ГМО: от растений и животных – к людям

ГМО

Население Земли растет, и проблема продовольственной безопасности с каждым годом становится все острее. Голод в отсталых странах Африки и Азии, постоянное удорожание энергии и одновременно все более активное увеличение ее потребления заставляют сильных мира сего задумываться о глобальной продовольственной стратегии. Она давно существует и имя ей – ГМО.

Об истории появления и развития генно-модифицированной продукции писалось не раз именитыми исследователями и учеными, поэтому упомянем лишь самое главное для нас. Главным мировым лоббистом ГМО являлись Северо-Американские Соединенные Штаты, а главным источником средств для исследований, испытаний и массового производства традиционно выступал Фонд Рокфеллера. Именно с подачи этого фонда образовалась и долгое время существовала крупнейшая на сегодняшний день корпорация, занимающаяся селекцией и продажей генно-модифицированных семян – «Монсанто». Поддержка ГМО именитыми банкирами и бизнесменами – вообще одна из особенностей этой отрасли. Другая известная старая олигархическая династия – Дюпон – открыла собственную одноименную корпорацию. На сегодняшний день, наряду с «Монсанто», «Дюпон» является одним из мировых лидеров и монополистов в сфере сельскохозяйственной селекции. Очень активно инвестирует в НИОКР для разработки новых видов ГМО Фонд Билла и Мелинды Гейтс.

Справедливости ради упомянем, что первым и крупнейшим генофондом культурных растений в мире стала коллекция Всесоюзного института растениеводства (ВИР) в Санкт-Петербурге. Ценность этого фонда была настолько высока, что во время блокады Ленинграда сотрудники института умирали от голода, но не смели прикоснуться к запасам риса, бобов, кукурузы, картофеля и другим образцам, число которых достигало 250 тыс. в 1940 году. Более того, ученые выбивались из последних сил, поддерживая в хранилищах нужную температуру, чтобы семена не погибли от холода.

После войны этот банк генов стал базой, на которой выводились тысячи новых сортов продовольственных растений, пригодных к выращиванию в самых отдаленных и суровых уголках Советского Союза. Поля зерновых в районах вечной мерзлоты, овощи, устойчивые к вредителям и болезням, высокая урожайность – что же в этом плохого?

Пока селекционеры экспериментировали с натуральным сырьем, речь шла лишь об улучшении различных качеств сельскохозяйственных культур, но трансгенные технологии, внедряемые североамериканскими корпорациями, вмешиваются в саму структуру гена, а то и вовсе формируют искусственные гены с нужными свойствами, вроде того, как создаются химические ароматизаторы, «идентичные натуральным». Помидор с геном камбалы и кукуруза с геном скорпиона – это совсем не то, над чем работали советские ученые, выводя морозоустойчивые сорта злаков.

Вот, скажем, самая новая разработка британских ученых – трансгенный рыжик посевной. В природе это очень полезный злак, из которого получают масло, богатое важными аминокислотами и витаминами. Но ученые с Британских островов преследовали иную цель – снизить расходы рыбхозов на корм для искусственно выращенной форели, семги и т.д. В Ротамстеде, на одной из старейших опытных сельхозстанций, изучили структуру рыбьего корма, воспроизвели синтетический аналог и внедрили его в рыжик. Злак приобрел несвойственный ему состав и питательную ценность, но главное для исследователей не это – рыба подмену не заметила, а значит, можно приступать к промышленному разведению нового ГМ-злака. Учитывая, что сама рыба также генно-модифицирована, трудно сказать, какой набор генов в итоге попадет на стол потребителю.

В рассказы о том, как селекционные корпорации заботятся о человечестве, поверить трудно. «Дюпон», и «Монсанто», и другие лидеры ГМ-отрасли (например, «Доу Хемикал») активнейшим образом разрабатывают и производят опасные химикаты. Используются они не только в сельском хозяйстве. Селекционные гиганты не раз работали на военные ведомства, превращая свои удобрения, гербициды и инсектициды в мощнейшее химическое оружие. Диоксин, «агент оранж», напалм, известные по войне во Вьетнаме, – все это разработки наших североамериканских борцов с голодом. В интернете нетрудно найти фото тех чудовищных увечий, которые причинило людям использование вышеперечисленных составов. Более того, последствия применения «сельскохозяйственной» химии проявляются по сей день. Во Вьетнаме целые поколения детей появлялись и до сих пор появляются на свет со страшными врожденными уродствами.

