big/sanderson-ruth/ruth-sanderson-the-snow-princess/lrstsp02sandersonruth-fatherfrostandmotherspring-artfond.jpg

Важно подчеркнуть, что Снегурочка — это живое существо, но она — ещё не состоявшийся Человек, ибо всё живое должно любить, потому она и стремится найти Любовь. Весна предлагает Снегурочке пожить с людьми «на воле». И она с радостью соглашается ради получения к своей холодной Красоте силы горячей Человеческой Любви. Притом следует помнить, что Любовь — это не животная страсть, принимаемая многими за Любовь, по какой причине многие разочарования и страдания связывают с Любовью, что говорит о их слепоте (вспомните слепых гусляров-знахарей). В этом смысле она указывает на проблему берендеев, которые также не знают Любви.

Надобно Любить

Говорить о Любви тем, кто любит, нет необходимости. Имеет смысл говорить о том, когда люди принимают за Любовь порабощающую, привязывающую животную страсть.

«…Все мы любим так же, как понимаем мир. История любви каждого человека — точный слепок с истории его отношений к миру вообще (Ф.Сологуб)».

И если люди хотят любить, то они Любовь найдут благодаря подсказке Свыше быстрее, нежели будут продираться через суету будней, будучи повязанными страстными привязанностями по рукам и ногам. Чудо Свыше выбивает из зоны комфорта, даёт шанс войти в качественно новое состояние, но закрепление в нём, перенятие новых алгоритмов поведения — дело самих людей.

«Лошадь можно подвести к водопою, но нельзя заставить пить».

Снегурочка и являет «эту подсказку» и шанс «беспечным берендеям» придти в состояние Любви, ибо — это созидающее действие, преобразующее себя и других, ибо Лю-Бо-Вь (есть и такая трактовка) — Люди Бога Ведающие, то есть живущие по Промыслу.

В этом особенность миссии Снегурочки как Посланника от Бога: она получает возможность действовать с «волей и выбором», ибо Снегурочке дана возможность показывать, как надо любить по-человечески, и к чему ведёт страсть (т.е. Снегурочка таким образом олицетворяет и прямая — положительную, и отрицательная — обратную связь, если соотнестись с теорией управления).

Таким образом, предназначение Снегурочки — показать берендеям, что они остановились в своем духовном развитии и обратить их внимание, что жизнь страстями приведёт их к самоубийственной гибели — так жить нельзя! А надо жить и любить по-Человечески.

И Снегурочка в Слободе и Дворце выполняет свою миссию тем, что являет и усиливает нравственную направленность встреченных ею берендеев. Так, ленивые и жадные Бобыль с Бобылихой, получают возможность проявить родительскую любовь и трудиться, преображаясь в достойных и уважаемых общинников, но они видят в Снегурочке только средство для дальнейшего паразитирования и доводят себя до крайнего аморального стяжательства.

http://i76.photobucket.com/albums/j37/K_Avery/Vir/VasnezovVM024.jpg

Купец Мизгирь — получает возможность Любить по-Человечески, но выбирает самоубийственный демонизм. Лель, Купава, слободские парни и девчата, при встрече со Снегурочкой продолжают пребывать в страсти, предают свою любовь, вызывают «брань и усобицу», а после ухода Снегурочки становятся зачарованным жертвенным стадом.

При встрече с царем Берендеем Снегурочке становится страшно — она понимает, что это запрограммированный биоробот и слепец, поставленный во главе слепцов, ибо не различает, не понимает и не принимает Снегурочку, и ради сохранения эгрегориального «статус-кво» он готов принести в жертву всех, в том числе и Снегурочку. Поэтому Снегурочка принимает решение добиться прозрения берендеев крайним средством (с помощью отрицательной обратной связи, т.е. показать к чему приведёт следование безумным страстям) и преображается — она тает от демонической страсти Мизгиря и палящих яростных лучей «злого» бога Ярилы, являя людям его истинную сущность.

Самообличением и саморазоблачением звучит прощальный финальный монолог царя-безумного слепца:

«Снегурочки печальная кончина».

Посланник не может погибнуть, он преображается. Не зря Снегурочка создана изо льда и таёт. Использование образа воды акцентирует внимание на преображении. Ведь каждый бессознательно понимает, что Снегурочка никуда не пропала, а перешла в другое состояние, как вода, хотя другим может казаться, что она погибла и может даже казаться, что в мучениях. Никакой общеизвестной истории это, вам читатель, не напоминает?

«И страшная погибель Мизгиря»

Здесь указано точно, к чему ведут демонические страсти.

«Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье —
Холодная Снегурочка погибла.
Пятнадцать лет она жила меж нами»,

Пятнадцать лет берендеям вещалась Благая Весть, почти столько — сколько формируется поколение людей. То есть им давалась возможность научиться жить по СоВести.

«Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце».

А точнее говоря не солнце, а эгрегор-Ярила, который требует служения себе, выполнения своей алгоритмики, старается удержать.

«Теперь, с её чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось».

Ещё недавно царь утверждал, что стужу насылал Ярило, то есть он сам себе противоречит. Мороз лишь символизирует, что старый цикл заканчивается и наступает новый.

«Изгоним же последний стужи след
Из наших душ и обратимся к Солнцу».

Опять подмена имен, солнце вместо Ярилы. Следовало бы обратиться в Богу.

«И верю я, оно приветно взглянёт
На преданность покорных берендеев.
Веселый Лель, запой Яриле песню
Хвалебную, а мы к тебе пристанем.
Палящий бог, тебя всем миром славим!
Пастух и царь тебя зовут, явись!»

Здесь показано, что в обществе берендеев нет Любви. Они выражают своё холопско-рабское отношение к своему Господу-господину Яриле. И в этой толпо-«элитарной» иерархии на первое место поставлен не царь-исполнитель, а пастух — как духовное порождение Ярилы.

«Свет и сила,
Бог Ярило».

Материалы:

Снегурочка (опера)

http://www.turkaramamotoru.com/ru/-186730.html

Н.А. Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни

http://e-libra.ru/read/238760-letopis-moej-muzykalnoj-zhizni.html

Какую загадку загадала Снегурочка?

http://inance.ru/2015/03/snegurochka/

Источник