Если с напалмом и «агентом оранжем» все примерно ясно, то диоксин загрязняет природу и пищевые продукты постоянно, незаметно и неуклонно. В роли сорняков выступаем мы с вами. Диоксин накапливается в тканях – то есть, в мясе животных, рыбе, овощах и фруктах. Он не имеет вкуса и запаха, не распадается при воздействии высоких температур – а значит, жарить, варить или тушить продукты с диоксином бесполезно. Чтобы представить себе наиболее безобидное отравление этим химикатом, вспомните лицо «оранжевого» президента Украины Виктора Ющенко. Исследования показали, что он был отравлен именно диоксином и, скорее всего, через пищу.

Сторонники ГМО часто указывают на то, что никакого прямого вреда здоровью они не наносят. На самом деле это лукавство. Во-первых, генно-модифицированные организмы постоянно мутируют. Результаты этой мутации предсказать невозможно. Может, они будут безопасными и дадут какое-нибудь новое полезное свойство. А может, произведут на свет новый невероятно устойчивый к любым воздействиям вирус. Уже доказано, что большинство известных инфекций и вирусов передаются нам от животных. Первобытные люди не знали ни гриппа, ни ветрянки, ни СПИДа, пока не начали активно разводить домашний скот. Вспомните не такие уж давние истории покорения новых земель, когда аборигены массово вымирали от занесенных колонизаторами болезней.

Кроме того, опыты на грызунах показали, что некоторые сорта ГМ-сои и кукурузы отрицательно влияют на фертильность, половое влечение и воспроизведение потомства. Даже сами генно-модифицированные сорта растений быстро вырождаются: в лучшем случае, через два-три поколения, а то и сразу не дают семян. Так корпорации стимулируют фермеров покупать каждый год новые семена у того же производителя.

По мнению многих экспертов, ГМО – часть глобальной программы сокращения населения. Проблема голода? Нет человечества – нет проблемы. Селекция от растений и животных давно перешла к людям: это называется евгеникой. Судя по тому, что активнее всего продовольственные биотехнологии внедряют именно в развитых странах, расчет идет на то, чтобы сохранить плодовитость в странах третьего мира – это дешевая рабочая сила. Уже сейчас так называемые «органические» продукты становятся продуктом элитного потребления: цены на них в разы, а то и в десятки раз выше, чем на обычное мясо или овощи.

Что касается людей, то исследования показывают, что как у мужчин, так и у женщин резко снижается возможность без проблем завести детей. Так, ученые с удивлением отметили, что семя пожилых мужчин в развитых странах содержит значительно больше активных сперматозоидов, чем у мужчин среднего возраста, а общая масса подростков оказались почти стерильными. Также молодые люди обоих полов испытывают проблемы с либидо, которые принято списывать на влияние стресса и лекарств или любые другие факторы, вплоть до излучения мобильных телефонов. Но может быть, пора перестать закрывать глаза на очевидное и признать, что главным фактором является питание? Пока мы не оказались окончательно бесплодными через несколько поколений.

Россиянам в этом плане немного проще. Ранее в магазинах у нас была введена обязательная маркировка ГМО-продуктов соответствующими надписями. Однако даже покупая «чистое» мясо, мы не можем быть уверены в том, что этих коров или кур не кормили какой-нибудь синтетической дрянью. Госдума РФ весной 2015 года приняла в первом чтении законопроект, запрещающий выращивание и потребление ГМО в России. Это решение встретило небывалый протест со стороны «просвещенных» сторонников науки и биотехнологий. В ход шли два основных аргумента, один из которых(отсутствие явного вреда здоровью) мы уже приводили выше. Второй аргумент – резкое повышение урожайности, а значит, и прибыли для фермеров.

Однако в различных западных странах, где, в отличие от России – широкой души, любят считать каждую монетку, заметили, что генно-модифицированные культуры не имеют какого-то значительного преимущества ни по цене, ни по количеству, ни по качеству. В 2014 году департамент сельского хозяйства САСШ в своем отчете официально признал, что увеличения урожайности ГМО-культур не наблюдается.

ЦАРЬГРАД МЕДИА

Фехтовальный дуэт "Бретёр" - братья Мазуренко Виктор и Олег: